Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Богатство, выразительность, чистота и уместность речи.
Задачи:
1) будем знать
– что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
– как сделать речь богатой и выразительной;
2) будем уметь
– находить слова, засоряющие речь,
– уместно употреблять слова в тексте;
3) сможем ответить на вопросы викторины.
Ход урока
1 Оргмомент
– Доброе утро, дети! Этот урок позвольте начать со стихотворения (Слайд):
А новый день – как листик чистый
Ты сам решаешь: что, куда…
Начни его с хороших мыслей –
И всё получится тогда!
Желаю, чтобы у вас всё получилось сегодня.
2 Проверка домашнего задания
Письмо по памяти упр. 77 (на листочках). Работы сдают 5 человек (НЕПОДНЯТАЯ РУКА)
3 Введение в тему
– Послушайте отрывок, назовите произведение и автора (Слайд):
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали.
(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
– По чему богатыри узнали, что перед ними царевна? (По речи)
4 Тема
Запись даты, словосочетания «Классная работа», темы урока (Слайд)
– Мы с вами изучаем качества речи. Их всего семь. На прошлом уроке мы познакомились с такими качествами, как правильность, точность и логичность.
5 Задачи
Задачи (Слайд):
1) будем знать
– что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
– как сделать речь богатой и выразительной;
2) будем уметь
– находить слова, засоряющие речь,
– уместно употреблять слова в тексте;
3) сможем ответить на вопросы викторины.
6 Изучение
Задача № 1 (Слайд)
будем знать
– что такое богатая, выразительная, чистая и уместная речь,
– как сделать речь богатой и выразительной.
Беседа
(Выслушать предположения)
Работа с учебником (Слайд)
Упражнение 80 (с. 46)
Найдите предложения, в которых содержатся ответы на вопросы:
– Что такое богатая речь?
– Как сделать речь богатой и выразительной?
– От чего зависит уместность употребления слова?
НЕПОДНЯТАЯ РУКА
Словарная работа (Слайд)
Фагоциты (с. 138.) – это клетки иммунной системы, которые защищают организм от вирусов.
– На каком уроке уместно говорить о фагоцитах?
(На уроке биологии)
7 Проверка первичного восприятия
Соотнесите содержание двух колонок (Слайд):
1 Выразительная речь |
А Речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова |
2 Чистая речь |
Б Речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим |
3 Уместная речь |
В Образная, яркая речь, которая производит особое впечатление на читателя или слушателя |
Самопроверка по слайду (1В. 2А. 3Б.) 3 балла
8 Гимнастика для глаз
1) Исходное положение: сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5–6 раз.
2) Исходное положение: сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой/левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз.
3) Исходное положение: сидя. Поднять глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5–6 раз.
4) Исходное положение: сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Повторить 4–5 раз.
5) Исходное положение: сидя. Смотреть прямо перед собой на дОску 2–3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3–5 сек. Повторить 6–8 раз.
6) Исходное положение: сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.
9 Закрепление
Упр. 81 (устно)
Прочитать, ответить на вопросы, почему девочка не поняла брата и какое качество речи отсутствовало.
(Богатство, чистота, выразительность).
Упр. 83 (1 и 2 предложения)
Прочитать высказывания о русском языке, определить, какие качества речи они иллюстрируют.
(Богатство, выразительность).
Выписать слова с пропущенными буквами (2 человека – на доске, остальные – в тетрадях).
ДИвишься, пОдарок, зЕрнисто, жемчуГ,
нАзвание, руССкий, жИвой.
Оценивание: 2 балла (если нет ошибок), 1 балл (если одна ошибка), 0 баллов (если 2 и более ошибки)
Дополнительное задание для «олимпиадников»: выписать из упр. 82 словосочетания, которые помогают сделать текст выразительным.
Задача № 2
будем уметь
– находить слова, засоряющие речь,
– уместно употреблять слова в тексте.
Редактирование предложений (по рядам)
(Слайд)
1 Саша ушиб локоть руки.
2 Очень полезны жёлтые лимоны.
3 Впереди показался ледяной айсберг.
Оценивание: 1 балл
Упр. 84 (устно – исправить ответы Вити)
(Слайд)
– Я опоздал на урок, потому что в нашем подъезде испортился лифт. Обещаю, что такое больше не повторится.
– Не смейтесь надо мной, потому что любой может оказаться в такой ситуации.
10 Обобщение и систематизация
Обращение к задачам (Слайд)
Викторина (Слайды)
1 Какое качество речи не названо?
1) правильность
2) точность
3) логичность
4) чистота
5) богатство
6) выразительность
7) ?
2 Верно ли утверждение?
Уместной называется речь, в которой слова и выражения подобраны с учётом того, о чём, где и для кого мы говорим.
3 Узнайте качество речи по описанию:
… – это речь, в которой не употребляются лишние слова, стоящие рядом однокоренные слова, просторечные слова.
Самопроверка по слайду
1 Уместность
2 Да
3 Чистота речи
Оценивание: 3 балла
11 Итоги урока
Отметки – 4–5 чел. НЕПОДНЯТАЯ РУКА
Соотнесение – 3 балла
Правописание – 2 балла
Редактирование – 1 балл
Викторина – 3 балла
Работа на уроке – 1 балл
12 Домашнее задание
(Слайд)
Упр. 83 (3-е предложение)
Слово учителя (Слайд):
Чтобы речь была «царской»:
1 Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания!
2 Не засоряй речь бессмысленными словами.
3 Будь вежлив в словах и поступках.