Наглядно-практическое пособие «Веселая математика» для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

- 14:32Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Марина СЕРГЕЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Свислочь»,
Гродненская область

svislochdzrr@gmai.com

 

 

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений.

Математические представления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта характеризуются такими особенностями, как низкий уровень развития умений, сложность в усвоении последовательности действий, слабое внимание к содержанию заданий, неспособность выполнять математические задания самостоятельно.

Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью требует длительного времени с многократным повторением и зачастую бывает монотонным, однообразным. Поэтому, с целью сделать индивидуальную работу интересной и разнообразной, пробудить интерес ребёнка, удержать внимание и активность на протяжении занятия, было создано наглядно-практическое пособие «Веселая математика».

Пособие направлено на формирование элементарных математических представлений и способов освоения социального опыта, на стимуляцию познавательных процессов и лучшего усвоения учебного материала.

Был подобран и систематизирован дидактический материал для изготовления пособия согласно учебной программе по образовательной области «Элементарные математические представления» для старшей группы; разработана серия игр и упражнений для формирования элементарных математических представлений по следующим компонентам «Количество и счет», «Величина», «Геометрические фигуры и формы предметов», «Пространство», «Время»; продуманы эффективные формы работы с детьми.

 

Наглядно – практическое пособие Веселая математика PDF

 

Реализация компонента программы «Количество и счет» была ориентирована на формирование у воспитанников представлений о количественном сравнении множеств в процессе предметно-практических действий. Этому способствовали такие игры, упражнения:

– Собери пирамидку. Раскрась пирамидку по образцу.
– Чего на рисунке больше: белок или орехов? Проверь: соедини каждую белку с орехом. Всем белкам хватило орехов?
– Хлопни в ладоши столько раз, сколько барабанов.
– Зарисуй столько кружков, сколько яблок.
– Соедини насекомые и точки, обозначающие их количество.
– Раскрась цифры или выложи пластилином.

 

Компонент учебной программы «Геометрические фигуры и форма предметов» предпологал формировать у воспитанников представления о плоскостных формах, овладевать умениями воспринимать и различать фигуры; решать практические игровые задачи на совмещение фигур с контуром; подбирать предметы к модели геометрической фигуры, вычленять контур рисунка.

Игры и упражнения, которые способствовали формированию этого компонента:

– Соедини геометрические фигуры и их тени.
– Найди заплатку.
– Найди предметы, похожие на геометрические фигуры. Соедини их линиями.
– Выполни штриховку прямыми линиями, не выходя за контур рисунка.
– Раскрась треугольник желтым цветом, круги – красным, а квадраты – синим.
– Собери домик из геометрических фигур по образцу.

 

Компонент учебной программы «Величина» направлен на формирование у воспитанников представлений о величинах предметов, сравнении предметов (длина, высота), способах приложения. Этому способствовали такие игры, упражнения:

– Найди на рисунке больших и маленьких животных. Помоги мамам найти своих малышей. Проведи стрелки.
– Кто высокий, а кто низкий? Раскрась шарфик у высокого животного в зеленый цвет, а у низкого – в красный.
– Те предметы, которые длиннее, раскрась зеленым цветом, а те, которые короче – красным.
– Помоги пчелкам отыскать свои цветочки. Разукрась дорожки разным цветом. Чей путь самый длинный? Чей самый короткий?
– Помоги зайчику разобраться, какая дорожка широкая, а какая – узкая. Закрась широкую дорожку желтым цветом, а узкую – зеленым.
– Проведи Красную Шапочку по длинной дорожке, а волка – по короткой.
– Покажи большую (маленькую) куклу. Подари большой кукле красный шар, а маленькой кукле – зеленый.

 

«Пространство». Пространственная ориентировка включает анализ различных пространственных отношений между объектами. Умение ориентироваться в пространстве является одним из условий успешной социально-бытовой адаптации.

Упражнения, которые способствовали формированию данного компонента:

– Рассмотри картинку. Кто вверху, кто внизу? Подари тому, кто внизу, флажок, а тому, кто вверху – воздушный шар. Раскрась картинку.
– Рассмотри картинку. Назови, кто (что) находится далеко (близко).

 

Компонент учебной программы «Время» направлен на знакомство воспитанников с частями суток (утро, день, вечер, ночь), временами года (осень, зима, весна, лето).

Этому способствовали такие игры, упражнения:

– Рассмотри картинки справа. В какое время суток выполнены действия?
– Соедини картинки в соответствии со временем суток, с солнышком или луной.
– Что изображено на картинке? Чем отличается каждое время года? Размести детей в соответствии с порами года.

Пособие «Веселая математика» по формированию элементарных математических навыков способствует развитию индивидуальных способностей, положительных возможностей каждого ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, помогает в подготовке к школьному обучению, имеет практическую направленность для социально-бытовой адаптации.

Пособие рекомендуется использовать как на коррекционных занятиях учителям-дефектологам, так и в свободной деятельности воспитателями специальных групп.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий