Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком младшего школьного возраста

- 14:10Коррекционная педагогика. Сценарии коррекционных уроков, Методичка

Анастасия БОРОДИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»

b.anastasiya92@mail.ru

 

 

 

 

 

Тема: Звук [л]

Этап работы: формирование первичных произносительных умений и навыков; автоматизация

Цель: Автоматизация звука [л] в словах.

Задачи:

– уточнить артикуляцию звука [л];
– закрепить умения произносить звук [л] в слогах (открытых);
– формировать умение произносить звук [л] в словах (двусложные);
– формировать умение выделять звук [л] в начале, середине и конце слова.

Оборудование: бумажный кораблик, словесный материал: открытые слоги со звуком [л] (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛА-ЛО-ЛУ, ЛЫ-ЛА-ЛУ, ЛУ-ЛО-ЛА, ЛА-ЛА-ЛА, ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ), слова со звуков [л] (палка, укол, галка, бокал, белка, дятел, полка, вокзал, булка, козел, вилка, футбол, балкон, пенал), деревянное пособие «Яблочное дерево» со словами в «яблоках»: звук [л] в начале слова: лодка, лопата, лук, лампа, лампочка; звук [л] в середине слова: ёлка, голубь, платье, бутылка, клубок, кукла, белка; звук [л] в конце слова: мел, стул, стол, дятел.

 

План занятия:

І Организационный момент

ІІ Основная часть

2.1 Дыхательное упражнение
2.2 Уточнить артикуляцию звука [л]
2.3 Артикуляционная гимнастика
2.4 Развитие фонематического восприятия
2.5 Автоматизация звука [л] в словах
2.6 Физкультминутка
2.7 Определение позиции звука [л] в слове

ІІІ Итог занятия

 

Ход занятия

І Организационный момент

Какое сейчас время года? (осень). Хорошо. А какое время года было перед осенью? (лето). А какое время года будет после осени? (зима). Сколько всего времён года? (ребёнок перечисляет правильно). Молодец.

Ну что приступим, к нашему звуку [л] и вспомним гимнастику.

 

ІІ Основная часть

 

2.1 Дыхательное упражнение

Давай-ка мы подуем на бумажный самолётик сначала сильно, потом слабо.

Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.

Бумажный самолет на столе, дуть на самолет, чтобы он улетел как можно дальше

Покажи, как гудел самолет, когда летел.

Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, длительно произносить звук [л], раскинув руки в стороны.

 

2.2 Уточнить артикуляцию звука [л]

Когда мы произносим звук [л], язык у нас широкий или узкий? (Широкий)

Куда упирается кончик языка? (В бугорки за верхними зубами)

Рот закрыт или открыт? (Рот приоткрыт)

Губы сложены в трубочку или растянуты в улыбку? (Растянуты в улыбку)

Звук [л] гласный или согласный? (Согласный, воздух встречает преграду язык и зубы)

Звук [л] глухой или звонкий? (Звонкий, потому что голос наш звенит)

Молодец!

 

2.3 Артикуляционная гимнастика

– «Хоботок» – вытягиваем губы вперед длинной трубочкой (выполняем под счёт до 10);        

– «Лягушка» – удерживаем губы в улыбке, зубы не видны (выполняем под счёт до 10);        

– «Лягушка»  – «Хоботок», чередуем (выполняем под счёт до 10);        

– «Лопатка» – рот открыть, улыбнуться, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении (выполняем под счёт до 10). Затем убрать язык, закрыть рот.

Повторяем упражнение 2 –3 раза.

– «Вкусное варенье» – рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта (выполняем под счёт до 10;)        

– «Индюк» – рот открыть, улыбнуться. Производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать его от губы. Кончик языка слегка загнуть – как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом увеличивать темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (выполняем под счёт до 10). 

Мы молодцы, подготовили наш язычок.

 

2.4 Развитие фонематического восприятия

Давай вспомним, как мы уже умеем произносить звук [л] в слогах.

Повтори за мной слоги по одному:

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ;
ЛА-ЛО-ЛУ;
ЛЫ-ЛА-ЛУ;
ЛУ-ЛО-ЛА;
ЛА-ЛА-ЛА;  
ЛО-ЛО-ЛО;
ЛУ-ЛУ-ЛУ.

Если ребёнок произносит нечётко, напоминаем положение губ и языка, показываем правильный образец сами и просим повторить произнести правильно и чётко.

 

2.5 Автоматизация звука [л] в словах

Давай произнесём слова, в которых спрятался наш звук.

Повтори за мной слова по одному:

палка           укол 
галка            бокал
белка           дятел
полка           вокзал
булка           козел
вилка           футбол 
балкон         пенал        

          

2.6 Физкультминутка

Давай поиграем и отдохнем.

Встанем и постоим, если ты услышишь звук [л] в слогах, то начнёшь сильно топать. Слушай внимательно, поехали: ла, ра, са, лу, му, шу, лы, мы, лы, ры. Молодец! А сейчас, если услышишь звук [л] в словах, будешь хлопать. Слушай внимательно: лук, рак, мел, пенал, бак, стул, шкаф, лавка, доска, круг, белка, лампа.

Молодец! Присядем за наше место.

 

2.7 Определение позиции звука [л] в слове

Мы отдохнули, а теперь продолжим.

Сейчас, чтобы определить, где спрятался звук [л], в начале, в середине или в конце слова, мы возьмём наше деревянное «Яблочное дерево».

На столе рассыпались яблоки, птичка на верхушке дерева, подсказывает схемой, где спрятался звук (в начале, в середине, в конце).

Ребенок берёт яблоко и называет его, четко проговаривая слова со звуком [л] и вешает яблоко на свою сторону:

– звук [л] в начале слова: лодка, лопата, лук, лампа, лампочка;

– звук [л] в середине слова: ёлка, голубь, платье, бутылка, клубок, кукла, белка;

– звук [л] в конце слова: мел, стул, стол, дятел.

Молодец! Ты справился с заданиями, которые сегодня были подготовлены.

 

ІІІ Итог занятия

Какой звук мы сегодня учили? (звук [л]).

Какое задание тебе понравилось? (ответ ребенка).

Чтобы выйти из кабинета, нужно открыть ключиком дверь. А ключиком этим будет слово со звуком [л]. Придумай одно слово и назови, можешь вспомнить одно из слов, которые мы сегодня уже называли (белка). Молодец! До свидания!

 

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий