Воркшоп: интеллектуально-познавательная игра «О чём расскажет карта Республики Беларусь» (для воспитателей дошкольного образования)  

- 17:01Дошкольное образование. Мастер-класс, Методичка

Татьяна МЕДВЕДЕВА, заведующий
Валентина КРАСЮК, заместитель заведующего
ГУО «Ясли-сад № 5 г. Рогачёва»,
Гомельская область

sad5_rogachev@mail.gomel.by

 

 

Цель: повышение компетентности воспитателей дошкольного образования в вопросах формирования основ патриотизма, гражданственности и национально-культурных ценностей у воспитанников в процессе знакомства и работы с картой Республики Беларусь.

Задачи:

– совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по использованию карты Республики Беларусь в работе с воспитанниками 5–6 лет;
– способствовать раскрытию интеллектуальных, познавательных и творческих способностей педагогов при организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
– развивать навыки позитивного общения и умения работать в команде, стремления к победе и уважение к соперникам.

Участники: ведущий, воспитатели дошкольного образования, жюри.

Материал и оборудование: мультимедийная презентация; колокольчик (2 шт.); разрезная карта РБ, силуэты стран – Польша, Украина, Литва, Латвия (по 2 набора); отдельно взятые стихотворные строчки (2 набора); молоток; учебные программы дошкольного образования (на каждого участника); 8 силуэтов с изображением карты РБ (2 набора); эмблемы для участников команд «Васильки» и «Сосны»; табло в виде карты РБ; силуэты васильков и сосен (по 10 шт.); доска, мел.

Правила игры. Участники при помощи жеребьёвки делятся на две команды – «Васильки» и «Сосны»; При готовности команды ответить используется колокольчик. Жюри оценивает быстроту ответов и их правильность; результаты фиксируются на табло – карте Республики Беларусь – размещаются силуэтные изображения васильков и сосен; общий итог подводится по количеству набранных баллов командами; определяется победитель.

Презентация PDF

 

Ход мероприятия

Вступительная часть

Ведущий сообщает, что воркшоп будет проходить в форме интеллектуально-познавательной игры. Активное участие игроков обеих команд обязательно, так как от этого зависят результаты работы команд, и, конечно же, выбор команды-победителя воркшопа.

В игре принимают участие команды «Васильки» и «Сосны» (названия – как природные символы Беларуси). Представительное жюри в составе (члены жюри представляются) будет оценивать выполнение заданий, ответы, профессиональные действия игроков и команды в целом. Девиз каждого задания будет стимулировать участников на его выполнение.

 

Разминка «Раскрой секрет названия воркшопа»

          Цель: формирование навыков командной работы при увлечении каждого в процесс игры.

Чтобы узнать, чем команды будут заниматься на воркшопе, им предлагается правильно собрать четыре стихотворные строчки и дать название воркшопу.

Команды приступают к выполнению задания, раскладывая на столах четверостишие, зачитывают.

                           Карта страны как умный чертёж.

                           На могучего зубра он очень похож.

                           Насколько богат мир природы и недра земли –

                           Карту читая, узнать можем мы!

Заслушиваются ответы обеих команд по предполагаемому названию интеллектуально-познавательной игры. Если с названием воркшопа у команд возникают затруднения, тогда в четверостишии игроки находят ключевые слова (карта, узнать, читая, страна)

 

СЛАЙД 2.

Ведущий предлагает название “О чём расскажет карта Республики Беларусь”

Шеринг “Мои ожидания”

          Цель: осознание участниками своих ожиданий по теме воркшопа.

          Девиз: “Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький» (Конфуций, древний мыслитель и философ Китая).

Участники высказывают мнение о том, чего они ожидают от мероприятия. Ведущий кратко записывает ожидания на доске. Запись прекращается, если предположения начинают повторяться.

 

Основная часть

СЛАЙД 3.

Игра-соревнование “Собери карту Беларуси”

          Цель: развитие исследовательских навыков, умение действовать в соответствии с инструкцией, вычленяя главное.

          Девиз: «Карта – язык географии, «восьмое» чудо света и удивительнейшее изобретение человечества» (Н.Н.Баранский, выдающийся советский учёный в области экономической географии).

Командам предлагается, в соответствии с инструкцией, собрать карту Беларуси.

В каждый набор добавлены карты Латвии, Литвы, Польши, Украины, которые являются соседями Беларуси, но не составными частями карты Республики Беларусь. Жюри выявляет команду-победителя, которая быстро и правильно собрала карту Беларуси, без стран-соседей.

 

СЛАЙД 4.

Блиц-турнир “Отвечаем быстро и правильно”

          Цель: побуждение игроков к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

          Девиз: “Быстрота мышления как качество личности – способность быстро разобраться в сложной ситуации и найти правильные решения в условиях дефицита времени” (Аристотель, древнегреческий философ, ученик Платона).

Каждая из команд отвечает на свои вопросы по сигналу. С помощью секундомера жюри определяет количество времени, затраченное каждой из команд при ответах на 6 вопросов. Так определяется команда-победитель.

Вопросы команде “Васильки”

      1. Какая область самая маленькая?
      2. Какие области граничат с Россией?
      3. Какая область граничит с 5 областями?
      4. Какая область похожа на морду зубра?
      5. В какой “части тела зубра” находится Гродно?
      6. Какой областной центр расположен на границе своей области?

Вопросы команде “Сосны”

      1. Какая область самая большая?
      2. Какие области граничат с Украиной?
      3. Какие области не имеют границ между собой?
      4. Какая область ассоциируется с задними ногами зубра?
      5. В какой “части тела зубра” находится Гомель?
      6. Какой областной центр расположен ближе всего к Литве?

 

Работа с учебной программой дошкольного образования

          Цель: оптимизация знаний по отбору задач, которые можно решать посредством работы с картой.

          Девиз: “Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить. Обычно мы не задумываемся, сколько экономит тот, кто быстро читает…” (Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, писатель).

На выполнение этого задания даётся 5 минут. Ведущий напоминает, что задачи следует отбирать по разным образовательным областям учебной программы дошкольного образования.

 

Моделирование “С чего начинается Родина…”

          Цель: формирование навыков исследовательской и проектной деятельности при  определении последовательности ознакомления воспитанников с понятием “Родина”.

          Девиз: «Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (Константин Георгиевич Паустовский, российский и советский писатель, журналист, дважды номинант на Нобелевскую премию по литературе). 

При помощи выстроенной модели “С чего начинается Родина…” представитель от каждой команды выступает (до двух минут) с защитой своей модели. Жюри оценивает как правильность выстроенной модели, так и её защиту.

 

СЛАЙД 5.

Игра-диалог “Задаём вопрос, готовим ответ”

        Цель: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, логически заканчивать фразу.

          Девиз: “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Лев Николаевич Толстой, писатель).

На слайде представлено несколько вопросов. Команды по очереди выбирают вопрос, формулируют его и задают сопернику. Команда-соперник в течение 30 секунд советуется, затем отвечает. Свой ответ также представляет и первая команда. Жюри оценивает ответы обеих команд, выбирает более интересный. По общему количеству набранных баллов при ответах на все вопросы определяется команда-победитель, силуэтное изображение которой (василёк или сосна) размещается на карте.

Вопросы:

– Обозначенные города на карте имеют круглую форму, чтобы ….

– Моим другом является Бресткая область, потому что …

– Для меня самым главным на карте Республики Беларусь являются её границы, потому что …

– Я возму с собой частичку (назвать какую), что в Могилевской области, так как …

– Я – город Рогачёв, и для моей жизнедеятельности нужно …

– Чтобы расширить границы Беларуси, необходимо …

 

СЛАЙД 6.

Игровое пособие для маленьких топографов «Изучаем и составляем карты Беларуси»

          Девиз: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франс, французский писатель и литературный критик, Нобелевская премия по литературе).

Участники воркшопа знакомятся с игровым пособием для маленьких топографов «Изучаем и составляем карты Беларуси», с задачами и особенностями его использования

       Задачи: Формировать осознание своей принадлежности к стране и малой родине. Закреплять представления о природе, достопримечательностях Республики Беларусь. Развивать умение ориентироваться на карте Республики Беларусь, «читать» символы и знаки, нанесенные на карту.

Идея возникновения игрового пособия – использование стола с подсветкой для рисования песком.

Материал для изготовления игрового пособия:

1. Фанера для изготовления каркаса размером А4
2. Матовое стекло, вмонтированное в каркас
3. Фонарик или светодиодная лампа (лента) с блоком питания на батарейках (обязательно с рассеянным ярким светом)

Материал, который необходим для работы с игровым пособием: различные карты Беларуси; контурная карта (размер должен быть такой, как у карт, с которыми ведется работа); фломастеры; фишки.

 

СЛАЙД 7.

Исследовательская деятельность по составлению алгоритма работы с картами

          Цель: развитие умения проводить экспертизу карт и соотносить их между собой по определенным признакам в определенной последовательности.

          Девиз: «Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество» (Лидия Яковлевна Гинзбург, советский литературовед, писательница).

Участники обеих команд получают по одному набору карточек со схематическим изображением различных карт Беларуси (представлены на слайде). Но отбирают только те, которые необходимы для их исследования: для команды «Васильки» – «Почему в лесах нашего района медведь встречается очень редко?»; для команды «Сосны» – «Где еще, кроме нашего района, идёт добыча торфа?». Участники выстраивают алгоритм работы с картами в соответствии с темой исследования.

Жюри представляется краткое описание сюжетно-дидактической игры: зачин (информация для детей по данной проблеме); ход игры (работа с картами); итог (результаты проведенного исследования).

 

СЛАЙД 8.

Аукцион форм работы воспитателя с воспитанниками по знакомству с картой Республики Беларусь и её объектами

          Цель: развитие у участников быстроты мышления, познавательной активности, умения интерпретировать имеющие знания на практике в нестандартной ситуации.

          Девиз: «Воображение важнее, чем знание. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир» (Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, удостоенный в 1921 году Нобелевской премии).

Для подготовки задания даётся две минуты. Первая команда предлагает одну форму работы. В течение времени, пока ведущий считает медленно до трех, другая команда должна предложить свою форму работы. И опять ведущий говорит: «На аукцион выставляется следующая форма работы», называет и, с молотком в руках, считает до трех. Аукцион продолжается до тех пор, пока не исчерпаются формы работы с воспитанниками по ознакомлению с картой Республики Беларусь. Команда, которая последней предложила форму работы, и является победителем. Жюри имеет право не принимать какие-то формы работы, или просить раскрыть их.

 

Заключительная часть

Пока жюри подводит итоги по количеству набранных обеими командами баллов, для участников предлагается просмотр презентации «Крылатые выражения об образовании» или 1–2 номера выступления воспитанников.

Жюри объявляет команду-победителя.

 

СЛАЙД 9.

Рефлексия «Оправдались ли мои ожидания?»

          Цель: осознание участниками своих ожиданий по теме воркшопа.

          Девиз: Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый и изобретатель).

«Победа не всегда означает быть первым, победа – это когда ты стал лучше, чем был» (Ричард Брэнсон, известный британский предприниматель, миллиардер).

Ведущий зачитывает написанные на доске ожидания. По каждому из ожиданий участники поднимают руку, если оно оправдалось. Напротив каждого ожидания ведущий ставит баллы (по количеству поднятых рук). Делает заключение, насколько эффективной и полезной была интеллектуально-познавательная игра “О чём расскажет карта Республики Беларусь”.

 

СЛАЙД 10.   

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну – наш общий дом.

       (Владимир Александрович Степанов, российский поэт)

 

Игровое пособие для маленьких топографов

«Изучаем и составляем карты Беларуси» (для детей 5–6 лет)

          Задачи. Формировать осознание своей принадлежности к стране и малой родине. Закреплять представления о природе, достопримечательностях Республики Беларусь. Развивать умение ориентироваться на карте Республики Беларусь, «читать» символы и знаки, нанесенные на карту.

          Материал и оборудование: карты Республики Беларусь в соответствии с блоками; контурные карты Беларуси; фломастеры; фишки; световая панель; фонарик (светодиодная лампа (лента) с блоком питания на батарейках).

          Идея возникновения игрового пособия. Большой популярностью в последнее время в работе с воспитанниками пользуются столы с подсветкой для рисования песком. Они направлены на освоение техники рисования песком, способствуют развитию творческих способностей, нестандартных способов мышления. Чтобы разнообразить знакомство воспитанников с картой Республики Беларусь, мы стали использовать столы с подсветкой в познавательной практической деятельности, то есть при работе с картами Беларуси. В дальнейшем такое пособие было изготовлено (размер А4, высота 10–15 см, в середине каркаса – матовое стекло, под которое кладется любая рассеивающая подсветка).

          Содержание. Карты Республики Беларусь воспитатель использует для систематизации и расширения представлений о природных и рукотворных объектах страны. С помощью карты воспитанники легко могут объяснить местонахождение изучаемых объектов. Главным условием самостоятельных умозаключений является наличие двух карт и контурных карт для каждого из детей: на первой карте обозначен исследуемый объект (река, озеро, растения, животные, полезные ископаемые); на второй карте изображены сопутствующие объекты (аистов больше там, где есть озера и реки; перерабатывающие комбинаты находятся поблизости от добычи полезных ископаемых; зубр обитает в густых лесах – пущах; и др.), которые связаны между собой по среде обитания, роду деятельности. 

Для установления связей между объектами ребенок действует в следующей последовательности:

1. Рассматривает одну карту (например, с добычей торфа в Республике Беларусь), знакомится с условным изображением «добыча торфа» (3 кирпичика, один из которых лежит на двух кирпичиках).

2. Рассматривает карту низменностей.

3. Накладывает карту низменностей на карту добычи торфа, чтобы с помощью световой панели воспитанники могли увидеть совпадения.

4. Расставляет фишки в местах, где, по его мнению, должны находиться торфоперерабатывающие комбинаты.

5. На контурной карте отмечает места торфоперерабатывающих комбинатов.

6. Две карты (одна – с торфоперерабатывающими комбинатами, вторая – разработанная контурная карта ребенка) накладываются друг на друга, чтобы с помощью световой панели воспитанники увидели, насколько правильно они сработали как топографы, то есть сравнивают профессиональную топографическую карту со своей. Делают вывод: торфоперабатывающие комбинаты находятся там, где производится добыча торфа – в низких и заболоченных местах.

 

Для работы с этим игровым пособием воспитатель подбирает в интернете необходимые карты. Но у некоторых карт слишком много лишних деталей, которые отвлекают ребенка от исследования. Поэтому, используя возможности компьютерной техники, с помощью программы Power Point, можно убрать (стереть) лишние, загромождающие карту, детали. И оставить только те, что нужны для исследования. Важной особенностью также является одинаковый размер карт по одному исследованию, чтобы при накладывании карт друг на друга на световой панели сохранялся общий обзор.

 

          Блоки

1. Живая природа Республики Беларусь: карта обитания зубров; карта растений, занесенных в Красную книгу; карта произрастания льна; карта лесного массива Беларуси; и др.

2. Полезные ископаемые Республики Беларусь (добыча калийных солей, нефти, торфа).

3. Рельеф. Реки, озёра, болота Республики Беларусь, минеральные источники.

4. Объекты: санатории, предприятия по производству сахара, предприятия по переработке полезных ископаемых, и др.

 

Примерные проблемные ситуации для сюжетно-дидактических игр
«Маленькие топографы изучают и составляют карты Беларуси»

1. У нас есть небольшие озера, на которых обитают аисты. А где еще обитают аисты в Беларуси? (3 карты: только с озерами в Рогачевском районе; со всеми озерами страны; с местами обитания аистов; контурная карта).

2. У нас произрастают растения, занесенные в Красную книгу. А где еще в нашей стране произрастают такие же растения? (2 карты: с редкими растениями в Рогачевском районе; с такими же редкими растениями, которые произрастают в стране и занесены в Красную книгу РБ).

3. Из полезных ископаемых у нас есть торф. А где еще есть эти полезные ископаемые? (2 карты: карта низменностей, карта добычи торфа; карта торфоперерабатывающих предприятий).

4. Как связано выращивание льна с его переработкой на льнокомбинатах? (2 карты: выращивание льна в разных регионах страны и льнокомбинаты)

5. Почему у нас нет зубров? (2 карты: лесные массивы и возможные места обитания зубров).

6. Почему аист обитает на всей территории Республики Беларусь? (2 карты: карта озер и карта обитания аистов; контурная карта).

7. Почему у нас нет калийно-перерабатывающих комбинатов? Как связана добыча калийных солей с калийно-перерабатывающими комбинатами? (2 карты: месторасположение калийных солей и расположение калийно-перерабатывающих комбинатов; контурная карта).

8. В наших лесах больше всего сосны. Каких деревьев в лесах Беларуси больше всего? Каких деревьев меньше всего? (2 карты: деревья лесного массива Рогачевского района; деревья лесного массива Беларуси; контурная карта).

9. У нас в Рогачёвском районе находится санаторий «Приднепровский», так как вблизи санатория открыты источники минеральной целебной воды. Есть ли связь между источниками минеральных вод и санаториями в других местах Беларуси? (соответствующие карты; контурная карта).

10. Почему в Рогачёвском районе медведь в лесах встречается очень редко? (карта лесистости; карта обитания медведей; контурная карта).

11. Почему в Рогачёвском районе нет ветряных электрических станций? (карта возвышенностей РБ; карта ветров РБ; карта ветряных электрических станций; контурная карта).

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий