Эндокринная система. Строение и функции щитовидной железы и надпочечников. Урок биологии в 9-м классе  

- 13:36Биология. Сценарии, Методичка

 

Елена ГОРЕНЬКОВА,
учитель биологии
ГУО «Богушевская средняя школа имени А.Э.Марфицкого
Сенненского района»,
Витебская область

bogus-sc@yandex.by

 

 

 

 

 

Тема урока: «Эндокринная система. Строение и функции щитовидной железы и надпочечников»

Класс: 9

Цели и задачи урока:

– образовательные: сформировать понятие о железах внутренней секреции, показать их роль в регуляции функций в организме человека, рассмотреть влияние гормонов, выяснить причины их гипер- и гипофункций; познакомить учащихся с функциями и строением щитовидной железы и надпочечников; способствовать развитию представлений о важности гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека

– развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством создания проблемных ситуаций, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы

– воспитательные: способствовать развитию умений ставить перед собой цели и добиваться их решения; способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью

 

Учащиеся должны:

– усвоить понятия «гормоны, тироксин, трийодтиронин, адреналин, норадреналин, кортизол, альдостерон»;

– знать месторасположение желез, свойства и механизм действия гормонов, последствия нарушения нормальной деятельность желез и меры предупреждения заболеваний;

– уметь самостоятельно прорабатывать и анализировать учебный материал, вести тезисные записи, составлять аргументированный рассказ, делать выводы; устанавливать взаимосвязь между функционированием желез и факторами, влияющими на их работу;

– решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль.

 

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица «Железы внутренней секреции», презентация «Железы внутренней секреции», приложения, оценочные листы (материалы к уроку на столах учеников).

 

Ход урока

 

1 Организационный этап

 

2 Повторение и систематизация ранее приобретенных знаний

2.1 Вступительное слово учителя

– В течение нескольких уроков мы с вами изучали и закончили тему «Сенсорные системы». С целью проверки изученного материала необходимо выполнить задание.

2.2 Вводный контроль

Тестовая работа по теме «Сенсорные системы» (Приложение 1).

2.3 Взаимопроверка работ (Слайд 1)

Выставление отметок в оценочный лист.

 

3 Актуализация знаний. Целемотивационный этап

3.1 Вступительное слово учителя

– Человек – самое удивительное существо, именно он может создавать восхитительные сооружения, покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты, способен мыслить и познавать мир. Человек вызывает постоянный интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Но иногда у людей могут возникать отклонения и нарушения в деятельности организма, появляться аномалии. Я хочу привести вам примеры.

До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, появилась повышенная утомляемость, кожа становилась бронзового цвета.

В 7 лет у ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления.

Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Для этого мы вспомним, что наш организм действует как единое целое благодаря двум способам регуляции. Каким? (нервной и гуморальной). (Слайд 2)

 

3.2 Беседа с учащимися

Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и гуморальной.

– Назовите принцип действия нервной системы (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.

Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Гуморальную регуляцию осуществляет эндокринная система.

 

3.3 Определение темы и цели урока

Вы уже догадались, что тема и цель нашего урока (учащиеся называют) (Слайд 3)

3.4 Дополнение учителя о целеполагании. (Слайд 4)

– Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение эндокринной системы нашего организма, познакомимся с нарушениями функций желез внутренней секреции, болезнями человека, возникающими вследствие этого.

 

4 Изучение нового материала

4.1 Вступительное слово учителя

– В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными (греч. endon – внутрь, krinein – выделять). Они располагаются в разных местах нашего организма. (Слайд 5)

Запись в тетради – Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества – гормоны (от греч. «гармао» –  привожу в движение, побуждаю).

Гормоны – сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.

 

4.2 Работа с книгой

Вспомнить о гормонах из параграфа 5.

4.3 Беседа с учащимися

4.4 Дополнение учителя

– Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина – в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!).

Теперь давайте посмотрим на слайд и назовём характеристику гормонов. (Слайд 6)

 

Характеристика гормонов

Свойства гормонов Функции гормонов

1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез;

2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов.

3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях

1. Обеспечивают рост и развитие организма.

2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

3. Обеспечивают гомеостаз

4. Контролируют процессы обмена веществ.

 

4.5 Изучение понятий

Гиперфункция гормонов

Гипофункция гормонов (Слайд 7)

 

4.6 Щитовидная железа

Объяснение учителя и заполнение учениками части таблицы (Приложение 2)

Сопровождение (Слайды 8, 9, 10)

Железы Место расположения Строение Гормоны и их влияние на организм Гиперфункция Гипофункция
Щитовидная железа Передняя поверхность шеи ниже щитовидного хряща Состоит из двух долей, соединенных перешейком. Ткань состоит из пузырьков –  фолликул

Трийодтиронин
Тироксин
Влияют на обмен веществ, умственное и физическое развитие

Базедова болезнь

В детском возрасте – кретинизм
У взрослого –
микседема

 

4.7 Гимнастика для глаз

4.8 Задание 1. Работа в группах

– Для изучения надпочечников мы создадим три экспертные группы.

Задание 1 (Слайд 11)

          1-я группа – анатомы познакомят нас с расположением и строением надпочечников

          2-я группа – физиологи расскажут нам о гормонах и влиянии их на организм

          3-я группа – эндокринологи познакомят нас с тем, что происходит при недостаточной или избыточной выработке гормонов

– Прочитайте внимательно план исследования для своих групп на стр. 60–61 учебника.

Уважаемые эксперты, вам необходимо найти информацию и оформить результаты поиска в таблице. Через 5 минут от каждой из экспертных групп выступает представитель.

 

4.9 Выступление учащихся

– Время истекло, слушаем специалистов 1-й группы и заполняем таблицу. Дополнение учащихся из этой группы (Слайд 12). Спасибо.

Затем 2-й и 3-й группы.

– Проверьте правильность заполнения таблицы (Слайды 13, 14).

– Уважаемые эксперты, благодаря вашему умению работать сообща над поставленными задачами мы выяснили возможные причины отклонений от нормального развития.

– Сформулируйте и запишите вывод.

Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.

 

4.10 Задание 2. Самостоятельная работа

– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов у детей? Решите задачи, записанные на слайде, используя свои таблицы. (Слайд 15)

Выяснить причины нарушения деятельности желез.

– В результате чего нарушается деятельность желез?

 

4.11. Беседа с учащимися

– Какие факторы вызывают нарушения?

Факторы, вызывающие эндокринные заболевания (Слайд 16)

    • Наследственная предрасположенность.
    • Неправильное питание (недостаток йода, избыток сахара и т. д.).
    • Стрессы (существует стрессовая или посттравматическая форма сахарного диабета).
    • Последствия тяжелых инфекционных заболеваний.
    • Осложнения после операций, беременности и родов
    • Различные яды и токсины
    • Некоторые красители, добавляемые в пищу
    • Консерванты

 

5 Обобщение

– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Теперь вы будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.

Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких! (Слайд 17)

 

6 Закрепление

Задание: Закончи предложения:

      1. Биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции (гормоны).
      2. Болезнь детского возраста, вызванная дефицитом гормонов щитовидной железы (кретинизм).
      3. Недостаточное образование гормонов (гипофункция).
      4. Мелкие пузырьки, входящие в ткань щитовидной железы (фолликулы).
      5. Внутренний слой надпочечников (мозговой).
      6. Болезнь, вызванная недостатком коры надпочечников (бронзовая болезнь).
      7. Гормоны страха и гнева (адреналин и норадреналин).
      8. Гормон надпочечников, участвующий в водно-солевом обмене (альдостерон).
      9. Гормон надпочечников, стимулирующий образование глюкозы и повышающий её уровень в крови (кортизол).

 

7 Выставление отметок за урок

 

8 Домашнее задание

    1. Параграф 15.
    2. Закончите заполнение таблицы.
    3. Разработайте меры профилактики эндокринных заболеваний.
    4. Найдите в художественных произведениях описания заболеваний желез внутренней (Слайд 18).

 

9 Рефлексия

 

Приложения. Горенькова Е.И. Эндокринная система. Строение и функции щитовидной железы и надпочечников. Урок биологии в 9-м классе

Презентация: https://drive.google.com/file/d/15LxFiFWWNpoOHmleLTKTXa5PUNTX2ksi/view?usp=sharing

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий