Раннее обследование и выявление детей с нарушениями речи в условиях учреждений дошкольного образования

- 15:39Коррекционная педагогика. Опыт, Методичка

Марина УМИНСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад № 19 г. Мозыря,
Гомельская область

 

Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Я бы хотела рассмотреть вопрос раннего выявления нарушений у детей с двух до трех лет.

В нашем учреждении дошкольного образования функционируют три первые младшие группы этого возраста.

Для того чтобы работа по выявлению речевых нарушений у детей раннего возраста была наиболее эффективна, необходимо знать норму развития речи.

В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер.

 

Обычно в декабре в нашем учреждении проводится скрининговая диагностика с целью выявления детей, имеющих речевые нарушения.

Она проводится следующим образом:

  • изучаем медицинские документы, которые находятся у медсестры; отмечаем такие нарушения, как ЗРР, аденоиды, нарушения слуха и зрения, дизартрия, ринолалия, заикание;
  • проводим беседы с воспитателями, в которых выясняется, есть ли дети в группах, уровень развития которых отстает;
  • выясняем, как дети взаимодействуют с детьми, педагогами, есть ли трудности в усвоении программы;
  • учитываем запросы родителей, так как они часто через воспитателей обращаются с просьбами проконсультировать их по поводу речевого развития детей;
  • наблюдаем за детьми в самостоятельной игровой деятельности; отмечаем для себя «молчунов», детей, которые изъясняются только звукоподражаниями или отдельными слогами, также слишком активных или наоборот медлительных, неактивных, слишком робких и даже плаксивых;
  • оцениваем внешний вид ребенка; если у него постоянно открыт рот, наблюдается слюнотечение, которое увеличивается с началом речи, и нет ли в анамнезе аденоидов, это является поводом для более глубокого обследования на предмет дизартрии (в этом возрасте дизартрия проявляется расстройством фонации, дыхания и искаженным звукопроизношением);
  • обращаем внимание на заикание и ринолалию.

Эти особенности учитываем при непосредственном обследовании, перед которым обязательно проводим предварительную беседу с ребенком. Задаем вопросы: Как зовут? Сколько лет? Как зовут маму, папу и т.д.

У нас в арсенале имеется соответствующий инструментарий для обследования детей указанного возраста, а также различные пособия. Я использую альбом по развитию речи С.В. Батяевой, В.С. Володиной, Е.В. Севастьяновой

 

Понимание речи

Вначале просим ребенка показать натуральные предметы или картинки: мяч, куклу, дом, паровозик, утку, карандаш, и т.д.

Просим показать части тела ребенка: нос, ушки, глазки.

Выполнить двухступенчатую инструкцию, например:

«Возьми мяч и положи на стол», или «из ряда игрушек принеси зеленый мяч».

Можно предъявить ситуативные картинки и попросить ребенка показать, где девочка ест, спит и моет руки.

 

Слуховое восприятие

Определяет ли ребенок, что едет машина, упал кубик, лает собака, шумит ветер и т.д.

 

Обследуем словарь

  • Существительные: берем натуральные предметы ближайшего окружения и спрашиваем: «Кто это? Что это?». Ребенок называет. Используем распространенные игрушки, предметы мебели, посуды, животные, части тела человека.
  • Глаголы: показываются картинки: «Что делает мальчик?» (Спит, ест, моется и т.д.).
  • Прилагательные: большой – маленький и основные цвета.
  • Грамматический строй: исследуем, использует ли ребенок существительные во множественном числе и склоняет ли их по падежам. Например:

Винительный падеж: просим ребенка назвать, что ему даем (руку, машинку, куклу, пирамидку, кота, ежа).

Родительный: прячем игрушку или закрываем картинку и говорим: «Нет кого? Чего?». Он отвечает: «мячика, машинки, куклы».

Также смотрим, использует ли ребенок в своей речи предлог на.

Проверяем, изъясняется ли ребенок однословными предложением или его фраза более развернута.

 

Исследуем слоговую структуру

Просим воспроизвести слова из двух прямых открытых слогов, мама, Маша вода.

 

Если по большинству из вышеперечисленных аспектов у ребенка выявляются нарушения – это дает основание предполагать тяжелые нарушения речи. К трехлетнему возрасту может выявиться общее недоразвитие речи первого уровня речевого развития.

Далее мы знакомим законных представителей детей с результатами обследования и ведем разъяснительную работу по вопросу оказания коррекционной помощи. Обращаем внимание родителей на необходимость дообследования у врачей-специалистов (невролога, лора) детей с признаками дизартрии, заикания и ринолалии (если такие имеются).

 

В заключение, считаю необходимым отметить, что пренебрежение такой работой может привести к нарушению развития речевых функций, а в дальнейшем – к педагогической запущенности.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий