Марина ЗБОРОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад №31, г. Мозыря»,
Гомельская область
Дифференциация звуков – этап в коррекционной работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения, который направлен на умение отличать определенный звук от близких по звучанию или по способу и месту образования.
Работу по восприятию и дифференциации неправильно произносимых звуков стараюсь проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Поэтому в момент занятия необходимо максимально ограничить и исключить собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно провожу работу по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.
Сама же работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
– развитие слуховой дифференциации;
– закрепление произносительной дифференциации;
– формирование фонематического анализа и синтеза.
Решение проблемы должно проводиться комплексно. При этом необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Обычно коррекционная работа проходит по следующей схеме:
1) уточнение артикуляции звуков;
2) выделение звука в слоге;
3) выделение звука в слове;
4) связывание с другими звуками;
5) выделение звука в предложении.
Уточнение артикуляции звуков. С помощью зеркала ребенок может видеть, как должны работать лицевые мышцы, слышать, как правильно произносится та или иная фонетическая единица, ощущать поток выдыхаемого воздуха и то, какое положение занимают язык, губы и т. д.
Выделение звука в слоге. Упражнения включают имитацию речи, ребенок должен узнавать фонемы на слух и уметь повторять их.
Выделение звука в слове. Задача усложняется, поскольку в дело вступают многосложные языковые единицы.
Связывание с другими звуками. На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, что идет перед ней или после нее.
Выделение звука в предложении. Это завершающий этап.
В основном в течение нескольких лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста над дифференциацией свистящих и шипящих звуков
Звуки [ш] – [с]
Основная часть работы, то есть непосредственная дифференциация звуков [ш] – [с], производится с помощью их сопоставления. Важную роль в данном случае играют навыки фонетического анализа, приобретенные на предварительном этапе.
На этапе дифференциации звуков активно использую различные развивающие игры. Вот примеры некоторых игр:
Игра с мячом
Свистящие от шипящих отличаются артикуляционным положением языка. Для дифференциации звуков [с] – [ш] часто использую игру с мячом. Мяч отображает положение языка во рту. При произношении звука [с] язык упирается в нижние зубы, значит, мячик ребёнок опускает вниз. При произношении звука [ш] язык поднимается вверх, мячик ребёнок поднимает вверх. Потом мячом командует взрослый. Можно несколько раз подряд задать движением один и тот же звук. Так будет развиваться ещё и внимание. Постепенно наращиваем темп. Так язык ребёнка приспосабливается быстро принимать необходимое положение.
Игра с ладонью
При произношении звука [с] – пальчики внизу, при произношении звука [ш] – пальчики вверху. Ребёнок произносит звуки с помощью условных обозначений, которые показывает учитель-дефектолог с помощью ладони.
Игра «Ходилки»
Взрослый называет слоги, а ребёнок раскладывает липучки по цветам (при произношении в слогах [с] – класть липучку синего цвета, при произношении [ш] – липучку жёлтого цвета). В конце игры ребёнок называет слоги.
Игра «Логопедическая ромашка»
Перед ребёнком лежат лепестки и серединки ромашек. Надо собрать ромашки. Одну со звуком [с], другую со звуком [ш]. Ребёнок называет картинки на лепестках и раскладывает их к серединкам со звуками [с] и [ш].
Игра «С какого кораблика спасательный круг»
Перед ребёнком лежат спасательные круги. Надо распределить спасательные круги между корабликами. На первом [с], на втором – [ш]. Нам поможет это сделать фонарик. Светим на картинку, называем слова и распределяем между корабликами.
Игра «Пальчики»
Перед ребёнком лежит коврик-считалка. Ребёнку предлагается вспомнить правую и левую стороны. После этого ему необходимо правую руку положить на правую ладошку, а левую руку на левую ладошку.
– Теперь надо посчитать картинки в названии, которых есть наши звуки. Слова со звуком [с] мы будем считать на левой руке, то есть загибать пальчики. А слова со звуком [ш] мы будем считать на правой руке, тоже загибать пальчики (картинки: ананас, автобус, шапка, шуба). Ребёнок выполняет самостоятельно, проговаривая данные слова вслух.
Таким образом, систематическая работа с применением различных развивающих игр способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Материал на занятиях становится интереснее и доступнее для усвоения, а коррекционная работа имеет положительную динамику.