Применение элементов дифференцированного обучения на уроках географии

- 12:43География. Материалы к урокам, Методичка

*В помощь молодому педагогу

 

Людмила БЕРЕСТЕНЬ,
заместитель директора по УВР, учитель географии
ГУО «Берёзовичская средняя школа» Пинского района,
Брестская область

 

 

Самые горькие минуты в жизни учителя – это минуты, когда после урока, насыщенного проблемными вопросами, интересными фактами, разнообразными видами работ, вдруг понимаешь, что некоторые учащиеся так ничего и не поняли из твоего объяснения, впустую просидели за партой 45 минут. Нет, они не отвлекались, работали вместе со всеми. Тогда возникает вопрос: “В чем причина? Почему?” Ответ на данный вопрос заключается в том, что в классе учащиеся с разными интеллектуальными и индивидуальными способностями, и они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний.

Организовать учебный процесс, чтобы обучение каждого ребенка происходило на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе позволяет использование дифференцированного обучения на уроках.

Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности.

Для осуществления на уроке географии дифференцированного обучения, я условно делю класс на три группы. Первая группа – это учащиеся с низким уровнем мотивации к обучению, имеющие пробелы в знаниях. Для них я использую задания репродуктивного уровня: называть, измерять, показывать, определять, наносить на карту. Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Но они затрудняются при переходе к выполнению заданий нового типа; не справляются самостоятельно с решением проблемных вопросов. Это задания, которые относятся к частично-поисковому уровню: описывать, выявлять особенности (причины и следствия), анализировать, объяснять, моделировать. Третью группу составляют учащиеся, которые могут самостоятельно освоить новый материал, делать определённые выводы. Безусловно, для них – задания творческого характера – прогнозировать, оценивать, доказывать, проектировать.

Дифференцированный подход в обучении географии осуществляю на различных этапах урока, используя разные виды дифференциации: по объему учебного материала, по уровню трудности, по степени самостоятельности, по характеру помощи учащимся. Способы дифференциации сочетаю друг с другом.

Например, при проверке домашнего задания использую следующие виды работ: на одном уроке учащиеся с высокой мотивацией обучения выполняют задания на карточках, вторая группа учащихся работает с контурными картами, а я провожу фронтальный или индивидуальный опрос учащихся с низкой мотивацией обучения. На другом уроке наоборот – задания на карточках, выполняет группа учащихся с низкой мотивацией обучения и т.д.

Использование дифференцированного подхода при проверке домашнего задания, безусловно, дисциплинирует учащихся на уроке, способствует более добросовестному его выполнению.

Использование дифференцированного подхода при изучении нового материала требует от педагога тщательной подготовки.

Например, изучение темы «Озера. Болота. Водохранилища» блок «Какие бывают озёра» осуществляется в группах учащихся с разным уровнем обучения. Каждая группа получает свои задания и инструкцию по их выполнению.

 

Карточка № 1

Используя текст учебного пособия на страницах 156–157:

   1) найти ответ на вопрос: Что такое озеро?

   2) записать в тетрадь и найти на карте:
      – самое большое озеро мира;
      – самое большое озеро Беларуси;

   3) какие озёра называют сточными, бессточными?

   4) на какие групы поделяются озёра по солёности?

   5) запишите и найдите самое солёное озеро мира.

 

Карточка № 2

Изучив текст учебного пособия на страницах 156–157:

   1) объясните, чем отличается озеро от моря, реки;

   2) на контурную карту нанесите:
      – самое большое озеро мира;
      – самое глубокое;
      – самое солёное;
      – наибольшую по площади группу озер;

   3) сделайте схематический рисунок  “ Сточное и бессточное озеро”;

   4) почему большинство бессточных озёр солёные, а сточных – пресные?

 

Карточка № 3

Изучив текст учебного пособия на страницах 156–157:  

   1) ответьте на вопрос: Каспийское море, Мёртвое море – это моря или озёра?

   2) используя карту ответьте на вопрос: “Почему в природе встречаются “блуждающие” озёра – озёра, которые не имеют постоянных очертаний береговой линии? Приведите примеры;

   3) используя карту, назовите озёра Беларуси.

 

При закреплении пройденного материала часто применяю способ дифференциации по времени выполнения задания. 

Например, после изучения темы «Внутренние воды Африки» всем учащимся предлагается заполнить таблицу:

Название реки

Исток

Устье

Направление
течения

Питание

Режим

Нил

 

 

 

 

 

Конго

 

 

 

 

 

Замбези

 

 

 

 

 

 

На выполнение этого же задания учащимся с высокой мотивацией дается меньше времени, чем остальным учащимся. Оставшееся время используется на углубленное изучение материала или его применение в новых условиях. Учащиеся рассуждают над вопросом: «Что предпочтительнее: поля без воды вдоль Нила, но с плодородным илом, или поля с водой, но без вновь приносимого ила?» Почему возник такой вопрос?

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает усложнение заданий. Использую задания с постепенно повышающей сложностью.

Например, при проверке знаний и умений по теме «Географические координаты» на доске записаны задания разного уровня сложности:

1 Обозначить знаком «+» правильные ответы:

50° с.ш. 51° в.ш.;
45° з.ш. 100° ю.д;
26° ю.ш. 48° в.д.                      

2 Найти соответствие: географический объект – географические координаты: 

          а) 30° с.ш. 31° в.д.                        о. Петра 1;
          б) 69° ю.ш. 91° з.д.                       г. Каир;
          в) 56° ю.ш. 38° в.д                        г. Москва.

3 Определить географические объекты, которые имеют следующие координаты:  

           34° ю.ш. 19° в.д.         _________________ ;
           58° с.ш. 23° в.д.           _________________ ;
           43° с.ш. 79° з.д.           _________________ .                                          

Безусловно, темпы выполнения задания разные, поэтому, те кто справился с ними, приступают к выполнению работы творческого характера:

Обозначить на карте маршрут и определить направление полёта, место, где упал шар героев романа Ж.Верна «Пять недель на воздушном шаре», которые поднялись в воздух с острова Занзибар (6° ю.ш. и 39° в.д.) и достигли 17° с.ш. и 14°з.д.

 

Немаловажным является и дифференцированный подход при контроле знаний и умений учащихся после изучения определённой темы. Наиболее эффективным в этом случае являются задания разноуровневого характера, когда дифференцированно само содержание предметного материала, т.е. имеются задания всех пяти уровней. Первые два вопроса задания носят облегчённый характер – ответить, верное ли утверждение. Второй уровень предполагает воспроизвести имеющиеся у учащихся знания и умения. Эта часть задания посильна каждому ученику. Учащийся, правильно ответивший на эти вопросы-задания, может получить лишь удовлетворительную отметку. Третий уровень – учащиеся применяют знания и умения по образцу. Задание четвёртого уровня требует переноса знаний в новые, более сложные условия, установления новых связей, умений привести свой пример. Выполнение пятого задания требует проявления творческой инициативы, достаточно глубокого знания географии в объёме не только контролируемой темы. За правильное его выполнение учащийся получает оценку «высокого уровня».  

Домашние задания учащимся предлагаю также дифференцированные. В учебных пособиях по географии после изучения параграфа имеется большое количество заданий, которые предназначены для учащихся с разным уровнем обучения.

   1–2 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.

   3–4 уровень. На контурную карту нанести предлагаемые географические объекты. Сравнить определенные объекты и сделать выводы. Задания из рубрики «От теории к практике».

   5 уровень. Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме, провести мини-исследование и подготовить выступление. Это вопросы рубрики «Клуб эрудитов», «Клуб дискуссий».

Таким образом, каждый учащийся получает право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует его потребностям, интересам, способностям.

Для эффективного осуществления дифференцированного обучения задания составляю так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учащихся они соответствовали минимуму содержания образования, а для учащихся с высокой мотивацией углубляли бы программные знания; сочетаю групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной деятельности учащихся в зависимости от конкретных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня их обучения; готовлю к уроку достаточный набор дидактических материалов (разноуровневые задания, карточки, инструкции, образцы работ и т.д.).

Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников.

Однако, как показывает практика, использование дифференцированного обучения позволяет создать психологические комфортные условия для обучающихся на уроке, тем самым снижает беспокойство, перегрузки и повышает мотивацию к обучению.

 

Список использованных источников

1 Покровская, С.Е. Дифференцированное обучение учащихся / С.Е.Покровская. – Мн. : Бел. навука, 2002.
2 Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л.Н.Рожина, Н.А.Цыркун, А.Б.Василевский [и др.]; Под ред. Л.Н.Рожиной. – Мн. : Народная асвета, 1992.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий