Марина ЗБОРОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 31, г. Мозыря»,
Гомельская область
Систематическая работа с применением различных развивающих игр способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям. Игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Материал на занятиях становится интереснее и доступнее для усвоения.
На этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков в своей работе с детьми активно использую различные развивающие игры:
Игра «Звуковая дорожка»
Сначала предлагаю ребёнку правильно произносить звуки [с] и [ш], усваивая артикуляционные признаки этих звуков. Ребёнок, произнося звуки, с помощью ладони определяет, какая возникает воздушная струя (тёплая или холодная) (при произношении звука [с] возникает холодная воздушная струя, при произношении звука [ш] – теплая). Затем предлагаю ребёнку посвистеть и пошипеть с помощью «Звуковой дорожки» (где нарисована змейка, ребёнок шипит, где нарисовано дерево – свистит).
Игра «Ходилки»
Взрослый называет слоги, а ребёнок кладёт на кружочки липучки по цветам (при произношении в слогах звука [с] ребёнок использует липучку синего цвета, при произношении звука [ш] – липучку красного цвета).
В конце игры ребёнок называет все слоги, которые получились.
Игра «Логопедическая ромашка»
Перед ребёнком лежат лепестки и серединки ромашек. Необходимо собрать ромашки. Одну со звуком [с], другую со звуком [ш].
Ребёнок называет картинки на лепестках и раскладывает их к серединкам со звуками [с] и [ш].
Игра «С какого кораблика спасательный круг»
Перед ребёнком лежат спасательные круги, на которых изображены картинки. Надо распределить спасательные круги между корабликами: на первом – [с], на втором – [ш]. Ребёнок называет слова и распределяет между корабликами картинки, при этом определяя на слух, в каких словах слышится звук [с], а в каких звук [ш]. Ребёнок выполняет задание сначала с помощью учителя, затем самостоятельно с другими картинками.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Перед ребёнком лежат картинки, к которым он подбирает местоимения мой, моя, моё, мои, проговаривая слова и приклеивая соответствующие картинки с помощью липучек на свои места.
Игра «Пальчики»
Перед ребёнком лежит коврик-считалка. Ребёнку предлагается вспомнить правую и левую стороны. После этого ему необходимо правую руку положить на ладошку справа, а левую руку – на ладошку слева.
Теперь надо посчитать картинки, в названии которых есть наши звуки [с] и [ш]. Слова со звуком [с] мы будем считать на левой руке, загибая пальчики. А слова со звуком [ш] – на правой руке (картинки: ананас, автобус, шапка, шуба). Ребёнок выполняет самостоятельно, проговаривая данные слова вслух.
Игра «Логопедическое лото»
Перед ребёнком лежат картинки с шипящими и свистящими звуками и схемы. Ребёнок называет картинки и кладёт их на схемы, на слух определяя позицию звуков [с] и [ш] в данных словах (в начале, в середине или в конце).
Игра «Дополни предложение»
Взрослый предлагает послушать предложение, которое ребёнок в конце дополняет, называя нарисованную картинку. Затем ребёнок повторяет предложение целиком.
Данную подборку игр активно использую на логопедических занятиях при дифференциации свистящих и шипящих звуков, начиная от простых заданий и переходя к более сложным. Детям очень нравится играть в эти игры, а в результате коррекционная работа имеет положительную динамику.