Использование в работе таких дидактических инструментов, как карты памяти и логико-смысловые модели позволяет повысить эффективность обучения.
Татьяна КСЕНЕВИЧ,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони»,
Гродненская область
В современных условиях учащимся важно уметь ориентироваться в информационном потоке. Психологами установлено, что легче усваивается чётко сконструированный учебный материал, логически преподнесённый и переработанный, а визуальное представление на 50 % повышает уровень его усвоения.
Учебный предмет «Человек и мир» – наиболее важный в процессе формирования интеллектуальной самостоятельности младшего школьника, так как именно на его содержании формируется мировоззрение ребёнка.
Материал уроков будет привлекательным для учащихся тогда, когда они могут сравнивать, исследовать, систематизировать и рационально запоминать достаточно большой объём информации. Достичь этого можно благодаря использованию многомерной дидактической технологии. В своей работе использую такие дидактические инструменты, как карты памяти и логико-смысловые модели (ЛСМ)
Карта памяти – это наглядный материал, который ученику запомнить намного проще, чем страницу печатного текста в учебнике. Ребёнок с помощью рисунков может отображать на бумаге свои мысли, решать творческие задачи.
ЛСМ позволяет:
- одновременно увидеть всю тему урока целиком и каждый из её элементов в отдельности;
- на ней легко сравнить два явления;
- найти сходства и различия;
- установить причинно-следственные связи. Иначе говоря, уйти от механического заучивания.
ЛСМ работает:
- как навигатор в пространстве знаний;
- ключик для понимания;
- пин-код для кодирования информации;
- банк данных для более надёжного хранения знаний;
- шпаргалка, разрешённая учителем.
Разработка ЛСМ способствует более быстрому изучению темы, полноценному приобретению и применению знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение любых заданий.
Использование карты памяти и ЛСМ
- При актуализации знаний:
- ученики задают вопрос классу, используя ЛСМ;
- проводим игру «Учитель – ученик» (в парах): 1 вариант – «учителя» задают вопросы по модели, 2 вариант – «ученики» отвечают.
- При объяснении нового материала:
- Какая координата на модели имеет незавершённый вид?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Что добавим на луч? Как подпишем?
- При подведении итога урока. ЛСМ применяется мной и для дифференциации на уроках:
- первый уровень – передача ЛСМ учащимся в качестве дидактического материала;
- второй – составление ЛСМ с учащимися;
- третий – самостоятельная разработка ЛСМ учащимися по готовой ключевой модели или по выделенным координатам.
Использование ЛСМ облегчает задачу не только запоминания, но и осмысления и обобщения информации учащимися, а значит, значительно повышает эффективность обучения.