Марина ПАРАХНЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования
яслей-сада № 18 Светлогорска
На современном этапе образования в нашей стране остро стоит проблема формирования экологической культуры подрастающего поколения. Почему этот вопрос стал актуальным? Наверное, потому, что создавая удобства для нашей комфортной жизни, мы совершено забыли, что ресурсы природы, увы, не безграничны. Люди бездумно вырубают леса, строят загрязняющие атмосферу заводы и фабрики, растут свалки мусора.
Экологическое состояние нашей планеты ухудшается не по дням, а по часам. Очень важно начинать процесс экологического воспитания с дошкольного детства – периода, когда закладываются основы становления личности, формируется осознанно-правильное отношение к природе. В структуру гуманного отношения к природе наряду с чувствами и действиями входят и знания о ней.
Приобретенные в детстве умения наблюдать и понимать природу вызывают у детей глубокий интерес к ней, расширяют знания, способствуют формированию характера, интересов, облагораживают, делают их чуткими и добрыми.
В связи с этим деятельность воспитателя дошкольного образования должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечили бы ребенку дошкольного возраста возможность эмоционально воспринять явления и объекты окружающей природы, получить те экологические знания и представления, которые станут основой для дальнейшего освоения знаний экологической направленности и введут в мир научных понятий.
Одним из средств воспитания детей дошкольного возраста является художественная литература. К сожалению, в настоящее время книги и чтение стали непопулярными в семье, родители отказываются читать детям, так как считают это пустой тратой времени и альтернативой определяют просмотр мультипликационных фильмов или игр на гаджетах, в связи с чем у воспитанников наблюдается низкий интерес к произведениям художественной литературы и фольклору.
Постепенно забывается то, что народная поэзия, художественные произведения о природе воздействуют на сознание ребенка, его чувства. А ведь именно яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе, воспитывает основы экологической культуры.
Как и любому педагогу, мне свойственен поиск путей и решений, когда есть проблемы. Еще вчера у меня были вопросы к самой себе. Как воспитать у детей любовь к природе? Каким образом вызвать у детей глубокий интерес к ней, расширить их знания? Как сделать их чуткими и добрыми? А сегодня я нашла на них ответы.
Современное образовательное пространство позволяет педагогу отходить от шаблонов в работе, у каждого существует свой приоритет в выборе способов, форм и методов достижения поставленной цели. Я сделала выбор в пользу художественной литературы.
Для того чтобы у детей воспитать правильное, гуманное отношение к животным и растениям, в первую очередь нужно сформировать у них определенные представления о них, их значении для человека. Для этого необходим образный язык литературных произведений, который создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе, усиливает впечатление, развивает воображение.
Для получения визуальных сведений о местах, недоступных для реального посещения, или для визуализации отдельных явлений природы мною на занятиях использовались видеопрезентации и виртуальные экскурсии. Так, работая с детьми на занятии по чтению стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро», я понимала, что детям сложно было представить ту картину, о которой говорит автор, по этой причине видеопрезентация «Снежная зима» использовалась как демонстрационный материал.
Особый интерес дети проявляют к сочинению и драматизации сказок и рассказов о природе. Я решила это сделать нестандартно и организовала студию «Экомультик». Работа в студии позволяет вывести драматизацию на белее современный уровень – на уровень мультипликационного фильма.
В рамках студии использовались сюжеты и персонажи известных народных сказок, произведений поэтов и писателей, которые применялись целиком или же были изменены по результату предварительного обсуждения с детьми. Были созданы мультфильмы «Как поссорились кошка с собакой», сказка на новый лад «Пра быка i яго сяброў», мультфильм по сказке В.Бианки «Хвосты», серия мультфильмов по стихотворениям А.Барто «Птичьи разговоры». В ходе работы в студии дети учились думать, чувствовать, действовать в образах персонажей.
И теперь в нашей медиатеке есть мультфильмы, которые популярны в детском саду, ведь они созданы воспитанниками и педагогами.
Много сделано, много ответов получено. День за днем у детей складывается представление о природе, дети видят красоту родной природы, защищают и сопереживают ее бедам.