Сокровищница знаний. Комплекс авторских дидактических игр и упражнений для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

- 13:10Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Комплекс дидактических игр и упражнений «Сокровищница знаний» предназначен для работы с детьми 4–7 лет с различными нарушениями речи. Пособие предназначено для автоматизации звукопроизношения и введения звуков [л], [с], [ш], [р], [з], [ц], а также альбом для развития слухового, языкового и фонематического анализа и синтеза.

 

Наталья КРАСЮК-ЧУБАТЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад №
3 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Комплекс игр и упражнений направлен для пополнения словарного запаса, развития грамматического строя и связной речи у детей с нарушениями речи. Материал разработан в соответствии с учебным планом и требованиями программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». В нем представлены занимательные авторские игры и традиционные упражнения для работы над звукопроизношением и развитию речи у детей 4–7 лет.

Моя многолетняя практика показала, что необходимо систематизировать материал так, чтобы он был мобилен, доступен, удобен в использовании, легко перемещался из кабинета в кабинет и из группы в группу и мог быть использован в работе с детьми дошкольного возраста исходя из возрастных и речевых особенностей. Я понимала, что создание таких пособий – достаточно долгий и трудоемкий процесс, но используя его в работе около года, я пришла к выводу, что не зря потратила свое личное время.

Сейчас для подготовки к занятиям я трачу намного меньше времени, а самое главное, оценивая качественные результаты коррекционно-развивающей работы, можно выделить положительные изменения:

– повышается речевая мотивация;
– обогащается словарь всех частей речи;
– развивается смысловая сторона речи;
– компенсируются недостатки в развитии речи;
– увеличивается скорость запоминания и улучшается речевое продуцирование;
– активизируются и восстанавливаются у детей психические функции (мышление, внимание, память);
– развиваются творческие способности каждого ребенка.

Также стоит отметить, что детям очень нравится заниматься с этими пособиями, так как они очень красочные, многоразовые, вариативные и дают возможность детям совершать различные манипуляции: приклеивать и отклеивать изображения предметов, раскладывать, соединять, раскрашивать, стирать, сортировать, прятать, обводить по точкам, нанизывать и многое другое.

Пособие представляет собой комплект папок для автоматизации конкретного звука. Но, помимо автоматизации звука, в каждом «наборе» разработан комплекс игр, упражнений и наглядного материала, который нацелен на развитие всех компонентов речевой системы и не только: фонетика, словарь, грамматика, связная речь, мелкая моторика, а также развитие высших психических функций. Включенность детей с ОПФР в работу с пособием позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи. За счет наглядной привлекательности пособий обучение проходит непроизвольно, помогает детям усвоить знания, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Игры и упражнения, имеющиеся в пособии «Сокровищница знаний» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы не только учителями-дефектологами, но и психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.

Для закрепления пройденного материала в домашних условиях я создала электронные развивающие онлайн-игры по коррекции звукопроизношения. С помощью QR-кодов родители без особого труда могут переходить по ссылке и быстро найти на просторах интернета эти онлайн-игры. Таким образом комплекс дидактических игр и упражнений “Сокровищница знаний” представлен не только в традиционном настольно-печатном варианте, но и в электронном. Тем самым обучение и воспитание дошкольников переходит на новый уровень деятельности, чему способствует использование ИКТ.

Почему я использовала именно такую форму подачи в виде папок с кольцами? Все гениально и просто. Для того чтобы ребенку было проще и удобнее работать с этим пособием, я могу открыть кольца и достать определенную страницу или даже несколько и разместить их на столе в доступном положении. Я могу менять последовательность упражнений, опять же исходя из особенностей ребенка. А самое главное, что если в очередной раз меня посетит вдохновение и разработаю еще неограниченное количество упражнений, то без проблем могу вставить новые страницы в папку.

Также хочу обратить внимание, что каждая иллюстрация была специально подобрана в определенном формате, стиле и отредактирована для правильного эстетического оформления. Картинки для речевого материала я использовала доступные для ребенка, поскольку не раз я сталкивалась с такой проблемой, что дети не знают названия изображения, да и, если честно, сама я иногда путалась в догадках, что изображено на картинке. При этом какой-то процент новых незнакомых слов для детей я специально оставила для пополнения словарного запаса.

Упражнения в каждом альбоме отличаются по манере подачи. То есть, если мне надо отработать согласование числительных с существительными, то в каждом альбоме оно оформляется по-разному, чтобы ребенку не наскучили упражнения. Варианты одного и того же упражнения можно менять, затрачивая на это минимум усилий. Все зависит от фантазии, опыта и желания учителя-дефектолога. Например, одно и то же упражнение «Логические цепочки» можно использовать не только для отработки звука и для развития мышления, но и как упражнение для отработки силы голоса.

В альбомах представлены упражнения:

    • Артикуляционная гимнастика для определенного звука
    • Автоматизация изолированно, в слогах и словах
    • Игра «Сыщик. Найди и посчитай»
    • Посчитай-ка
    • Делим на слоги
    • Фразовый конструктор «Вертушка»
    • Лабиринт
    • О ком (о чем) сказка у Сони?
    • Фразовый конструктор «У Сони в сумке…»
    • Предлоги на, за, перед
    • Звукотаблица
    • Соня в магазине
    • Какой, какая, какие?
    • Маски для спектакля
    • Какие вещи разбросала Соня у себя в комнате?
    • Скороговорки, стихотворения
    • Найди и раскрась букву
    • Украсим букву
    • Найди тень
    • Бусы для мамы
    • Слоговой домик
    • Веселые пальчики

и очень много других.

Также я могу достать из папки несколько упражнений и дать родителям ребенка, чтобы они закрепили дома пройденный материал. Эти альбомы использую не только я, но и учителя-дефектологи нашего учреждения, других учреждений образования нашего города, такие как ЦКРОиР, частные развивающие логопедические студии, а также другие специалисты по всей республике.

Таким образом комплекс пособий доказал свою значимость, практичность и функциональность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и успешно был представлен на Международной научно-практической конференции «Образование: вызовы времени».

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий