Личность и подвиг с точки зрения психологии

- 10:43Высшая школа

 

Татьяна ШАТЮК,
заведующий кафедрой
социальной и педагогической психологии
ГГУ имени Франциска Скорины,
главный координатор олимпиады

 

 

В Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины прошли IX Международная олимпиада студентов и VII Олимпиада учащихся по основам педагогики и психологии «Личность и подвиг». Олимпиады были приурочены к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и были организованы совместно с Главным управлением образования Гомельского облисполкома при поддержке Гомельского областного отделения Белорусского фонда мира и РОО «Белая Русь».

В олимпиадах приняли участие более 320 человек. Это 17 команд учреждений высшего образования и 40 команд гимназий, лицеев, школ и колледжей Республики Беларусь и Российской Федерации.

Программы олимпиад студентов и учащихся по основам психологии и педагогики «Личность и Подвиг» включали теоретический, креативный и практический этапы.

Все участники олимпиады от университетов были разделены по профилям в зависимости от специальностей, по которым они проходят обучение: «психологический профиль», «педагогический профиль», «непсихолого-педагогический профиль».

На первом этапе олимпиады – теоретическом – на сайте системы дистанционного обучения и тестирования ГГУ имени Ф. Скорины «Виртуальный университет» в соответствии профилем команд и уровнем образования участникам необходимо было выполнить 50 заданий. Вопросы были закрытого и открытого типов, на соответствие, вопросы в картинках, видеовопросы.

В итоге победителями теоретического тура среди команд психологического профиля стала команда «Мотив победы» (Витебский государственный университет им. П.М.Машерова), в педагогическом профиле – команда «Горящие сердца» (Барановичский государственный университет) и в непсихолого-педагогическом профиле – команды «Вместе» (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники) и «Наследники победы» (Институт пограничной службы Республики Беларусь).

Лучшими теоретиками психологического профиля стали Евгений Шарников (ГГУ имени Ф.Скорины – социальная психология), в педагогическом профиле Людмила Сацута и Станислав Старостин (Барановичский государственный университет); в непсихолого-педагогическом профиле первое место заняла Анастасия Воробей (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники).

Среди учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования победителями теоретического этапа стали Виктория Ляхова и Оксана Базылева из команды «Наследники» (Рогачевский государственный педагогический колледж), а также Виктор Журавлевич из команды «Преемники славных дел» (Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж).

Лучшими теоретиками среди учащихся 11-х классов стали Карина Герасимова (команда «Несокрушимые» средней школы № 22 Гомеля), Дарья Стрельцова и Денис Ерощенко (команда «Правiльны погляд» средней школы № 9 Светлогорска), Анастасия Чигирёва (команда «Мы помним» гимназии № 10 Гомеля).

Победителями теоретического этапа среди учащихся 10-х классов стали Дарья Коршакова (команда «Звезда» средней школы № 38 Гомеля), Виктория Бодрая (команда «Психолог» средней школы № 2 г.п. Октябрьский), Анастасия Ярец и Анна Бондарева (команда «Наследники победителей» Гомельского городского лицея № 1), Константин Вежновец и Степанида Костюкевич (команда «Адаптация» гимназии Светлогорска).

Среди учащихся 9-х классов дипломы победителей получили Матвей Крумкачёв (команда «Эхо подвигов» гимназии № 14 Гомеля), Мария Шафаренко (команда «Психолог» средней школы № 2 г.п. Октябрьский).

В командном зачете среди учащихся несомненным лидером стала команда «Адаптация» (гимназия Светлогорска) под руководством педагога-психолога И.М. Роговой.

Второй – креативный этап – предполагал подготовку в виде фото визитки команды, которая должна была соответствовать теме олимпиады, названию команды, иметь психолого-педагогический смысл, отличаться эстетикой, оригинальностью, художественностью.

На веб-странице Олимпиады в социальной сети (http://vk.com/oppolimp) были размещены конкурсные фотографии команд и прошло голосование за победу в номинации «Лучшее фото команды». Многие команды не только удивили фотопроизведениями, но и оригинальными названиями.

Командам студентов «Наследники победы» (Институт пограничной службы Республики Беларусь), «Штрихи воспоминаний» (Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия), «Подвиг здравого смысла или Сыр косичка» (Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины) и командам учащихся «Герои времени» (средняя школа № 3 Светлогорска), «Адаптация» (гимназия Светлогорска), «Память» (средняя школа № 13 Жлобина им. В.В.Гузова), «Молодость» (Красненская средняя школа), «Социальный облик» (средняя школа № 26 Гомеля), «Преемники славных дел» (Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж), «Крепость» (средняя школа № 9 Мозыря), «Максимум» (средняя школа № 11 Светлогорска), «Ельские партизаны» (средняя школа № 2 Ельска), «Эхо подвигов» (гимназия № 14 Гомеля»), «Кто, если не мы…» (Бринёвский детский сад – средняя школа) удалось сплотить максимальное количество ценителей и болельщиков и одержать победу в голосовании, не используя программы для накрутки голосов, за что команды были удостоены номинации «Сплоченность и честь».

Жюри с учетом критериев этапа оценило работы иначе, и победителями тура стали команды социальных психологов «PsyHeroic: связь времен» ГГУ имени Ф. Скорины, будущих социальных педагогов из команды «Горящие сердца» Барановичского госуниверситета и будущих маркетологов из команды «Штрихи воспоминаний» Белорусской государственной орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственной академии.

Лучшими визитками учащихся, по мнению жюри, стали работы команд «Несокрушимые» (средняя школа № 22 Гомеля), «Герои времени» (средняя школа № 3 Светлогорска), «Идущие сквозь время» (средняя школа № 12 Светлогорска).

Победителями в номинации «Оригинальность и соответствие названия команды теме олимпиады» стали команды «PsyHeroic: связь времен», «Seipsa», «Они сражались за филфак» (Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины), «Пераможцы» (Белорусско-Российский университет), «Штрихи воспоминаний» (Белорусская государственная сельскохозяйственная академия).

Третий практический этап олимпиады предполагал разработку проекта по теме олимпиад «Личность и Подвиг». По условиям этапа это могли быть видеоролик или презентация. В нынешнем году уровень тематики и разработки проектов были как никогда высоки и, несомненно, разнообразны. Студенты и учащиеся рассуждали о вкладе психологов и педагогов в Великую Победу, рассматривали мотивы в совершении подвига человеком, рассказывали о своих знаменитых земляках, затронули непростые темы Холокоста, женщин-героинь, поведения человека в условиях плена и концентрационных лагерей.

По мнению жюри, лучшими стали работы, представленные командами разных профилей: «PsyHeroic: связь времен» (Гомельский государственный университет имени Ф.Скорины), «Дошкольное детство» (Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова), «Пераможцы» (Белорусско-Российский университет), «Штрихи воспоминаний» (Белорусская государственная сельскохозяйственная академия).

Среди учащихся лучшими были признаны конкурсные работы команд «Психологический спецназ» (средняя школа № 2 Жлобина), «Герои времени» (средняя школа № 3 Светлогорска), «Идущие сквозь время» (средняя школа № 12 Светлогорска), «Мы помним» (гимназия № 10 Гомеля), «Наследники» (Рогачевский государственный педагогический колледж), «Максимум» (средняя школа № 11 Светлогорска), «Белорусский вокзал» (средняя школа № 12 Гомеля).

Те студенты и учащиеся, которые уже не впервые принимали участие в интеллектуальном состязании, стали победителями в номинации «Постоянная прописка» и «Верность олимпиадному движению». Хочется особо отметить Анастасию Горбову из команды «Штрихи воспоминаний». Девушка стала участвовать в олимпиаде, начиная с 9-го класса, а после поступления в 2018 году в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию собрала команду и представляла свое учреждение образования уже в статусе студента, установив своеобразный рекорд шестикратного участия в олимпиаде. Александр Антонов из команды «PsyHeroic: связь времен» принимал участие в олимпиаде с 1-го курса, и поэтому за его плечами четырехлетняя олимпиадная история. Эти ребята были удостоены почетного звания «Ветеран олимпиадного движения».

Команды «Ψ-eco-factor» (Международный государственный экологический институт имени А.Д.Сахарова Белорусского государственного университета) «Карта памяти» (Витебский филиал Международного университета «МИТСО»), «Патриоты» (средняя школа № 3 Гомеля имени Д.Н.Пенязькова), «Крепость» (средняя школа № 9 Мозыря), «Восхождение» (Пинский колледж БрГУ имени А. С. Пушкина), «Наследники Великой Победы» (Заширская средняя школа Ельского района), «Социальный облик» (средняя школа № 26 Гомеля), «Знатоки» (средняя школа № 4 им. В. Маркелова Гомеля), «Правнуки победителей» (Озеранский детский сад – средняя школа), «Молодость» (Красненская средняя школа), «Адаптация» (гимназия Светлогорска»), «#подвиг#жизнь#память» (Прудковская средняя школа Мозырского района), «Кто, если не мы…» (Бринёвский детский сад – средняя школа), «Преемники славных дел» (Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж), «Лидер» (гимназия Житкович имени А.А. Лихоты), «Энтузиасты» (средняя школа № 1 Ельска), «На педагогической волне» (средняя школа № 7 Калинковичей), «Психолог» (средняя школа № 2 г.п. Октябрьский), «Герои нашего времени» (средняя школа № 1 Петрикова) были удостоены дипломов призеров отдельных этапов олимпиады.

С каждым годом уровень представленных работ становится все выше и выше. Участники олимпиадного движения отличаются высоким уровнем успеваемости по учебным предметам, креативностью, активно участвуют в различных научных объединениях, стремятся к личностному развитию и самосовершенствованию. Поэтому они демонстрируют не только замечательную теоретическую подготовку, но и прекрасный эстетический вкус, стиль и красоту души. В этом немалая заслуга вдохновителей и руководителей команд, удостоенных благодарностей.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий