Гражина СИКОРСКАЯ,
заместитель заведующего по основной деятельности,
Ирина ПОДЗЕЛИНСКАЯ,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 64 Гродно
С целью сохранения культурной и исторической самобытности Беларуси, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей белорусского народа в яслях-саде № 64 Гродно организовано обучение искусству гобеленоплетения. Педагоги хорошо знают, ручной труд является важным элементом гармоничного развития детей.
Давно известно, что развитие руки и интеллекта тесно связано между собой. Даже самые простые ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Умелая работа руками ещё более способствует повышению работоспособности головного мозга. Одним из видов ручного труда является детское ручное ткачество. Следует отметить, что оно развивает не только мелкую моторику кисти рук, что является одним из важнейших аспектов развития всех остальных психических процессов ребенка, но и раскрывает творческие способности, формирует художественный вкус, способствуют развитию интереса к культуре своей Родины и истокам народного творчества.
Процесс плетения сам по себе очень увлекателен. Он способствует развитию у детей произвольного внимания, памяти, находчивости, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию координации движений, быстроты реакции.
Существует несколько видов ручного ткачества, каждый из которых интересен и уникален по-своему. Одним из таких видов является плетение гобелена.
В нашем учреждении дошкольного образования обучение искусству гобеленоплетения представлено в форме дополнительной услуги для детей старшего дошкольного возраста, проводится два раза в неделю в подгруппах не более 8–10 человек. Занятия организованы в соответствии с содержанием учебной программы дошкольного образования по образовательной области «Изобразительное искусство» раздела «Детское ручное ткачество». Целью является приобщение воспитанников к одному из видов традиционного национального искусства – ручному ткачеству на примере технологии гобеленоплетения.
Работа по обучению воспитанников носит системный и последовательный характер обучения с постепенным усложнением предлагаемых задач, поэтому процесс обучения осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе происходит знакомство с искусством гобелена (возникновение, развитие ручного ткачества, знакомство с видами гобелена, история ткацкого станка, ручное ткачество Беларуси).
Второй этап заключается в знакомстве воспитанников с изобразительно-выразительными средствами гобелена и процессом его создания (знакомство с основными и составными цветами, с контрастом, сочетаниями цветов, колоритом как средством изобразительной выразительности в произведении, с композицией и стилизацией).
Третий этап включает в себя обучение воспитанников техникам и технологии ткачества гобелена (обучение техникам нетканого гобелена, гладкого гобелена, фактурного).
Завершающим этапом является выполнение самостоятельной работы воспитанников, где они закрепляют все ранее полученные знания и умения в процессе создания самостоятельных творческих работ.
В процессе декоративного плетения, воспитанники вначале используют технику нетканого гобелена (аппликация с использованием полосок бумаги, бумажных шариков, мелко нарезанной пряжи; изонити; «звездное» ткачество). Затем дети знакомятся с техникой тканого гобелена. Здесь они учатся натягивать основные нити на рамки, подбирать пряжу, нити по фактуре и цвету, сматывать их в клубки, выполнять элементарный приём переплетения «полотно». Ребята выполняют работу как по заданному образцу, так и самостоятельно составляют узор.
На следующем этапе воспитанники учатся работать непосредственно на ткацком станке. Ткацкий станок является неотъемлемой частью гобеленоплетения и позволяет выполнять более сложные переплетения, создавать геометрические и сложные узоры, подбирая нити по цвету. После натяжения основы (нити) на рамку ткацкого станка, дети под руководством педагога составляют узор будущего изделия. Основа может быть как однотонная, так и разноцветная. Здесь можно использовать смешанную технику работы, вплетая соломку, засушенные травы, полоски цветных тканей, декоративный шнур и т.д., в зависимости от задуманного образа. На таком станке и создаются творческие работы.
Кроме ткацкого станка, ещё используем ткачество на дощечках. С помощью такого вида ткачества, происходит знакомство детей с технологией изготовления поясов. Используя ткачество на дощечках, дети могут окунуться в историю изготовления знаменитых слуцких поясов.
В дошкольном возрасте любое занятие должно быть построено таким образом, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка к поставленной задаче. Для этого используются самые простые методы и приемы. Действенными в процессе работы с техникой гобеленоплетения являются игровые приемы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, рассказывание стихотворений, прослушивание музыкальных произведений. Всё это помогает педагогу не только привлечь внимание ребенка, но и вдохновить его на создание яркой художественной работы. При этом сам педагог должен мастерски владеть технологией гобеленоплетения.
Любое занятие, это не просто занятие, а целая «страна умелых ручек», где каждый удивляет своими художественно-творческими способностями. Процесс плетения выполняется увлеченно, старательно, творчески. Занимаясь плетением, ребёнок учится выполнять работу аккуратно, быть усидчивым, настойчивым в достижении цели, стремится преодолевать трудности, а также доводить начатое дело до конца, при этом постоянно контролируя свои действия, что, несомненно, влияет на дальнейшее более успешное обучение в школе.
На таких занятиях дети учатся бережно относиться и к окружающей среде, видеть в ней источники приобщения к искусству, развивают эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности.
Созданные своими руками художественные работы ребята с удовольствием демонстрируют своим родителям, воспитателям и друзьям, рассказывая интересные истории создания своих творений. В учреждении образования организовываются творческие выставки детских работ, созданных на занятиях детского ручного ткачества.
Таким образом, детское ручное ткачество (на примере технологии гобеленоплетения) – увлекательное и доступное занятие для детей старшего дошкольного возраста, которое не только позволяет организовать творческую деятельность и открыть новые возможности дошкольников, но и на основе личностно-ориентированного подхода развивает у каждого ребенка активность, самостоятельность, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности, уверенность движений, позволяет лучше узнать корни и историю своего народа.