Анна КОЗЛОВА,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 59 г. Гомеля»
XXI век можно смело назвать веком геймификации. Думаю, что ни один урок в современной школе не обходится без игры. Все знают, насколько важны и полезны различные настольные игры. И конечно, их можно эффективно использовать на уроках иностранного языка.
Игры и веселые мероприятия являются жизненно важной частью языка. Независимо от того, учите ли вы взрослых или детей, игры оживят ваш урок и гарантируют, что ваши ученики покинут класс с большой благодарностью.
Игры могут быть использованы для создания рабочей атмосферы перед началом урока, во время урока, как перерыв, когда вы беретесь за трудную тему, или в конце урока, когда у вас есть несколько минут, чтобы закрепить материал.
В процессе педагогической деятельности у меня неоднократно возникал вопрос «Как заинтересовать и вовлечь в процесс обучения учащихся разного уровня подготовки?»
Мы с детства сталкиваемся с различными настольными играми. В одних играх мы выкупаем предприятия, пытаясь обойти своих соперников, в других отгадываем слова. Необходимо помнить о том, что изначально настольные игры создавались для того, чтобы воспитывать, обучать, а также развлекать детей. Эту методику я решила использовать для создания «обучающей» настольной игры.
Настольные игры характеризуются «живым» общением среди учащихся, которое протекает по правилам, игровым атрибутам, а также в имитируемой действительности.
Основной плюс для учителя в использовании такой игры на уроке – это то, что можно создать любой шаблон на любую тему и дополнить его грамматическими, лексическими структурами, которые мы хотим, чтобы учащиеся совершенствовали. Яркое, красочное игровое поле, особенные фишки для каждого игрока, разнообразные карточки не оставят без внимания ни одного учащегося.
В работе над созданием настольных игр я выделила несколько шагов, которые помогут безошибочно создать эффективную игру:
Шаг 1. Определить возрастную категорию, для которой будет проводиться игра.
Шаг 2. Выбрать тему для игры, а также подобрать материал из этой темы таким образом, чтобы он был учебным.
Шаг 3. Определить обучающую цель игры.
Шаг 4. Отобрать материал таким образом, чтобы он вписывался во временные рамки урока.
Шаг 5. Когда вы составите приблизительную концепцию игры, определите правила и создайте базовую версию своей игры, при этом необходимо учитывать следующее:
а) сколько игроков;
б) продолжительность игры;
в) какой будет выбор у игроков
г) как продвигается игра;
д) конечный исход игры.
Шаг 6. Разбейте игру на сектора, которые будут чередовать в себе все виды речевой деятельности.
Шаг 7. Не забывайте: чем ярче игра, тем интереснее детям. Постарайтесь отобрать большое количество наглядного материала для размещения на вашу настольную игру.
Шаг 8. Создайте прототип игры. Играйте в свою игру с другими и спрашивайте – что было весело, что было трудным, чему они научились? И включите эту обратную связь в будущие взаимодействия по редизайну.
При правильной организации настольная игра поможет:
– закрепить лексический материал;
– закрепить грамматические структуры;
– совершенствовать навыки говорения;
– совершенствовать коммуникативно – познавательную деятельность.
Непосредственная цель игры – это вовлечение учащихся разного уровня подготовки в процесс обучения. Необходимо поощрять своих учеников, чтобы они были активными участниками вашего игрового процесса, думая самостоятельно, что приводит к длительному сохранению памяти. Улучшаются не только знания учащихся, но и их интерес, сила, знания, командный дух.
Особенность применения настольных игр в том, что в отличие от компьютерных, настольные игры объединяют живых людей в момент игры, а их инструментарий уникален (игровое поле, карточки, правила и прочие атрибуты). В настольных играх, как правило, есть кубики или монеты, которые показывают количество шагов, которые нам нужно сделать. Игровое поле может наглядно показать задуманные учителем элементы. Отсюда еще одна особенность: погружаясь в игровой процесс, любая задуманная деталь настольной игры имеет гораздо больше шансов закрепиться в памяти учащегося.
Игра идеально подходит для пар и небольших групп.
Её можно сделать как своими руками, так и при помощи уже существующих шаблонов, используя сайты: https://www.twinkl.co.uk, https://nitforyou.com/tag/konstruktor-nastolnyx-igr/ и др.
Не стоит забывать о том, что любая игра носит мотивационный характер. Игра приносит элемент соревнования в языковую деятельность, что непосредственно влияет на атмосферу на уроке, а также на активизацию знаний учащихся. Главная задача – организовать работу таким образом, чтобы игра была эффективным элементом в этапе урока, переводя четко поставленные цели её использования в результаты.