Анна АМБРОС,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Ясли-сад № 6 г. Волковыска»,
Гродненская область
Программные задачи: расширять представления о сказке, её жанровых особенностях, формировать умения понимать эмоционально-образное содержание произведения, давать оценку действиям его героев, придумывать своё окончание произведения; развивать интерес к произведению художественной литературы, чуткость к красоте и выразительности языка, связную и диалогическую речь, слуховое внимание, словесно-логическое мышление; воспитывать любовь к художественному слову, эмоционально позитивное отношение к произведениям художественной литературы;
для воспитанницы с ОПФР (3-й год обучения): продолжать формировать представления о предложении, учить составлять простые предложения, используя картинки-символы; развивать умение понимать эмоционально-образное содержание литературного произведения, его характер; воспитывать интерес к искусству слова (сказкам).
Материал и оборудование: портрет Валентина Катаева, «волшебная» книга, цветок с семью разноцветными съёмными лепестками с заданиями, иллюстрации к сказке, по количеству пар детей разрезанные на части; аудиозапись песни «Цветик-семицветик» группы «Домисолька» (https://page.ligaudio.ru/mp3/), мультимедийная установка, магнитофон.
Предварительная работа: чтение сказки «Цветик-семицветик» В.Катаева, словарная работа (мочалка, папанинцы, всамделишном), подготовка ребёнком сообщения о В.Катаеве.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, давайте начнём наше занятие с приветствия.
Раз, два, три, четыре, пять,
Круг большой пора собрать (становятся в круг, держатся за руки).
Ты – часть круга, я – часть круга, (показывают рукой на себя и на других).
Поприветствуем друг друга (здороваются, машут друг другу рукой).
Скажите, любите ли вы сказки? А сказочные путешествия? (Ответы детей). Скажу по секрету – совершить такое путешествие мечтают даже взрослые. Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Вы согласны? (Да!). Для того чтобы оказаться в сказке, мы будем передавать друг другу вот эту волшебную книгу (показывает) и произносить слова:
Книга вновь к нам пришла,
Час настал волшебства.
Книгу в руки мы берём
И друг другу передаём,
Интересное познаём.
Дети со словами передают книгу, в конце из книги выпадает цветок с лепестком.
В. Посмотрите, что выпало из волшебной книги? (Цветок). Вспомните название сказки, в котором упоминается цветок? («Цветик-семицветик»). Правильно, это сказка «Цветик-семицветик». Давайте узнаем, что написано на этом лепестке.
Воспитатель дошкольного образования читает послание на лепестке: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик». Я бесполезно потратила почти все лепестки этого чудо-цветка. Помогите мне, пожалуйста, их вернуть. Так я смогу сделать много добрых дел, помогу другим стать счастливее. Если вы правильно выполните все задания, лепестки вернутся в цветик-семицветик.»
В. Ребята, вы готовы помочь Жене? (Да). (Называет имя ребёнка) сегодня подготовила сообщение о Валентине Катаеве – авторе сказки «Цветик-семицветик». (Показывает портрета писателя).
Ребёнок. Валентин Петрович Катаев родился в городе Одесса. В его семье была необыкновенно большая библиотека. Родители очень любили читать Валентину и его брату Евгению. Братья Катаевы росли в окружении книг и даже вместе написали некоторые произведения, по которым в дальнейшем снимали фильмы. Валентин Катаев писал не только сказки и рассказы для детей, но и произведения для взрослых.
В. Спасибо, (имя ребёнка), за интересное сообщение. Ребята, нас ждут задания, помните, что лепестки вернутся в цветик-семицветик, если мы правильно выполним каждое задание, а также будем внимательными, организованными и дружными. Итак, вы готовы? (Да!). Тогда давайте ещё раз вспомним и назовём автора сказки «Цветик-семицветик». (Валентин Катаев). Молодцы, ребята, вы очень внимательно слушали сообщение (имя ребёнка), первый лепесток возвращается на своё место.
На экране появляется первый лепесток. Дети находят второй лепесток.
В. Лепесток предлагает нам поиграть.
Игра «Правда или нет»
Если педагог называет события, которые происходили в сказке «Цветик-семицветик», дети хлопают, если такого не было – отрицательно качают головой.
В. Вас прошу я дать ответ,
Это правда или нет…
Женя купила три баранки для себя. (Качают головой).
Женя купила связку баранок для бабушки. (Качают головой).
Женя купила связку баранок для мамы, папы, себя и братика. (Хлопают).
Женя расстроилась из-за того, что собака съела цветок. (Качают головой).
Женя расстроилась из-за того, что собака съела баранки. (Хлопают).
Девочка Женя нашла цветик-семицветик в поле. (Качают головой).
Женя нашла цветик-семицветик в связке с баранками. (Качают головой).
Девочке Жене подарила цветик-семицветик старушка. (Хлопают).
После Северного полюса Женя очутилась на скамейке. (Качают головой).
После Северного полюса Женя очутилась во дворе с девочками. (Хлопают).
В. Вы постарались на славу, и поэтому второй лепесток возвращается в цветок.
На экране появляется второй лепесток. Дети находят следующий лепесток.
Физкультминутка «Чудесный цветок» (ритмические движения под песню группы «Домисолька» «Цветик-семицветик»)
Есть на свете место (дети стоят в кругу, руки на поясе).
Это знаю точно (дети делают шаг вправо).
Где цветет волшебный сказочный цветок (делают ещё раз шаг вправо).
Цветик-семицветик (выполняют шаг влево).
Мой король цветочный (делают ещё раз шаг влево).
Дарит детям чудо каждый лепесток (выполняют кружение вокруг себя, руки на поясе).
Каждый лепесток.
Припев
Лети, лети лепесток (правая рука в сторону, махи правой рукой).
Через запад на восток (левая рука в сторону, махи левой рукой).
Через север, через юг (кружатся вокруг себя).
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли (приседают, касаясь руками пола).
Быть по-моему вели (возвращаются в круг, руки на поясе).
Быть по-моему вели (кружатся вокруг себя).
В. Молодцы, ребята, третий лепесток возвращается в цветок.
На экране появляется третий лепесток.
В. Давайте вспомним, с какими новыми интересными словами мы познакомились в сказке «Цветик-семицветик»? («Мочалка», «Папанинцы» и «Всамделишном»).
В. Что такое «мочалка»? (Сетка, авоська).
В. Кто такие «папанинцы»? (Это люди, которые занимались исследованием Северного полюса).
В. Что обозначает слово «всамделишном»? (Это значит «по-настоящему»).
Дети находят четвёртый лепесток.
В. Этот лепесток предлагает ответить на вопросы по содержанию сказки.
Педагог развешивает картинки к сказке на мольберте.
Беседа по сказке «Цветик-семицветик»
В. Ребята, почему это произведение называется сказка? (Только в сказке бывает волшебство и чудеса. В сказке «Цветик-семицветик» был волшебный цветок, который исполнял желания).
Почему сказка называется «Цветик-семицветик»? (Потому что семь волшебных лепестков исполняли желания девочки Жени).
– Почему девочка Женя отправилась на Северный полюс? (Потому что она загадала желание там очутиться).
– Понравилось ли нашей главной героине такое путешествие? Почему? (Ответы детей).
– Получила ли девочка удовольствие от большого количества разных игрушек. Почему? (Ответы детей).
– Как вы думаете, правильно ли потратила Женя все лепестки цветка? Почему? (Почти все лепестки были потрачены неправильно, кроме последнего, потому что желания девочки были необдуманны и бесполезны для окружающих и для неё самой).
– Какое желание девочки оказалось самым полезным? (Желание помочь мальчику Вите).
– Чему учит нас эта сказка? (Сказка нас учит помогать друг другу, быть внимательными и добрыми).
На экране появляется четвёртый лепесток. Дети находят пятый лепесток.
Задание «Сложи и перескажи»
Дети в парах складывают из частей иллюстрацию с изображением эпизода из сказки «Цветик-семицветик», затем пересказывают эпизод на своей иллюстрации.
**Д/У «Составь предложение»
(Воспитанница с ОПФР выполняет задание одновременно с другими детьми. Получив картинки-символы, составляет по ним предложение. Например, картинка: «старушка – цветок – девочка». Предложение: «Старушка подарила цветик-семицветик девочке Жене»).
На экране появляется пятый лепесток. Дети находят следующий лепесток.
Задание «Придумай»
(Детям предлагают придумать другое окончание сказки «Цветик-семицветик»).
В. Давайте представим, что Женя не увидела мальчика Витю на скамейке, а увидела злую волшебницу, которая не хотела отдать мальчику Вите последний лепесток… Что произошло бы тогда?
(…Женя могла позвать мальчишек-папанинцев и прогнать злую волшебницу…; или …позвать собаку, которую злая волшебница испугалась и убежала. Тогда бы девочка, используя последний лепесток, помогла мальчику Вите).
Игровое упражнение** «Выложи из частей».
(Воспитанница с ОПФР получает образец с правильным изображением цветика-семицветика и отдельные части цветка (лепестки, сердцевинка). Ребёнок по образцу выкладывает цветок из частей).
На экране появляется шестой лепесток. Дети находят следующий лепесток.
В. Вот и последний лепесток цветика-семицветика и его задание. Помогите девочке Жене назвать добрые дела, которые могут окружающих людей сделать счастливее.
Задание «Добрые дела»
Дети по очереди называют доброе дело и прикрепляют лепесток к серединке цветка. Например: помогать маме и папе; говорить вежливые слова; заботиться о младших братьях и сестрах; проявлять заботу о пожилых людях; слушаться родителей и дедушку с бабушкой.
В. Молодцы, ребята! Вы вернули все лепестки!
– Чему вы научились сегодня на занятии? (Научились помогать другим, быть внимательными, добрыми, всегда обдумывать свои поступки).
– Хотите ли вы познакомиться с другими произведениями В.Катаева? (Ответы детей).
– Мы обязательно познакомимся с другими сказками этого замечательного писателя, а сейчас нам пора возвращаться в группу.
Вместе с педагогом дети произносят слова и выполняют действия:
Час настал волшебства (дети стоят в кругу).
Возвращаться в группу нам пора (маршируют на месте).
1, 2, 3, 4, 5 (кружатся вокруг себя).
Вот и в группе мы опять.