Валерия СИВИНКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 1 г. Дятлово»,
Гродненская область
Я работаю в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в яслях-саде № 1 Дятлова. Основная категория детей группы – дети с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых нарушены все компоненты речевого развития. Правильное речевое дыхание и артикуляция звуков – фундамент развития правильной речи ребенка.
В работе над развитием речи важное место на подготовительном этапе занимают дыхательная и артикуляционная гимнастики, поэтому упражнения неоднократно повторяются и используются почти на каждом занятии. При отработке определенного звука я использую картотеку упражнений, выбирая определенный комплекс, необходимый именно на этот звук. Многократное повторение и однообразие никогда не вызывает интерес у детей, наоборот, способствует их отвлекаемости. Поэтому для создания мотивации на занятии, а также поддержания интереса, важно находить разные варианты преподнесения одних и тех же упражнений.
Для этого я составила игротеки настольных игр, которые результативно использую при проведении дыхательной и артикуляционной гимнастик. Особенностью моей игротеки, направленной на формирование правильного речевого дыхания, является то, что эти настольные игры можно использовать не только для отработки дыхания, но и для развития психических функций, мелкой моторики, закрепления навыков ориентировки в пространстве, порядкового и количественного счета и т.д., что значительно повышает их ценность в коррекционной работе.
Игра «Листопад»
(Смотрите иллюстрации ниже)
Она состоит из картинки дерева и множества листочков с изображениями геометрических фигур разного цвета.
Задачи игры: развивать целенаправленную воздушную струю; развивать длительность ротового выдоха; дифференцировать длительный и короткий выдох; совершенствовать умение называть геометрические фигуры и цвета; развивать умения находить пары одинаковых фигур (развивать внимание); развивать навык количественного счета; развивать умение называть простые предлоги; совершенствовать дифференциацию понятий «слева», «справа», «сверху», «снизу».
Инструкция: Посмотри, какое у нас дерево, сколько на нем листочков? Давай сдуем одинаковые листочки, назови, какие на них фигуры. Где находится листочек с красным квадратом? (на дереве, под деревом и т.д.) Сдуй листок под деревом, на дереве, слева от дерева и т.д. А сейчас давай постараемся сдуть все листочки сразу. (Можно использовать кубик с цифрами – для определения, сколько листочков нужно сдуть за один выдох).
Положительным в настольных играх на развитие артикуляционного аппарата является то, что мы самостоятельно можем подобрать необходимый нам комплекс упражнений. В моей игротеке 30 различных настольных игр.
Игра «Карта сокровищ»
(Смотрите иллюстрации ниже)
Игра представляет собой красочную карту-лабиринт, с прозрачными кармашками, куда мы можем вставить определенное количество заданий с упражнениями на свое усмотрение. В конце карты изображен сундук, в котором может быть маленький сюрприз (цветочек, фишка, смайлик, наклейка, в зависимости от организационного момента занятия).
Цель: развитие артикуляционного аппарата, нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата; развитие мелкой моторики.
Инструкция: Посмотри, сегодня по дороге в сад я нашла карту к сундуку с сокровищами. Давай попробуем до них добраться. Возьми машинку/фишку/персонажа – и поедем по дороге, но по пути нам будут встречаться препятствия. Чтобы их преодолеть, тебе нужно выполнить определенное упражнение.
Эта игротека включает в себя 20 различных настольных игр.
Поддержание интереса ребенка на занятии значительно повышает процент эффективности выполняемых упражнений. Такие несложные настольные игры пригодятся в работе не только учителю-дефектологу, но и воспитателю, ведь помимо развития речи, психических функций и других навыков, настольные игры способствуют воспитанию усидчивости, самостоятельности и целеустремленности ребенка.
Игры на развитие речевого дыхания
Игры на развитие артикуляционного аппарата