Комплекс дидактических игр и упражнений «Сокровищница знаний» предназначен для работы с детьми 4–7 лет с различными нарушениями речи. Пособие предназначено для автоматизации звукопроизношения и введения звуков [л], [с], [ш], [р], [з], [ц], а также альбом для развития слухового, языкового и фонематического анализа и синтеза.
Наталья КРАСЮК-ЧУБАТЮК,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 3 г. Мозыря»,
Гомельская область
Комплекс игр и упражнений направлен для пополнения словарного запаса, развития грамматического строя и связной речи у детей с нарушениями речи. Материал разработан в соответствии с учебным планом и требованиями программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи». В нем представлены занимательные авторские игры и традиционные упражнения для работы над звукопроизношением и развитию речи у детей 4–7 лет.
Моя многолетняя практика показала, что необходимо систематизировать материал так, чтобы он был мобилен, доступен, удобен в использовании, легко перемещался из кабинета в кабинет и из группы в группу и мог быть использован в работе с детьми дошкольного возраста исходя из возрастных и речевых особенностей. Я понимала, что создание таких пособий – достаточно долгий и трудоемкий процесс, но используя его в работе около года, я пришла к выводу, что не зря потратила свое личное время.
Сейчас для подготовки к занятиям я трачу намного меньше времени, а самое главное, оценивая качественные результаты коррекционно-развивающей работы, можно выделить положительные изменения:
— повышается речевая мотивация;
— обогащается словарь всех частей речи;
— развивается смысловая сторона речи;
— компенсируются недостатки в развитии речи;
— увеличивается скорость запоминания и улучшается речевое продуцирование;
— активизируются и восстанавливаются у детей психические функции (мышление, внимание, память);
— развиваются творческие способности каждого ребенка.
Также стоит отметить, что детям очень нравится заниматься с этими пособиями, так как они очень красочные, многоразовые, вариативные и дают возможность детям совершать различные манипуляции: приклеивать и отклеивать изображения предметов, раскладывать, соединять, раскрашивать, стирать, сортировать, прятать, обводить по точкам, нанизывать и многое другое.
Пособие представляет собой комплект папок для автоматизации конкретного звука. Но, помимо автоматизации звука, в каждом «наборе» разработан комплекс игр, упражнений и наглядного материала, который нацелен на развитие всех компонентов речевой системы и не только: фонетика, словарь, грамматика, связная речь, мелкая моторика, а также развитие высших психических функций. Включенность детей с ОПФР в работу с пособием позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи. За счет наглядной привлекательности пособий обучение проходит непроизвольно, помогает детям усвоить знания, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.
Игры и упражнения, имеющиеся в пособии «Сокровищница знаний» и реализуемые на занятиях, могут быть использованы не только учителями-дефектологами, но и психологами, педагогами при организации развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с задержкой речевого развития, общим недоразвитием речи, а также родителями.
Для закрепления пройденного материала в домашних условиях я создала электронные развивающие онлайн-игры по коррекции звукопроизношения. С помощью QR-кодов родители без особого труда могут переходить по ссылке и быстро найти на просторах интернета эти онлайн-игры. Таким образом комплекс дидактических игр и упражнений “Сокровищница знаний” представлен не только в традиционном настольно-печатном варианте, но и в электронном. Тем самым обучение и воспитание дошкольников переходит на новый уровень деятельности, чему способствует использование ИКТ.
Почему я использовала именно такую форму подачи в виде папок с кольцами? Все гениально и просто. Для того чтобы ребенку было проще и удобнее работать с этим пособием, я могу открыть кольца и достать определенную страницу или даже несколько и разместить их на столе в доступном положении. Я могу менять последовательность упражнений, опять же исходя из особенностей ребенка. А самое главное, что если в очередной раз меня посетит вдохновение и разработаю еще неограниченное количество упражнений, то без проблем могу вставить новые страницы в папку.
Также хочу обратить внимание, что каждая иллюстрация была специально подобрана в определенном формате, стиле и отредактирована для правильного эстетического оформления. Картинки для речевого материала я использовала доступные для ребенка, поскольку не раз я сталкивалась с такой проблемой, что дети не знают названия изображения, да и, если честно, сама я иногда путалась в догадках, что изображено на картинке. При этом какой-то процент новых незнакомых слов для детей я специально оставила для пополнения словарного запаса.
Упражнения в каждом альбоме отличаются по манере подачи. То есть, если мне надо отработать согласование числительных с существительными, то в каждом альбоме оно оформляется по-разному, чтобы ребенку не наскучили упражнения. Варианты одного и того же упражнения можно менять, затрачивая на это минимум усилий. Все зависит от фантазии, опыта и желания учителя-дефектолога. Например, одно и то же упражнение «Логические цепочки» можно использовать не только для отработки звука и для развития мышления, но и как упражнение для отработки силы голоса.
В альбомах представлены упражнения:
-
- Артикуляционная гимнастика для определенного звука
- Автоматизация изолированно, в слогах и словах
- Игра «Сыщик. Найди и посчитай»
- Посчитай-ка
- Делим на слоги
- Фразовый конструктор «Вертушка»
- Лабиринт
- О ком (о чем) сказка у Сони?
- Фразовый конструктор «У Сони в сумке…»
- Предлоги на, за, перед
- Звукотаблица
- Соня в магазине
- Какой, какая, какие?
- Маски для спектакля
- Какие вещи разбросала Соня у себя в комнате?
- Скороговорки, стихотворения
- Найди и раскрась букву
- Украсим букву
- Найди тень
- Бусы для мамы
- Слоговой домик
- Веселые пальчики
и очень много других.
Также я могу достать из папки несколько упражнений и дать родителям ребенка, чтобы они закрепили дома пройденный материал. Эти альбомы использую не только я, но и учителя-дефектологи нашего учреждения, других учреждений образования нашего города, такие как ЦКРОиР, частные развивающие логопедические студии, а также другие специалисты по всей республике.
Таким образом комплекс пособий доказал свою значимость, практичность и функциональность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и успешно был представлен на Международной научно-практической конференции «Образование: вызовы времени».