Елена РУСЕЦКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад г.п. Мир» Кореличского района,
Гродненская область
В современном мире остро выступает проблема социализации детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), которым очень важно получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
В дошкольном возрасте социализация таких детей осуществляется через игру как ведущий вид деятельности. Игра для ребёнка с трудностями в обучении имеет гораздо большее значение, чем для обычного ребёнка. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Как показывает опыт, игровая деятельность у детей с трудностями в обучении не сформирована. Процесс обучения игре таких детей строится с учетом закономерностей ее формирования у нормально развивающихся детей и общности методических подходов, но в то же время имеет свои особенности, предполагает соблюдение ряда психолого-педагогических условий, которые должен учитывать в своей работе учитель-дефектолог.
Для успешной социализации ребёнка с трудностями в обучении в арсенале учителя-дефектолога должны быть дидактические и сюжетно-дидактические игры по всем направлениям развития ребёнка. В связи с этим в моей практической деятельности остро встал вопрос подбора и изготовления таких игр. В течение двух лет нарабатывался необходимый игровой материал по всем направлениям работы.
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
«Назови эмоцию» (умение различать эмоциональное состояние по его схематичному изображению, соотносить с реальным состоянием на лице человека), «Кубик эмоций» (показать эмоциональное состояние в соответствии с выпавшей картинкой на грани кубика), «Эмоциональные зверюшки» (соотнесение схематичных изображений: грусть, гнев, испуг, радость). «Найди такое же настроение» (наложение схематического изображения на соответствующую фотографию), «Покажи, каким ты будешь, если…» (обидели, обрадовался и т.д. – показ различных эмоциональных состояний по речевой инструкции перед зеркалом), «Правильно – неправильно» (адекватность цвета эмоциональному состоянию), упражнения на восприятие чувств и отражение их в поведении: «Праздничное настроение», «Ой-ой, живот болит!», «Друг сердится», «Зайчик боится». «Вежливые слова» (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста), «Ласковые имена» и др.
Игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы
«Угадай, что в мешочке» (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), «Разложи игрушки в корзинки», «Закрой коробочки» (все разной величины, цвета, формы), «Закрой окошки» (плоскостные фигуры), «Найди нужную фигуру» (подбор плоскостных фигур к заданной объемной), «Занимательное ведерко» (опускание объемных фигур в соответствующие отверстия), «Чего не стало», «Собери шарики в стакан» (разноцветные шарики 6 цветов,
положить пинцетом), «Собери посуду», «Одень кукол» (выбор одежды по цвету, размеру куклы), «Задание для Золушки» (сортировка шариков на группы по цвету или величине), «Бусы для кукол», «Прищепки» (соотнесение в соответствии с цветными веревками или тазиками), «Какого цвета этот предмет?», «Покорми птичек» (подбор мисочек-кормушек, 3-4 штуки), «Подбери посуду по цвету, размеру», «Что нам нужно для салата» (классификация овощей и фруктов), «Подбери корзину» (разложить овощи и фрукты по цвету, размеру), «Комната для трех медведей» (подбор посуды или мебели по величине), «Коробки для шнурков» (разложить в коробки короткие и длинные шнурки), «Шарфики для кукол» (подобрать по ширине и длине в соответствии с размером куклы), «Прокати такой же шарик» (соотнесение по цвету с любым другим предметом, словом, названием), «Цветные колпачки», «Каждую бусинку на свое место», «Дорожка к домику» (подбор бумажных полос по длине в соответствии с расстоянием), «Построим, подберем дома для зверюшек», «Что большое, а что маленькое?», «Достань игрушки» (Красная Шапочка идет в гости к бабушке и достает прикрепленные на различной высоте предметы) и т.д.
«Наведи порядок» (группирование разноцветных разных по размеру шаров, кубов и овалов по величине, по примеру; основная примета – величина), «Кому что дать?» (группирование длинных и коротких предметов соответственно примерам: у одной куклы длинная лента, у другой – короткая, дети раздают куклам карандаши, палочки, тесемки, шарфики, веревки, бумажные полоски и т.д.).
«Что это было?» (угадать, какой предмет издает этот звук: бумага, фольга, целлофан, металлические и деревянные пластины), «Найди такую же» (гремящие коробочки с наполнением по количеству предметов), «На чем я играю» (определить по звуку музыкальный инструмент), «Где спряталась игрушка» (найти звучащую игрушку в помещении, коробках) и т.д.
«Волшебный мешочек», «Найди такой же предмет», «Найди такую же фигуру» (на ощупь найти заданную фигуру из предъявленных образцов: большие или маленькие кубики, шарики, треугольную призму), «Узнай на ощупь», «Отгадай, что это?», «Занимательный ящичек» (проталкивание объемных фигур в соответствующие отверстия), «Каждую фигуру на свое место» (подкладывание разных плоскостных фигур к разным объемным предметам) и т.д.
«Выкладывание орнамента по рисунку» (составление орнаментов из отдельных геометрических фигур путем наложения их на контурные изображения; называние геометрических фигур), «Отгадай, кто где живет» (размещение зверьков, кукол, машин, яблок и других предметов соответственно размеру в свои домики, гаражи, корзины и т.д., «Украшение елки» (подбор цветных игрушек по словесной инструкции), «Подбери картинку» (овощи, фрукты, игрушки, предметы одежды, посуды, мебели), «Найди картинку» (подобрать картинку к исследованному на ощупь предмету), Работа с разрезными картинками и пазлами (разрезанными по горизонтали и вертикали), сборно-разборные игрушки, «Обведи фигуру» (обведение геометрических фигур), «Узнай, что это?» (узнавание геометрических фигур по контуру).
«Построим дом» (подбор плоскостных деталей к узору-стенке: крыша, двери, окна и др. двух размеров), «Подбери правильно» (соотнесение объектов по размеру), «Разложи пуговки в коробки» (соотнесение размеров пуговиц и коробок), «Сбор фруктов» (картинки с изображением фруктов разной величины поместить в соответствующие по размеру корзинки), «Спрячь все коробки в одну» (по принципу матрешки), «Матрешки», «Кубики Никитина», «Пирамидки», вкладыши-мисочки, «Достроим дом» (подбор деталей к картонным домам без крыш различной величины с прорезями для окон и дверей), «Бусы для кукол» (чередование больших и маленьких бусин в определенной последовательности), «Хоровод матрешек», «Посадим елочки», «Дома», «Дерево и куст» (сравнение по высоте), «Дверь, окно для дома» (ширина), «Узкий и широкий» (деревянные пластины протолкнуть в бутылки с узким и широким горлышком), «Шарфики для кукол», «Занимательный кубик», «Дорожка к домику» (длина) и т.д.
«Что это было?» (угадать, какой предмет издает этот звук: бумага, фольга, целлофан, металлические и деревянные пластины), «На чем я играю» (определить звучащий инструмент), «Цветные лоскутки», «Мишка или мышка?» (при изменении громкости и частоты ударов по столу продемонстрировать характерные действия), «Бежит или идет?» (определить по частоте звука) и т.д.
«Найди пару» (на ощупь аналогичный мешочек по наполнению или аналогичную по фактуре ткань), «Летающие колпачки», «У кого такой же цвет?», «Цветные круги», «Какого цвета предметы в группе?», «Подбери предметы похожего цвета», «Цветной диск», «Одень куклу красиво», «Назови, что тут синее (белое, красное и т.д.)», «Каждую бусинку на своё место» «Покажи, что красное (синее, желтое и т.д.)», «Сложи собаку (рыбу, машину и т.д.) и опиши», «Из каких фигур складывается предмет?».
Игры и упражнения на развитие пространственно-временных представлений
«Разложи игрушки по местам» (на верхнюю, нижнюю полку), «Кто где живет», «Рассели по квартирам» (по словесной инструкции взрослого), «Раздели на группы» (в зависимости от признаков: высокий – низкий; длинный – короткий, толстый – тонкий), «Опиши ситуацию» (с учетом пространственного расположения героев и предметов), «Найди спрятанный предмет» (с опорой на схему помещения) и т.д.
«С чего начать?» (порядок действий при кормлении, купании, укладывании спать, при стирке), «Что сначала, что потом?», «Поры года» (сенсорная подушка).
«Куда положить», «Кто где находится?» (на картинке найти и показать отношение предметов и объектов: кто спрятался (за, под, на, в, из), «Где лежит, где стоит?», «Отгадай, где?», «Опиши комнату для куклы», «Расписание на неделю», «Как я провел вчерашний день» и т.д.
Игры и упражнения на развитие внимания и памяти
«Какого цвета не стало?», «Найди такой же», «Какая матрешка ушла спать?» (из трех матрешек различных по величине), «Запомни фигуры» (запоминание геометрических фигур без
учета их последовательности), «Убери все маленькие квадраты» (из множества фигур выбрать заданные), «Закрой окошки», «Закрась только круги», «Что неправильно?» (исправление неправильно сгруппированных предметов по основному признаку – цвету, форме или величине) и т.д.
«Какого цвета не стало?», «Что пропало?» (исчезновение игрушки, геометрической фигуры, картинки и т.д.), «Кто ушел?» (из трех различных по величине предметов) и т.д.
«Запомни фигуры», «Запомни и расставь» (выстроить предметы в определенной последовательности), «Сделай как я», «Запомни и сложи», «Повтори движение», «Повтори фразу», «Повтори за мной и продолжи», «Собери картинку» и т.д.
Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления
«Подбери пару» (собрать в пары предметы, связанные между собой по действию: бумага – карандаш, корзинка – гриб, тарелка – ложка) и т.д.
«Умывание и купание» (предметы, необходимые для купания и умывания, порядок действий), «Домик для курочки, петушка, цыпленка, коровы, лошади» (строительство фермы), «Дикие – домашние», «Кто что ест?» (сено, зернышки, косточки и т.д.).
«Наш урожай», «Тянем-потянем…», «Суп – варенье», «Что сначала, что потом?» (порядок действий при приготовлении пищи: сначала моем, потом чистим, потом варим и едим), «Съедобное – несъедобное», «Угощаем чаем» (моем фрукты, варим варенье), «Приходите на обед» (варим суп, готовим салат, сервируем стол).
«Что лишнее?» (соотнесение мебели и назначения комнат), «Что неправильно?» (неправильное расположение и размещение мебели, посуды и продуктов питания), «Что для чего?» (закрепление знаний о функциональном назначении).
«Узнай по описанию», «Разные дома» (сравнение рисунка и чертежа предмета, определение различия и сходства в составных частях дома), «Назови действия», «Правильно ли я делаю?», «Волшебный грибок», «Что неправильно?» (переодеть неправильно одетую куклу в соответствии с назначением предметов одежды и по погоде), «Что стираем, а что чистим?» (группировка предметов одежды, привести одежду в порядок, сложить ее), «В шкафу и на полке» (группировка предметов одежды, разложить на место обувь, верхнюю одежду, шапки и шарфы), «Чистое и грязное» (одежда), «Что нам нужно?» (выбор необходимых атрибутов для стирки и мытья и т.д.
«Разложи на группы», «Посчитай и покажи», «Найди пару», «Сделай как я», «Выложи последовательно», «Придумай продолжение», «Сравни» (на основе выделения существенных признаков), «Соотнеси» (атрибуты с профессией), «Что лишнее?» и т.д.
Игры и упражнения на развитие речи
«Приглашаем гостей» (рассказать о предстоящем дне рождении куклы), «Что возьмем в дорогу?», «Что купим в магазине?», «Расскажи о посещении врача (дне рождении куклы, купании куклы)» и т.д. «Опиши картинку», «Продолжи рассказ», «Весёлый паровозик», «Что это?», «Расскажи последовательно» (установление последовательности при стирке, кормлении, поездке на автобусе, посещении врача и т.д.), «Что мы делали?» (словесный отчет о деятельности), «Дядя милиционер отведет Машу домой» (возраст, адрес), «Задай вопрос» (по сюжетной картинке) и т.д.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
«Желуди, каштаны, фасоль», «Собери фасоль», «Чудесное тесто», «Закрой крышечки баночек, коробочек», «Переложи фасоль, горох» (переложить ложкой шарики из одной емкости в другую), «Поймай рыбку» (вылавливание сачком плавающих игрушек из емкости с
водой или без воды), «Бусы для куклы» (нанизывание бусин на шнурок), «Бирюльки» (забрасывание мелких предметов в узкое отверстие), «Занимательный песок», «Цветочек для мамы», «Застегни застежки» (различные виды застежек на кукольной и настоящей одежде), «Вылови пельмени или вареники» (вылавливание ложкой или шумовкой из кастрюли с водой теннисных шариков), «Лабиринт», «Заверни подарок» (заворачивание в бумагу, фольгу предметов и игрушек различных размеров), игры с мозаикой и т.д. «Волшебный мешочек», «Цветная змейка», «Найди бусины» (в лотках с фасолью найти цветные бусины), «Отремонтируй игрушку», «Бутылочки с пуговицами» (забрасывание пуговиц в бутылку с узким горлышком), «Переложи фасоль» (заполнение фасолью различных емкостей, перекладывание ложкой), «Поймай рыбок», «Волшебный куб», «Нанизывание бусин», «Браслет для Маши» «Зашнуруй и застегни», «Заверни подарок», игры с мозаикой, тестом и т.д.
Игры и упражнения на развитие игровых умений
«Утро Тани», «Купание куклы», «Просыпайся, в садик собирайся!», «Умоем личико, почистим зубы, причешемся», «Утренняя зарядка», «Кормление куклы», «Завтрак для Тани», «Что дети едят на завтрак», «Оденем дочку в детский сад», «Мы едем в детский сад!».
«Кукла Оля принимает гостей», «Комната куклы», «Приготовим обед», «Готовимся к празднику», «Наведем порядок» (убрать игрушки, расставить на места, вытереть пыль), «Накроем стол для гостей» (мытье овощей и фруктов, раскладывание их в соответствующую посуду, нарезание овощей для салата, перемешивание мелких шариков (нарезанных продуктов) в миске и кастрюле, выкладывание готового блюда с помощью ложки или лопаточки на тарелки, разливание черпаком компота в чашки, сервировка стола и т.д.).
«Большой магазин», «Где купить мороженое?», «Купим Кате новую игрушку», «У мамы день рождения – нам нужен торт, печенье», «Разложи покупки», «Что неправильно?» (среди продуктов питания продаются игрушки, книги и т.д.), «Что нам нужно для новой квартиры» (покупки для детской комнаты, кухни, спальни) и т.д. «Сережа заболел», «У Сережи болит горло», «Катя ушибла коленку», «Чем лечит врач?» (выбор необходимых атрибутов для игры), «Делаем прививки», «Кукла заболела» (пожалеть, уложить в постель, дать попить теплой воды, вызвать врача), «Что у вас болит?» (элементарные правила поведения при приеме больного, одевание – раздевание, осмотр), «Можно заболеть, если…», «Как делать нельзя?» (неправильное поведение куклы), «Катя испачкалась», «Репка», «Пальчиковый театр», «Волк и семеро козлят».
«Пальчиковый театр» «Приготовим обед» «Репка»» «Волк и семеро козлят»
Системное применение подобранного и изготовленного игрового материала в ходе коррекционно-развивающей работы с ребёнком с трудностями в обучении даёт положительный результат. В ходе взаимоотношений в процессе игры и общения ребёнком усваиваются правила и нормы человеческих отношений, развиваются потребности, формируются интересы и мотивы, которые ведут к дальнейшему расширению сферы общения и, следовательно, к появлению новых возможностей для развития его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей.