Ирина КЛИМОВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 34 г. Лида»,
Гродненская область
Цель: транслирование опыта педагогической деятельности в организации целенаправленной работы по развитию речи детей с особенностями психофизического развития.
Задачи:
– повысить профессиональное мастерство педагогических работников посредством ознакомления с дидактическими играми учебно-дидактического центра, направленными на закрепление правильного звукопроизношения у детей 5–6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе совместной деятельности с детьми;
– создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов, укрепления взаимодействия между учителем-дефектологом и воспитателем дошкольного образования.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Изучение специальной литературы, опыт работы в специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи помогают прийти к пониманию того, что в настоящее время для дошкольного образования особо острой проблемой становится увеличение числа детей с речевой патологией (недостатками звукопроизношения, ограниченностью словаря, полным или частичным отсутствием грамматических форм, а также изменением темпа речи, ее плавности). К тому же, эти дети часто бывают раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Поэтому работу с воспитанниками необходимо вести с учетом их психологических особенностей, используя игровые формы обучения, так как в игре возникают положительные эмоции, возрастает познавательная активность.
Теоретические подходы к формированию правильного произношения звуков родного языка
Уважаемые коллеги! Одним из важных направлений работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи является закрепление поставленного учителем-дефектологом звука в речи. Работу на этапе закрепления звука рассматривают как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Закрепление и автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Вначале предлагаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются (закрепление звука в словах и фразах). Для закрепления нового звука требуется создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произнес его не менее 10–20 раз. Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.) [1, с. 144].
Многократное однообразное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Учитывая то, что игра – ведущий вид деятельности для ребенка дошкольного возраста, для закрепления поставленного звука воспитателю дошкольного образования важно максимально использовать наглядность и игровые приемы.
Использование дидактических игр на этапе закрепления звука позволяет решить сразу несколько задач:
– увеличить потребность ребенка в общении;
– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
– повысить познавательную активность и интерес детей;
– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
– регулировать поведение детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Дидактические игры дают положительный результат при соблюдении условий: планомерности, повторности, разнообразия и эмоциональности их проведения.
Практическая часть
Поиск наиболее эффективных методов и приемов закрепления звуков в работе с детьми специальной группы способствовал использованию различных нестандартных предметов в дидактических играх, а также разработке и изготовлению новых наглядно-игровых пособий. Сегодня я хочу ознакомить вас с некоторыми из игр разработанного комплекса по закреплению правильного произношения согласных звуков у детей 5 6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Предлагаемые игры способствуют более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь, помогают удержать внимание, развивают мелкую моторику ребенка, многофункциональны.
Колючие мячики
Цель: закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Оборудование: колючие мячики су-джок с массажными металлическими кольцами.
Ребенок, нанизывая массажное кольцо поочередно на каждый палец, повторяет звуки, слоги, слова, прокатывая колючий мячик между ладонями – произносит чистоговорку или стихотворение с закрепляемым звуком.
Песочные часы
Цель: закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Оборудование: песочные часы.
Педагог предлагает повторять определенный звук, слог, слово, предложение до тех пор, пока сыплется песок в часах. Воспитанник проговаривает закрепляемый материал.
Помоги лягушке допрыгнуть до подружки
Цель: закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, словах
Оборудование: игровое поле с изображением листьев кувшинки, камешки Марблс.
Педагог рассказывает о том, что лягушке очень скучно играть одной, и предлагает помочь допрыгнуть до подружки. Ребенок, выкладывая камешки на игровом поле и проговаривая закрепляемый звук изолированно, в слогах, словах, выручает героев.
Помоги ежику собрать грибы
Цель: закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, словах.
Оборудование: игровое поле с изображением грибной поляны, камешки Марблс.
Педагог сообщает, что ежик нашел полянку с грибами и просит помощи у ребят в их сборе. Воспитанник выкладывает камешки на игровом поле, проговаривая закрепляемый звук изолированно, в слогах, словах.
Самолет, лети!
Цель: закрепление изолированных звуков [л], [р].
Оборудование: открытка-слайдер с силуэтом самолета, прикрепленным к двигающей ленте.
Педагог предлагает показать, как гудит самолет во время полета. Ребенок, передвигая ленту с прикрепленным силуэтом самолета, длительно произносит звуки [л], [р].
Комарик, лети!
Цель: закрепление изолированного звука [з].
Оборудование: открытка-слайдер, силуэт комара.
Педагог предлагает помочь комару «взлететь», длительно произнеся звук [з]. Ребенок передвигает ленту с силуэтом комара и произносит закрепляемый звук.
Змея, ползи!
Цель: закрепление изолированного звука [ш].
Оборудование: открытка-слайдер, силуэт змеи.
Педагог предлагает помочь змее проползти, длительно произнеся звук [ш]. Ребенок передвигает ленту с силуэтом змеи и произносит закрепляемый звук.
Зажги свет в окне
Цель: закрепление правильного произношения звуков в словах, определение места звука в слове.
Оборудование: макет картонного многоэтажного дома с вырезанными окнами, карточки с изображением животных.
Вариант 1 Ребенку предлагается открыть окна, назвав жителей дома.
Вариант 2 Ребенок определяет место закрепляемого звука: звук в начале слова – открой первое окно, в середине слова – среднее окно, в конце слова – последнее окно.
Вариант 3 Ребенок придумывает слова с закрепляемым звуком в начале слова, середине или конце слова, открывая постепенно все окошки и «зажигая» в них свет.
Кубики «Говоряши»
Цель: закрепление правильного произношения звуков в словах, предложении.
Оборудование: обшитые тканью пластмассовые кубики с прикрепленными прозрачными кармашками, предметные карточки.
Вариант 1 Ребенок бросает куб и называет изображение на карточке с закрепляемым звуком.
Вариант 2 Ребенок придумывает предложение с изображенным предметом.
Воздушные шарики
Цель: закрепление правильного произношения звуков в словах, умения различать твердые и мягкие согласные звуки.
Оборудование: изображения воздушных шариков на ламинированном листе бумаги формата А4, маркеры разного цвета.
Вариант 1 Ребенок «удерживает» воздушный шарик, рисуя к нему ниточку и называя слово с закрепляемым звуком.
Вариант 2 К синим или зелёным шарам дорисовывают ниточки, называя слова с твердым и мягким согласными звуками.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, я благодарю всех участников за активность, познавательный интерес и попрошу оценить результативность нашей работы при помощи игры «Наполни бочонок». Если вас заинтересовал материал – «добавьте ложку мёда» (жёлтый жетон), если нет – добавьте «ложку дёгтя» (коричневый жетон).
Спасибо всем за участие в педагогической мастерской!
Список литературы
1 Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М. : Академия, 2013. – 400 с.
2 Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / сост. Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. – Минск : Нац. ин-т образования, 2007.