Автор показывает, как учитель музыки может влиять на ход коррекционного процесса в развитии речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, став незаменимым партнёром, учителя-дефектолога.
Ирина АРТЕМЬЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 18 Гродно»
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей является одной из основных логопедических проблем, исключительно распространённое и стойкое нарушение. При этом оно отличается своей сложностью и проблематичностью в достижении устойчивого, качественного результата за относительно небольшой промежуток времени. К сожалению, пункты коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждениях образования переполнены детьми с нарушениями речевого развития. Это не всегда позволяет качественно оказывать помощь таким детям.
В решении задачи улучшения качества речевой активности детей младшего школьного возраста учитель-дефектолог применяет нестандартный речевой подход и индивидуальную программу. Эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможности.
Инновационные приёмы и методы являются эффективными в коррекционной работе, т.к. оптимизируют процесс коррекции речи у детей и способствуют оздоровлению всего организма. Это направление в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (диагностике, звукопостановке, формированию речевого дыхания при различных нарушениях звукопроизносительной стороны речи и др.)
У детей с ОНР страдают не столько сугубо речевые языковые процессы, которые имеют системное нарушение так называемого базиса речи, но и всего спектра психических функций. Именно эти функции у детей каждый специалист учреждения образования смог бы эффективно развивать. То есть, каждый педагог может осуществить «ремонт поломки на стадии заготовки». Само «здание» речи оказывается неполноценным из-за того, что его фундамент оказывается недоформированным. И после выполнения определённых действий произойдёт сборка целого механизма нормативной речи.
Предлагаю рассмотреть, как конкретно и фундаментально учителя музыки средней школы № 18 Гродно влияют на ход коррекционного процесса в развитии речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Именно музыкальный работник является тем незаменимым партнёром, который помогает формировать акустические процессы.
Объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения является примером проведения совместного коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога и учителя музыки. Кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует устранению эмоциональных зажимов и приобретению речевой активности у детей.
Выстраивая свою работу, учитель-дефектолог и учитель музыки должны учитывать:
– структуру речевого дефекта;
– осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
– закрепление знаний, умений и навыков, приобретённых на логопедических занятиях;
– всестороннее развитие личности ребёнка.
Основные задачи проведения таких занятий
1 Коррекционная: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти, воспитание просодических компонентов речи.
2 Оздоровительная: укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, развитие ловкости и силы, воспитание правильной осанки.
3 Образовательная: формирование двигательных умений и навыков, развитие пространственных представлений, координации движений.
4 Воспитательная: развитие чувства ритма, способность ощущать ритмическую выразительность, проявление художественно-творческих способностей, умение соблюдать правила выполнения упражнений.
Задачи | Учитель-дефектолог | Учитель музыки |
Развитие мелкой моторики |
– упражнения с различным дидактическим материалом; упражнения выполняются на фоне релаксирующей музыки |
– игра на музыкальных инструментах; – танцевальные движения; – театр с использованием кукол бибабо |
Развитие мимики | – самомассаж скулолицевой области; – гимнастика мимических мышц; – произвольное формирование определённых мимических поз; Связь мимики с интонацией; упражнения выполняются на фоне релаксирующей музыки |
– развитие выразительности в пении и танце |
Развитие речевого дыхания | – выработка четырёхфазного диафрагмального дыхания; – дифференциация носового/ротового дыхания; – воспроизведение скороговорок |
– использование музыкальных духовых инструментов; – распевки; – упражнения на дыхание в танце; – игра на губной гармошке |
Развитие голоса | – упражнения на развитие гибкости мягкого нёба; – звуковая гимнастика |
– хоровое пение; – движение с речью под музыку; – использование характерных ролей |
Развитие фонематического слуха | – чтение стихотворений с выделением фонем; – различие фонем, близких по способу, месту образования и акустическим признакам; – воспитание акустико-артикуляционного образа звука; – формирование контроля за речью через акустический контроль |
– использование попевок; – хоровое или индивидуальное пение; – музыкально-ритмические движения |
Развитие артикуляции |
– артикуляционная гимнастика (упр. с зеркалом); упражнения выполняются на фоне релаксирующей музыки |
– разучивание и пение песен; – пение песен со звукоподражанием |
Развитие грамматического строя речи | – формирование навыков словообразования и словоизменения; – преодоление аграмматизмов |
– разучивание текстов песен; – драматизация; – музыкальные спектакли, инсценировки; – кукольный театр |
Развитие словаря | – развитие понимания различных слуховых структур и грамматических форм; – развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря |
– пополнение словаря музыкальной терминологией; – обогащение словаря в процессе занятия |
Развитие диалогической речи | – формирование навыков составления диалога | – драматизация; – кукольные театры; – музыкальные спектакли |
Развитие монологической речи | – развитие у ребёнка желания говорить | – разучивание текстов песен |
Развитие коммуникативных навыков | – психологические этюды и коммуникативные игры | – участие детей в музыкальных представлениях |
Применение музыкальной терапии учителем-дефектологом на коррекционных занятиях расширяет диапазон положительной саморегуляции, обладает успокаивающим эффектом, гармонизирует и улучшает работу памяти, мышления, концентрации внимания и других психических функций.
Список использованных источников
1 Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – М.,1985.
2 Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПБ, 1997.
3 Чиркина, Т.Б. Основы логопедии. Учебное пособие для студентов пед. ин-ов по специальности «Педагогика и психология (дошк) / Т.Б.Чиркина, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 223 с.
4 Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы VI Международной научно-практической конференции (12 марта 2015) / Вестник. – Костромской гос. университет. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.