В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэтическое кредо автора. VIII класс

- 22:44II И III СТУПЕНИ, Методичка, Русский язык и литература. Сценарии

 

Татьяна ИСТРАТЬКОВА,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 1 г. Сморгони»,
Гродненская область

 

 

 

 

 

     Цель: познакомить учащихся со стихотворением В.В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха.

     Задачи: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста; расширить словарный запас учащихся; учить детей понимать и чувствовать поэзию как явление искусства.

     Узнают: некоторые факты биографии Маяковского; определение понятий модернизм, футуризм, будетляне, зауми.

     Смогут: определить идею стихотворения; сформулировать поэтическое кредо Маяковского; найти изобразительно-выразительные средства стихотворения (метафору, гиперболу, авторские неологизмы); составить синквейн по теме стихотворения.

     Оборудование: портреты В.Маяковского, репродукции К.Малевича, обложки сборников футуристов, карточки с домашним заданием, презентация (Приложение).

     Оформление доски: тема, портрет, два эпиграфа, репродукции К.Малевича, обложки сборников футуристов, понятия «модернизм», «футуризм», «будетляне», «зауми».

 

На центральной доске: тема, портрет В. Маяковского, первый эпиграф.

– Поэзия
– вся! –
езда в незнаемое.

В. Маяковский. Разговор с фининспектором о поэзии. 1926    

 

Слева: 
В разлетинности летайно

Над Грустинией летан
Я летайность совершаю
В залетайный стан   
В. Каменский.   
Улетан. 1914 

Справа: термины
модернизм  футуризм будетляне  
за́уми  эксперимент  эпатаж,

репродукции К.Малевича, обложки сборников

 

Ход урока

 

І Организационно-мотивационный этап

(Мотивация; знакомство с языком зауми; осмысление цели деятельности на уроке.)

 

– Послушайте слова, взятые в качестве одного из эпиграфов  к уроку.

В разлетинности летайно
Над Грустинией летан
Я летайность совершаю
В залетайный стан   
                         Василий Ка́менский.  Улетан

 

– Каковы ваши впечатления?

(Непонятные слова; но можно предположить, что поэт говорит о полете.)

– Знаменитые Будетляне придумали немало словесной за́уми.

Но обо всем по порядку. Нам предстоит познакомиться с удивительным поэтом – В.В.Маяковским. Мы окунемся в чудесный мир его поэзии. (Цели формулируются учителем и учениками.)

     Мы узнаем некоторые факты биографии Маяковского; определение понятий модернизм, футуризм, будетляне, за́уми.

     Сможем: определить идею стихотворения; сформулировать поэтическое кредо Маяковского; найти изобразительно-выразительные средства стихотворения (метафору, гиперболу, авторские неологизмы); составить синквейн по теме стихотворения.

 

ІІ Проверка домашнего задания

(Актуализация опорных знаний; подготовка к усвоению нового материала.)

 

– Россия рубежа XIX–XX веков переживает невероятно интенсивный подъём, который, прежде всего, связан с развитием философии и поэзии. Страна переживала большие изменения: политические, экономические, исторические.

– Дайте краткую характеристику истории и литературы данного периода – п. п. ХХ века.

(Поражение в русско-японской войне 1904–1905 гг.
Первая русская буржуазная революция 1905 г.
1914 г. – Россия вступила в Первую мировую войну.
1917 г. – Февральская буржуазно-демократическая революция.
1917 г. – Октябрьская революция.
Ощущения неблагополучия жизни, предчувствие грядущих катастроф и мечты о прекрасном человеке характерны для литературы рубежа веков. Молодые художники слова пристально вглядывались в окружающую действительность, в своего современника, бились над загадками человеческой психологии, пытаясь понять и объяснить натуру человека, найти для него путь к счастью).

 

ІІІ Изучение нового материала

(Усвоение нового материала; расширение кругозора; взаимосвязь разных видов искусства; подготовка к знакомству с личностью Маяковского.)

Слово учителя

– В начале 90-х гг. XIX в. появляются первые теоретические работы, в которых заявлялось о новом искусстве.

Главным направлением в искусстве начала XX в. являлся модернизм, для которого было характерно стремление найти новое средство художественное осмысления мира и человека, отыскать новую базу творчества.

Модернизм возник во Франции, прокатился по Европе и дошёл до России. Здесь он затронул не только литературу, но и живопись.

Один из литературоведов начала XX века отмечал: «Едва ли в искусстве можно найти моменты, когда поэзия и живопись настолько тесно соприкасались между собой».

Поэты рисовали, художники писали стихи. Так, новые формы в своем творчестве ищет и художник Казимир Малевич.

– Обратите внимание на репродукции его картин «Конница», «Супрематизм», «Красный квадрат». Самое известное его полотно – это «Черный квадрат». Он так говорит о своём искусстве: «Квадрат…это лицо нового искусства! Квадрат…первый шаг чистого творчества в искусстве. До него были наивные уродства и копия натуры».

– Выделяют три течения модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

Футуризм – от итальянского – будущее. Поэты-футуристы тяготели к эксперименту в области литературной формы и выступали против традиционного, классического в искусстве.

Футуристы эпатировали публику. Эпатаж – поведение, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила; скандальная выходка. Для них характерна театрализация, свои стихи часто читали на публике. Эпатировали и своим внешним видом – знаменитая жёлтая кофта Маяковского, в которой он любил выступать.

Чего только стоят названия поэтических сборников футуристов: «Дохлая луна», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», «Крематорий здравомыслия» и др.

Футуристы заявляли во весь голос: «Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».

Они создавали свой особый язык – заумь. Вспомните эпиграф.

А себя они называли будетлянами. Будетляне – это люди, которые будут, люди будущего.

Именно в лоне футуризма развивалось раннее творчество В.Маяковского.

 

Работа с учебником или выступление заранее подготовленных учеников

– Прочитаем вступительную статью о Маяковском в учебнике. С. 191. (Или выступление учеников, презентация о Маяковском).

 

Чтение и анализ стихотворения

(Работа над заголовком. Прогнозирование.)

 

– Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем читать. О чем, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

(О приключении, о чем-то необычном, особенном, загадочном, таинственном.)

– Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать, что приключение было на самом деле.)

– Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

– Итак, представьте. Поэт, усталый, возвращается с работы, с телеграфного агентства, где целый день рисовал агитационные плакаты. Наступает вечер.

 

Чтение стихотворения учителем

– Оправдались ли наши первоначальные предположения?

– О чем это стихотворение?

(Это стихотворение о необыкновенной встрече поэта с солнцем.)

– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

(Описание дня, местности, бытовые детали. Фантастично – солнце пришло в гости и беседует с героем.)

– Какие бы композиционные части вы выделили в стихотворении?

     (1 Экспозиция. Описание места действия и наблюдений героя над солнцем. «Обыденная работа поэта».

     2 Завязка и развитие действия. «Дерзости поэта. Приглашение «на чай»».

     3 Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом».

     4 Развязка. «Схожесть солнца и поэта. Поэтическое кредо автора».)

– Для чего поэту понадобился прием преувеличения в начале стихотворения: «В сто сорок солнц закат пылал»?

(Чтобы ярче, образнее показать изнуряющую жару июля.)

– Как называется такой прием в литературе?   

(Гипербола)

– А попробуйте объяснить речевой оборот  «жара плыла»?

(Очень жарко, жара осязаема, как река, только не с прохладной, а горячей водой.)

– Как называется такой прием в литературе? 

(Метафора)

– Куда каждый вечер уходит солнце?

(Поэт не совсем уверен, но он предполагает, что солнце спускается в некую «дыру», расположенную «за деревнею».)

– Очень хорошо. Наступает новое утро. Изменилось что-то в мире? 

(Нет, все то же, что и вчера.)

– Чем недоволен поэт, почему он зол? 

(Поэта удручает обыденность, привычный порядок вещей. Никаких перемен! И у него в жизни тоже: каждый день он ходит на работу, устаёт. А солнце беззаботно то встает, то заходит.)

– Как поэт выражает свою злость? Какие слова по отношению к солнцу употребляет автор?

(Слазь!
Дармоед!
Довольно шляться!
Занежен в облака!)

– Подумайте, как называют такие слова, простые, резкие, грубоватые? В каком стиле речи их употребляют?

(Просторечные слова, свойственные разговорному стилю.)

– Для создания комического эффекта используется каламбур – игра слов, основанная на звуковом сходстве слов, разных по значению. Где в стихотворении автор использует этот прием – слова звучат похоже, но имеют разный смысл?

(«…чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы
   «Гоню обратно я огни… чаи гони, гони, поэт, варенье»)

– Каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.

– Как передан испуг поэта? Чем он вызван?

(Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб!) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель.)

– Как теперь обращается герой к солнцу?

(Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

– О чем беседуют герои?

(Поэт рассказывает о сложности своего труда, «что-де заела РОСТА», а солнце, в свою очередь, жалуется на свою жизнь: «А мне, ты думаешь, светить легко?»)

– Как относится солнце к своему труду?

(Солнце внушает поэту уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово «светить» автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

– Как меняются взаимоотношения героев?

(Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», поэт бьет его по плечу, а солнце называет поэта товарищем.)

– Почему они сблизились, подружились?

(У них одна цель.)

– Какая это цель? (Подтвердите строками из текста.)

(Освещать путь людям, светить. Несут свет и добро людям. Солнце – животворной радостью своих лучей, поэт – светом своей поэзии. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в «сером хламе мира», чтобы искоренить это черное. «Пойдем, поэт, взорим, вспоём у мира в сером хламе. Стена теней, ночей тюрьма под солнц двустволкой пала».)

– Как вы понимаете выражение «солнц двустволкой»?

(Речь о двух солнцах – обычном солнце и о поэте. Вместе они как двустволка – разрушат серость жизни, тьму, будут нести людям духовность.)

– В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение?

(«Светить всегда, светить везде…» Это стихотворение о высокой миссии поэта, поэзия должна быть солнцем.)

– Яркая метафора Маяковского «поэзия-солнце» вырастает в емкий образ-символ: поэзия – свет, день. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но поэзия – это и каждодневный, нелегкий труд ума и души.

 

ІV Обобщение

– Так зачем нам, читателям, простым людям, нужна поэзия?

(Чтобы прикоснуться к необычному, познать прекрасное, стихи делают нашу жизнь духовно богаче, зачаровывают нас созвучием рифм, чудной мелодией слов. Если человек способен воспринимать поэзию, то он ещё не зачерствел душой.)

– Сформулируйте основную мысль стихотворения.

(Стихотворение о нелёгкой миссии поэта, о том, что истинная поэзия несёт свет, она призвана обогащать духовную жизнь человека.)

– Каково эстетическое кредо автора, т. е. главный принцип его жизни?

(«Светить всегда, светить везде…»)

– Как вы понимаете второй эпиграф?

(Автор строк сравнивает поэзию с увлекательным, интересным путешествием по просторам таинственной страны, имя которой – поэзия, И только тот путешественник насладится красотами этой страны, чье сердце окажется чутким, добрым, восприимчивым к поэтическому слову.)

– Какие особенности его поэтической манеры вы можете назвать? Обобщите наблюдения.

(В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует метафоры, гиперболы, каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. Использует авторские неологизмы.)

– Какие новые слова придумал автор в этом стихотворении?

(Ясь, занежен в облака, златолобо, взорим, вспоём, ало.)

 

Составление синквейна

– Попробуйте составить синквейн по следующим словам: поэт, солнце, поэзия (по рядам).

Поэт
уставший, напряжённый

трудится, светит, трезвонит
Светить – и никаких гвоздей.
миссия
Солнце
яркое, большое

светит, всходит, греет
Дарит людям тепло.
жизнь
Поэзия
загадочная, приятная

учит, радует, вдохновляет
Дает прикоснуться
к высокому.
искусство

 

V Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения, заполнить пропуски в сочинении цитатами из стихотворения В.В.Маяковского (карточки раздаются учащимся или в электронном варианте, например, в блоге).

 

В стихотворении В.В.Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: ___________________________________. И несколько раз повторяющиеся обороты _________________________ говорят о необыкновенной жаре этого лета.

Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: ____________________________. А вот разговаривая с солнцем за чаем, в конце стихотворения, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: ___________________.

Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______________. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _________. Солнце «заходит», т.е. _________, а зайти в гости – ___________. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова ________.

Так в сочетании смешного и _________, низкого и _________ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы пала _____________, чтобы стена и света кутерьма __________.

 

VI Комментирование оценок

 

VII Рефлексия

 

Приложения

 

1 Изображения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://domvelimira.ru/hlebnikov/about_futurizm/1850_foto1_02.jpg, https://m.rusmir.media/files/1/upload/1210×0/13945.jpg, https://i1.wp.com/www.ibiblio.org/wm/paint/auth/malevich/sup/malevich.petersburg.jpg. –Дата доступа: 26.01.2021.

2 Презентация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/gPz9/MgN2Dcwju. – Дата доступа: 26.01.2021.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий