Анастасия БОРОДИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»
b.anastasiya92@mail.ru
Тема: Звук [л]
Этап работы: формирование первичных произносительных умений и навыков; автоматизация
Цель: Автоматизация звука [л] в словах.
Задачи:
– уточнить артикуляцию звука [л];
– закрепить умения произносить звук [л] в слогах (открытых);
– формировать умение произносить звук [л] в словах (двусложные);
– формировать умение выделять звук [л] в начале, середине и конце слова.
Оборудование: бумажный кораблик, словесный материал: открытые слоги со звуком [л] (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛА-ЛО-ЛУ, ЛЫ-ЛА-ЛУ, ЛУ-ЛО-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ), слова со звуков [л] (палка, укол, галка, бокал, белка, дятел, полка, вокзал, булка, козел, вилка, футбол, балкон, пенал), деревянное пособие «Яблочное дерево» со словами в «яблоках»: звук [л] в начале слова: лодка, лопата, лук, лампа, лампочка; звук [л] в середине слова: ёлка, голубь, платье, бутылка, клубок, кукла, белка; звук [л] в конце слова: мел, стул, стол, дятел.
План занятия:
І Организационный момент
ІІ Основная часть
2.1 Дыхательное упражнение
2.2 Уточнить артикуляцию звука [л]
2.3 Артикуляционная гимнастика
2.4 Развитие фонематического восприятия
2.5 Автоматизация звука [л] в словах
2.6 Физкультминутка
2.7 Определение позиции звука [л] в слове
ІІІ Итог занятия
Ход занятия
І Организационный момент
Какое сейчас время года? (осень). Хорошо. А какое время года было перед осенью? (лето). А какое время года будет после осени? (зима). Сколько всего времён года? (ребёнок перечисляет правильно). Молодец.
Ну что приступим, к нашему звуку [л] и вспомним гимнастику.
ІІ Основная часть
2.1 Дыхательное упражнение
Давай-ка мы подуем на бумажный самолётик сначала сильно, потом слабо.
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Бумажный самолет на столе, дуть на самолет, чтобы он улетел как можно дальше
Покажи, как гудел самолет, когда летел.
Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, длительно произносить звук [л], раскинув руки в стороны.
2.2 Уточнить артикуляцию звука [л]
Когда мы произносим звук [л], язык у нас широкий или узкий? (Широкий)
Куда упирается кончик языка? (В бугорки за верхними зубами)
Рот закрыт или открыт? (Рот приоткрыт)
Губы сложены в трубочку или растянуты в улыбку? (Растянуты в улыбку)
Звук [л] гласный или согласный? (Согласный, воздух встречает преграду – язык и зубы)
Звук [л] глухой или звонкий? (Звонкий, потому что голос наш звенит)
Молодец!
2.3 Артикуляционная гимнастика
– «Хоботок» – вытягиваем губы вперед длинной трубочкой (выполняем под счёт до 10);
– «Лягушка» – удерживаем губы в улыбке, зубы не видны (выполняем под счёт до 10);
– «Лягушка» – «Хоботок», чередуем (выполняем под счёт до 10);
– «Лопатка» – рот открыть, улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении (выполняем под счёт до 10). Затем убрать язык, закрыть рот.
Повторяем упражнение 2 –3 раза.
– «Вкусное варенье» – рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта (выполняем под счёт до 10;)
– «Индюк» – рот открыть, улыбнуться. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом увеличивать темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (выполняем под счёт до 10).
Мы молодцы, подготовили наш язычок.
2.4 Развитие фонематического восприятия
Давай вспомним, как мы уже умеем произносить звук [л] в слогах.
Повтори за мной слоги по одному:
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ;
ЛА-ЛО-ЛУ;
ЛЫ-ЛА-ЛУ;
ЛУ-ЛО-ЛА;
ЛА-ЛА-ЛА;
ЛО-ЛО-ЛО;
ЛУ-ЛУ-ЛУ.
Если ребёнок произносит нечётко, напоминаем положение губ и языка, показываем правильный образец сами и просим повторить произнести правильно и чётко.
2.5 Автоматизация звука [л] в словах
Давай произнесём слова, в которых спрятался наш звук.
Повтори за мной слова по одному:
палка укол
галка бокал
белка дятел
полка вокзал
булка козел
вилка футбол
балкон пенал
2.6 Физкультминутка
Давай поиграем и отдохнем.
Встанем и постоим, если ты услышишь звук [л] в слогах, то начнёшь сильно топать. Слушай внимательно, поехали: ла, ра, са, лу, му, шу, лы, мы, лы, ры. Молодец! А сейчас, если услышишь звук [л] в словах, будешь хлопать. Слушай внимательно: лук, рак, мел, пенал, бак, стул, шкаф, лавка, доска, круг, белка, лампа.
Молодец! Присядем за наше место.
2.7 Определение позиции звука [л] в слове
Мы отдохнули, а теперь продолжим.
Сейчас, чтобы определить, где спрятался звук [л], в начале, в середине или в конце слова, мы возьмём наше деревянное «Яблочное дерево».
На столе рассыпались яблоки, птичка на верхушке дерева, подсказывает схемой, где спрятался звук (в начале, в середине, в конце).
Ребенок берёт яблоко и называет его, четко проговаривая слова со звуком [л] и вешает яблоко на свою сторону:
– звук [л] в начале слова: лодка, лопата, лук, лампа, лампочка;
– звук [л] в середине слова: ёлка, голубь, платье, бутылка, клубок, кукла, белка;
– звук [л] в конце слова: мел, стул, стол, дятел.
Молодец! Ты справился с заданиями, которые сегодня были подготовлены.
ІІІ Итог занятия
Какой звук мы сегодня учили? (звук [л]).
Какое задание тебе понравилось? (ответ ребенка).
Чтобы выйти из кабинета, нужно открыть ключиком дверь. А ключиком этим будет слово со звуком [л]. Придумай одно слово и назови, можешь вспомнить одно из слов, которые мы сегодня уже называли (белка). Молодец! До свидания!