Елена ГОРЕНЬКОВА,
учитель биологии
ГУО «Богушевская средняя школа имени А.Э.Марфицкого
Сенненского района»,
Витебская область
bogus-sc@yandex.by
Тема урока: «Эндокринная система. Строение и функции щитовидной железы и надпочечников»
Класс: 9
Цели и задачи урока:
– образовательные: сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов, выяснить причины их гипер- и гипофункций; познакомить учащихся с функциями и строением щитовидной железы и надпочечников; способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека
– развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы
– воспитательные: способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью
Учащиеся должны:
– усвоить понятия «гормоны, тироксин, трийодтиронин, адреналин, норадреналин, кортизол, альдостерон»;
– знать месторасположение желез, свойства и механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний;
– уметь самостоятельно прорабатывать и анализировать учебный материал, вести тезисные записи, составлять аргументированный рассказ, делать выводы; устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу;
– решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: таблица «Железы внутренней секреции», презентация «Железы внутренней секреции», приложения, оценочные листы (материалы к уроку на столах учеников).
Ход урока
1 Организационный этап
2 Повторение и систематизация ранее приобретенных знаний
2.1 Вступительное слово учителя
– В течение нескольких уроков мы с вами изучали и закончили тему «Сенсорные системы». С целью проверки изученного материала необходимо выполнить задание.
2.2 Вводный контроль
Тестовая работа по теме «Сенсорные системы» (Приложение 1).
2.3 Взаимопроверка работ (Слайд 1)
Выставление отметок в оценочный лист.
3 Актуализация знаний. Целемотивационный этап
3.1 Вступительное слово учителя
– Человек – самое удивительное существо, именно он может создавать восхитительные сооружения, покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты, способен мыслить и познавать мир. Человек вызывает постоянный интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Но иногда у людей могут возникать отклонения и нарушения в деятельности организма, появляться аномалии. Я хочу привести вам примеры.
До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, появилась повышенная утомляемость, кожа становилась бронзового цвета.
В 7 лет у ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления.
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Для этого мы вспомним, что наш организм действует как единое целое благодаря двум способам регуляции. Каким? (нервной и гуморальной). (Слайд 2)
3.2 Беседа с учащимися
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и гуморальной.
– Назовите принцип действия нервной системы (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Гуморальную регуляцию осуществляет эндокринная система.
3.3 Определение темы и цели урока
Вы уже догадались, что тема и цель нашего урока (учащиеся называют) (Слайд 3)
3.4 Дополнение учителя о целеполагании. (Слайд 4)
– Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение эндокринной системы нашего организма, познакомимся с нарушениями функций желез внутренней секреции, болезнями человека, возникающими вследствие этого.
4 Изучение нового материала
4.1 Вступительное слово учителя
– В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными (греч. endon – внутрь, krinein – выделять). Они располагаются в разных местах нашего организма. (Слайд 5)
Запись в тетради – Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» – привожу в движение, побуждаю).
Гормоны – сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.
4.2 Работа с книгой
Вспомнить о гормонах из параграфа 5.
4.3 Беседа с учащимися
4.4 Дополнение учителя
– Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!).
Теперь давайте посмотрим на слайд и назовём характеристику гормонов. (Слайд 6)
Характеристика гормонов
Свойства гормонов | Функции гормонов |
1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез; 2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов. 3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях. 4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях |
1. Обеспечивают рост и развитие организма. 2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. 3. Обеспечивают гомеостаз 4. Контролируют процессы обмена веществ. |
4.5 Изучение понятий
Гиперфункция гормонов
Гипофункция гормонов (Слайд 7)
4.6 Щитовидная железа
Объяснение учителя и заполнение учениками части таблицы (Приложение 2)
Сопровождение (Слайды 8, 9, 10)
Железы | Место расположения | Строение | Гормоны и их влияние на организм | Гиперфункция | Гипофункция |
Щитовидная железа | Передняя поверхность шеи ниже щитовидного хряща | Состоит из двух долей, соединенных перешейком. Ткань состоит из пузырьков – фолликул |
Трийодтиронин |
Базедова болезнь |
В детском возрасте – кретинизм |
4.7 Гимнастика для глаз
4.8 Задание 1. Работа в группах
– Для изучения надпочечников мы создадим три экспертные группы.
Задание 1 (Слайд 11)
1-я группа – анатомы познакомят нас с расположением и строением надпочечников
2-я группа – физиологи расскажут нам о гормонах и влиянии их на организм
3-я группа – эндокринологи познакомят нас с тем, что происходит при недостаточной или избыточной выработке гормонов
– Прочитайте внимательно план исследования для своих групп на стр. 60–61 учебника.
Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в таблице. Через 5 минут от каждой из экспертных групп выступает представитель.
4.9 Выступление учащихся
– Время истекло, слушаем специалистов 1-й группы и заполняем таблицу. Дополнение учащихся из этой группы (Слайд 12). Спасибо.
Затем 2-й и 3-й группы.
– Проверьте правильность заполнения таблицы (Слайды 13, 14).
– Уважаемые эксперты, благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.
– Сформулируйте и запишите вывод.
Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.
4.10 Задание 2. Самостоятельная работа
– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов у детей? Решите задачи, записанные на слайде, используя свои таблицы. (Слайд 15)
Выяснить причины нарушения деятельности желез.
– В результате чего нарушается деятельность желез?
4.11. Беседа с учащимися
– Какие факторы вызывают нарушения?
Факторы, вызывающие эндокринные заболевания (Слайд 16)
-
- Наследственная предрасположенность.
- Неправильное питание (недостаток йода, избыток сахара и т. д.).
- Стрессы (существует стрессовая или посттравматическая форма сахарного диабета).
- Последствия тяжелых инфекционных заболеваний.
- Осложнения после операций, беременности и родов
-
- Различные яды и токсины
- Некоторые красители, добавляемые в пищу
- Консерванты
5 Обобщение
– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Теперь вы будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! (Слайд 17)
6 Закрепление
Задание: Закончи предложения:
-
-
- Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции (гормоны).
- Болезнь детского возраста, вызванная дефицитом гормонов щитовидной железы (кретинизм).
- Недостаточное образование гормонов (гипофункция).
- Мелкие пузырьки, входящие в ткань щитовидной железы (фолликулы).
- Внутренний слой надпочечников (мозговой).
- Болезнь, вызванная недостатком коры надпочечников (бронзовая болезнь).
- Гормоны страха и гнева (адреналин и норадреналин).
- Гормон надпочечников, участвующий в водно-солевом обмене (альдостерон).
- Гормон надпочечников, стимулирующий образование глюкозы и повышающий её уровень в крови (кортизол).
-
7 Выставление отметок за урок
8 Домашнее задание
-
- Параграф 15.
- Закончите заполнение таблицы.
- Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.
- Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней (Слайд 18).
9 Рефлексия
Презентация: https://drive.google.com/file/d/15LxFiFWWNpoOHmleLTKTXa5PUNTX2ksi/view?usp=sharing