Формирование грамматического строя речи у детей 5–7-летнего возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

- 17:20Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале автор рассказывает о дидактических играх, направленных на формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Приводятся конкретные примеры игр, которые педагог использует на коррекционных занятиях.

 

 

Марина УМИНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 19 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

Работая в специальной группе № 2 для детей с тяжелыми нарушениями речи на протяжении нескольких лет, я заметила, что систематическая работа по формированию грамматического строя речи дает положительные результаты для успешного речевого и познавательного развития детей. В результате дети получают своевременное речевое и умственное воспитание, правильное сочетание различных форм работы и, как следствие, успешное формирование грамматической стороны речи.

Для коррекционных занятий я специально изготовила и применила дидактические игры, направленные на формирование грамматического строя речи у детей с ОНР. Приведу несколько примеров.

Игра «Кто у кого?». В ходе этой игры предлагаю детям карточки с нарисованными на них парами животных, птиц и их детенышей. Далее беру любую карточку и задаю вопрос, например: у кошки кто детеныш? (котенок), у зайчихи? (зайчонок) и т.д. Далее предлагаю детям поменяться ролями.

Для того чтобы сформировать у детей навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, мною была изготовлена дидактическая игра «Назови ласково». На занятиях кладу перед детьми лист формата А4 с изображенными на нем предметами и говорю: «Рассмотрите большие вещи великана и маленькие гнома. Чем они отличаются друг от друга? (размером). Расскажите, какие предметы есть у великана (это будут большие предметы) и какие предметы будут у гнома (это будут маленькие предметы), только не забывайте вещи гнома называть ласково. Например, у великана стул, а у гномика стульчик».

Для формирования навыков образования относительных прилагательных у детей дошкольного возраста с ОНР приобрела дидактическую игру «Из чего мы сделаны?». Она состоит из карточек формата А4, на которых нужно заполнить разрезанными карточками игровые поля. Карточки раскладываются по темам: продукты из молока, изделия из резины, изделия из пластмассы, изделия из металла, изделия изо льна и хлопка, продукты изо ржи, пшеницы, изделия из дерева, изделия из шерсти. В ходе игры все карточки перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. Дети по очереди открывают по одной карточке и показывают остальным, спрашивая: «Верите ли вы мне, что (называют предмет, например, книга) сделана из (называют, из чего, например, из молока)». Затем задают вопрос: «Книга из молока какая – молочная?» Остальные должны ответить, верят они этому или нет, тот, кто ответил неверно, выбывает либо получает штрафное очко.  

Есть и другие дидактические игры, которые я применяю в работе с детьми на индивидуальных и на подгрупповых занятиях. Таким образом, использование дидактических игр, создание различных игровых приемов вызывают у детей огромный интерес, оживление, радость, поддерживают положительный эмоциональный настрой. Дети меньше допускают ошибки в употреблении существительных, прилагательных, глаголов, порядке слов в предложении.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий