Формирование исследовательской компетенции – залог качества образовательного процесса

- 9:00ГРОДНЕНЩИНА, Регионы

В яслях-саду агрогородка Пограничный Берестовицкого района в каждой группе есть уголки для экспериментирования, проведения опытов, которые наполнены различным оборудованием для организации познавательно-исследовательской деятельности воспитанников.

Одной из главных профессиональных компетенций воспитателя дошкольного образования считается исследовательская, так как она представляет собой совокупность личностных качеств, методологических знаний и умений организовывать исследовательскую деятельность на уровне технологии для решения профессиональных задач.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. В дошкольном учреждении образования имеется определенный опыт реализации детских проектов: «Волшебная соль» (В.В.Беспалая, Л.А.Сурмач, Н.М.Семакович), «Волшебница бумага» (М.И.Ковальчук, Л.А.Сурмач), «Наш яблоневый сад» (Е.М.Тарасова).

На протяжении последних лет В.В.Беспалая реализовала со своими воспитанниками проекты «Космос в наших руках», «Встреча с незнакомцем», «Весеннее поздравление». Наиболее выражено ведётся работа по исследовательскому направлению при проведении занятий «Ребенок и природа». Воспитатели проводят опыты с водой, воздухом, солью. Отвечая на проблемные вопросы «Почему птицы плавают, но не тонут?», «Почему у птиц разные клювы?», дети выдвигали гипотезы, проводили эксперименты.

Воспитатели М.И.Ковальчук, Е.М.Тарасова, В.В.Беспалая учат детей сравнивать, обобщать, делать выводы, используя при этом средства визуализации (пиктограммы, схематические таблицы, серии рисунков, модели предметов неживой природы). Н.М.Семакович, Л.И.Шалкевич учат наблюдать, сравнивать, используя слух, зрение, обоняние и осязание. И.Ю.Телюк креативно использовала интегрированное занятие не только для того, чтобы изучить свойства соли, но и сделать её средством детского творчества. Музыкальный руководитель К.А.Тарас, работающая первый год, пытается на своих занятиях научить различать природные и музыкальные звуки, пробудить интерес к познанию окружающего мира при помощи загадок, эвристической беседы.

Решая образовательные задачи при помощи организации детского проекта «Посадили огород, посмотрим, что растет», воспитатели Л.И.Шалкевич, Л.А.Сурмач одновременно формируют навыки исследовательских действий для выявления сенсорных характеристик посадочного материала, развивают мыслительные процессы, прививают интерес к познанию нового.

Вместе с воспитанниками старшей группы реализовали проект «Волшебная соль». Задача воспитателя состояла в том, чтобы не преподносить готовые знания детям, а организовать деятельность, которая помогла бы добыть эти знания. Темы занятий формулировались в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования дети находили сами.

Во время реализации проекта провели ряд интересных опытов в детском саду («Плавающее яйцо», «Сосуды и соль») и дома («Незамерзающая вода»). Вместе с родителями применили соль в аппликации, рисовании, лепке из солёного теста. В результате получили необычные и красивые работы.

Во время прогулок особая роль отводится наблюдению. Дошкольники наблюдают за сезонными изменениями, жизнью птиц и растений весной, тем самым расширяются представления детей об окружающем мире.

Организация игровой деятельности также направлена на развитие умений и навыков, позволяющих думать, анализировать, решать проблемные ситуации. Наиболее ярко это проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Для претворения в жизнь всех планов и задумок необходима работа не только воспитателей дошкольного образования, но и родителей, семьи. Именно в семье, в привычной для себя обстановке, ребята получают начальные представления об окружающем мире. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность.

 

Светлана ЛЕВОНЕНЯ,
заместитель заведующего
яслями-садом аг. Пограничный
Берестовицкого района

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий