Галина КЕБЕЦ,
учитель английского языка
ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря»
Гомельской области
Как помочь учащимся овладеть коммуникативной компетенцией, зная, что генеральная цель обучения иностранным языкам в школе состоит в формировании поликультурной многоязычной личности? Как улучшить результаты учебной деятельности? Чтобы ответить на эти вопросы, постоянно нахожусь в поиске эффективных методов и приемов преподавания английского языка.
Согласно учебной программе в 5 классе, учащиеся должны уметь говорить с использованием визуальных опор, в 6 классе к умениям добавляется сравнение. В 7 классе учащиеся должны уметь сообщать информацию, сочетая описание, повествование и сравнение. Таким образом, составление сравнительных таблиц в процессе моделирования диалога культур для меня стало эффективным инструментом формирования коммуникативной компетенции.
Этот опыт в 7 классе использую для работы с разделом «Путешествие во времени». Информация в текстах является сложной для восприятия, содержит много исторических фактов, дат и объектов, поэтому выбор сравнительных таблиц в качестве опоры является оправданным и помогает создать ситуацию успеха для каждого учащегося. Сложность, с которой могут столкнуться учащиеся, – это выбор ключевых слов для занесения в таблицу, умение кратко и лаконично оформить свои мысли. Таким образом, задача учителя – не просто дать таблицу для заполнения, а вместе с учащимися ее заполнить, при этом правильно отобрать упражнения, которые позволят это сделать.
Начиная работу над разделом «Путешествие во времени», обращаю внимание на количество стран (Древний Египет, Британия, Древний Рим и Беларусь) и текстов, которые придется изучить в процессе работы. Поэтому предложение составить сравнительную таблицу ко всему разделу становится для учащихся осознанным выбором, к которому они подходят с пониманием обозначенной проблемы. Процесс работы над сравнительной таблицей согласно календарно-тематическому планированию, занимает 6 уроков. Это позволяет детально разобраться в информации, увидеть в сравнении культуру Древнего Египта, Британии, Древнего Рима и Беларуси и рассказать об этом на английском языке.
Урок 1
Коммуникативная ситуация
«Путешествие в старинный город Йорк»
Подготовительный этап: представление учащимся пустого макета таблицы «Travelling back in time». Предлагаю просмотреть весь раздел учебника, назвать страны, которые будут изучаться, заполнить подзаголовки таблицы названиями всех стран.
Этап восприятия информации о стране изучаемого языка: работа с текстом. Использую следующие упражнения: введение новых лексических единиц (для этого можно использовать наглядный материал), в парах – поиск предложений с этими лексическими единицами в тексте, совместное обсуждение ключевых слов, которые могут быть выделены согласно информации, внесение их в таблицу: place, time, people, landmarks, details. Предлагаю добавить последнюю строку “Opinion” или “Why is it worth visiting this country?”, куда учащиеся смогут вписать собственное мнение, выразить свою точку зрения. Таблица помогает планировать пути достижения цели, поэтому это становится задачей личностного развития. Далее организую работу в группах для совместного поиска информации в тексте с последующим внесением в таблицу.
Этап контроля: представление группами информации о Йорке, использование таблицы в качестве опоры. Учащиеся другой группы активно слушают, дополняют либо соглашаются с предложенной информацией, проверяют себя. Таким образом, организуется само- и взаимоконтроль учебной деятельности.
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос “Why is it worth visiting York?”. Учащимся необходимо выразить свое мнение, кратко внести факты в последнюю строку таблицы.
Урок 2
Коммуникативная ситуация
«Путешествие по историческим местам»
Продолжается работа с таблицей. На этапе актуализации знаний, используя ключевые слова, задаю вопросы: Where is York situated? What time did people live there? What people lived there? Чтобы задание было компетентностно-ориентированным, предлагаю в парах представить себя сотрудником турагентства и клиентом, который собирается путешествовать. Использование интерактивного приема «Подшипник» на данном этапе позволяет максимально всем принять участие в диалоге и повторить информацию, изученную на предыдущем уроке, проверить домашнее задание. Также это настраивает на предстоящую работу.
Заполнение сравнительной таблицы продолжается на протяжении нескольких уроков. Заключительным этапом становится изучение информации о Беларуси. Учащиеся заполняют таблицу до конца, отвечают на вопрос “Why is it worth visiting Belarus?”. Также они делают выводы, находят общие черты и отличия в культурах разных стран, высказывают собственное мнение. Данная форма работы соответствует требованиям учебной программы для учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
Country |
Britain |
Ancient Egypt |
Ancient Rome |
Belarus |
Place |
York |
Giza, near Cairo |
Rome, The Roman Empire |
Nesvizh |
Time |
The 8th–11th centuries |
4,500 years ago, 3150 BC–31 BC |
The 10th century BC – the 5th century AD |
The 17th century |
People |
Vikings (settled in 800 AD) |
Ancient Egyptians (believed |
Ancient Romans, twins Romulus |
Barbara Radziwill, Zhygimont August |
Landmarks |
An ancient castle, graves |
The Great Sphinx, Pyramids |
The Pantheon, |
Nesvizh castle, A grave of |
Details |
The things |
The gold mask |
Building materials – Roman cement |
A gold ring |
Why is it worth visiting this country? |
Ps’ opinion |
Ps’ opinion |
Ps’ opinion |
Ps’ opinion |
При работе с этим разделом учащиеся не только узнают о национально-культурной специфике других стран, но и о том, как представить свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Созданная опора помогает в будущем не забыть изученный материал. Приобретенный опыт ребята могут использовать для построения логичного по форме и содержанию высказывания. Это позволяет им развивать умения анализировать, дифференцировать, поэтому такая форма работы может быть применена при изучении других школьных предметов и для самообразования.
Результаты доказывают, что при системном использовании различных коммуникативных ситуаций, моделирующих диалог культур, посредством использования сравнительных таблиц наблюдается повышение уровня коммуникативной компетенции и положительная динамика результатов учебной деятельности.