Елена СТУПЧИК,
учитель физики средней школы № 9
имени Героя Советского Союза Г.Н.Холостякова Баранович, руководитель творческой группы учителей физики и астрономии Баранович
Одной из задач организации эффективной методической работы с педагогами является их активизация в вопросах собственного профессионального развития посредством расширения их взаимодействия между собой и сотрудничества для совершенствования и усиления методической составляющей компетентностного подхода в образовательном процессе.
Многие исследования показывают приоритетную форму повышения квалификации педагогов – взаимодействие и взаимообучение учителей. По результатам исследования М.Барбера и М.Муршед повысить качество обучения учащихся возможно, если создать условия для того, чтобы учителя учились друг у друга. Австралийский профессор Джон Хэтти в своих исследованиях определил факторы, которые положительно влияют на качество обучения учащихся. В категории «Учитель» наиболее эффективным оказалось взаимообучение (микрообучение). Важно создать среду, в которой учителя работают вместе и повышают свою эффективность и эффективность своих коллег и стремятся к профессиональному развитию. Взаимообучение основано на отношениях и взаимодействии участников в процессе познания, на совместном поиске решений профессиональных проблем и может быть реализовано через организацию работы творческой группы.
Творческая группа – это добровольное профессиональное объединение педагогов, занимающихся разработкой какой-либо проблемы. Создание творческих групп способствует улучшению качества образования и создает условия для развития предметно-методической компетентности учителей. (Ссылка на положение)
Результатом деятельности творческой группы может быть не только взаимообучение учителей, но и новый продукт (разработки уроков, пособий, дидактический материал и т.д.).
При организации работы творческой группы чрезвычайно важным является создание и поддержание творческой атмосферы. Это в первую очередь доброжелательное окружение, обеспечивающее поддержку и ощущение причастности к команде, принятие и безоценочное отношение, которые создают ту безопасную среду, в которой творческие способности педагогов смогут раскрыться.
Творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива под тему, которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес.
Выбор темы работы творческой группы осуществляется путем анализа наибольших затруднений педагогов, на основе результатов республиканского мониторинга НИО, опроса педагогов.
В деятельности творческой группы упор делается на эффективность и реальные изменения. Об эффективности можно говорить тогда, когда в результате учительских взаимодействий в лучшую сторону меняются ученики.
Продуктивна и эффективна работа творческой группы, в состав которой входят педагоги разных школ.
Например, в 2018/2019 учебном году учебно-методическим кабинетом г. Барановичи была организована работа городской творческой группы учителей физики и астрономии. В состав группы входят 10 педагогов из школ города.
Особенностью 2019/2020 учебного года являлось введение обновленной учебной программы по физике и нового учебного пособия по физике для 9-го класса, реализация новых образовательных стандартов. Реализация обновленных учебных программ и образовательных стандартов в этих условиях невозможна без повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
Одной из эффективных образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является проектная технология. Выполнение проектных заданий формирует необходимые экспериментально-исследовательские компетенции, имеющие первостепенное значение для современного образования.
Исходя из этого, была определена тема, над которой работала творческая группа в 2019/2020 учебном году – «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся». Работать над этой темой группа планирует в течение двух лет. Основная цель деятельности творческой группы – включение учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в преподавании физики и повышение профессиональной компетентности учителей в использовании проектных заданий на учебных занятиях по физике.
В течение учебного года было запланировано 4 заседания:
– организационное заседание творческой группы.
– творческая лаборатория «Методика использования проектных заданий на учебных занятиях по физике».
– педагогическая мастерская «Составление проектных заданий по физике для учащихся».
– презентация творческих продуктов «Проектные задания как способ формирования экспериментально-исследовательской компетенции учащихся». (Ссылка на план)
По итогам деятельности творческой группы планируется создание методического пособия для педагогов.
На первом организационном заседании члены творческой группы обсудили цели, задачи, основные направления деятельности и формы работы на учебный год.
Второе заседание прошло в форме творческой лаборатории. В новом учебном пособии по физике для 9-го класса каждая глава заканчивается перечнем краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных проектных заданий, которые по рекомендации учителя могут выполняться учащимися. Работа над проектными заданиями может осуществляться как на базовом уровне изучения физики, так и на повышенном. Педагоги обсудили, как можно организовать работу учащихся над проектными заданиями на этапах планирования и организации исследования. На втором заседании педагоги, работая в группах, обсуждали, какие могут быть формы представления результатов проектной работы и какие можно определить критерии оценивания проектных заданий.
Третье заседание было организовано в дистанционной форме в три этапа. (Ссылка на план заседания)
На первом этапе на сайте ГУО «Средняя школа № 9 г. Барановичи» в разделе Учительская/ТГ по физике/Методические материалы были размещены материалы для изучения и ознакомления:
- карта для разработки урока на основе метода проектов;
- технологическая карта проекта;
- ссылка на Google Диск. По ссылке можно было ознакомиться с дополнительными методическими материалами.
На втором этапе нужно было отправить руководителю творческой группы разработанные членами творческой группы:
- разработку урока с использованием мини-проекта, который может быть реализован на уроке. (Разработка урока оформлена согласно Карте для разработки урока на основе метода проектов);
- темы проектов для учащихся 7–8 классов. (Темы проектов оформлены согласно Технологической карте проектов);
- и уже на третьем этапе с разработками уроков и темами предложенных проектов можно было ознакомиться на сайте ГУО «Средняя школа № 9 г. Барановичи» в разделе Учительская/ТГ по физике/Проекты. (Ссылка на материалы)
На четвёртом заседании состоялась презентация опыта педагогов по использованию проектных заданий по физике на базовом и повышенном уровне.
На следующий учебный год планируется разработать уроки и подобрать темы проектов для учащихся 9 классов, а также продолжить работу по созданию методического пособия «Методика использования проектных заданий на учебных занятиях по физике» для педагогов.
Творческая группа открыта для сотрудничества с педагогами. Пишите нам на адрес: tgruppafizika@gmail.com