Ольга ЩЕРБО,
учитель математики
ГУО «Вороновская средняя школа»,
Гродненская область
Цель:
– способствовать проявлению индивидуальных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности;
– развитие интереса к математике.
Задачи:
– способствовать развитию находчивости учащихся, смекалки, быстроты реакции, кругозора, интуиции, догадки, эрудиции, умения формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию;
– способствовать воспитанию культуры математического мышления, инициативы, любознательности, навыков общения в совместной деятельности.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
О, математика земная,
Гордясь, прекрасная, собой
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Ведущий 2:
Твои расчеты величаво
Ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы,
А ради гордости Земли.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Если вы желаете побыть в дружеской атмосфере, приятном окружении, в кругу умных, эрудированных, находчивых учеников нашей школы, то присоединяйтесь к нам и смотрите игру «Зов джунглей».
Ведущий 2: Поприветствуем этих смельчаков! (На сцене появляются две команды «животных»).
Ведущий 1: Заповеди игры:
Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
Ведущий 2: Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
Ведущий 1: Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
Ведущий 2: Из себя не выходите, иначе ничего хорошего из вас не выйдет.
Ведущий 1: Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.
Ведущий 2:
Чтоб игра пошла как надо,
Я жюри представить рада.
Жюри – это высший исполнительный орган игры.
Ведущий 1:
Итак, нашу игру судят учителя математики (представляется жюри).
Ведущий 2:
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
Ведущий 1:
Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана.
Первый конкурс нашей игры – конкурс капитанов. Капитаны команд обмениваются конвертами с кроссвордами и ребусами, решив их, противники должны назвать животных, соответствующих названию команды участников этой игры.
Ведущий 2: В это время проводим игру со зрителями «Сосчитай – не ошибись». Считаем до тридцати. Четное число встречаем одним хлопком в ладоши, а число, кратное пяти – двумя хлопками, число, кратное трем – встречаем тремя хлопками.
Ведущий 1: Подводим итоги первого конкурса. Предоставляем слово жюри.
(По истечении времени, назначенного судьями, зрителей знакомят с характеристиками разгаданных названий животных. Зрители определяют команду «Хищники» и «Травоядные»).
Итак, мы узнали, кто есть кто.
Ведущий 2: Начинаем второй конкурс. Поймайте как можно больше воздушных шаров.
(Обрывается нить – и на ребят летит большое количество шаров, которые были заранее привязаны над сценой. Ребята их ловят, но удержать их сложно, так как ниточки очень короткие.)
Позади тридцать секунд и счетная комиссия подсчитывает баллы.
Ведущий 1: Сейчас продолжение этого конкурса. Нужно раздавить шарик и ответить на вопрос, который находится внутри шарика. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (Приложение 1).
Ведущий 2: Подведем итоги этого конкурса.
Ведущий 1: Начинаем третий конкурс. Нужно пройти от одной станции до другой, решая примеры и отвечая на вопросы (Приложения 2).
На каждой станции ребят ждут учащиеся старшего класса. Если участник отвечает верно, то он движется далее к стоянке, если нет – возвращается на сцену. Кто дошел до конца, получает 1 балл. Побеждает та команда, которая набирает большее количество баллов.
Ведущий 2: Закончилась наша игра. Попросим уважаемое жюри подвести ее итоги (Жюри подсчитывает общие баллы и награждает грамотами).
Ведущий 1:
Сегодня с нами были те,
Кто учит с увлеченьем,
Все, кто любят загадки и приключенья,
Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.
Приложение 1
Вопросы:
- Есть семь братьев: годами равные, именами разные. (Дни недели)
- Летит брус на всю Русь. На том брусу 12 гнезд. И во всяком гнезде по четыре птицы. (Год)
- Как заканчивается известная пословица: «Ясно, как…»? (Дважды два)
- Что больше: произведение или сумма всех чисел от -5 до 5? (Равны 0).
- Формулы какого умножения изучают на уроках математики в школе? (Сокращенного)
- Разделите полсотни на половину. (100)
- Независимая переменная функции. (Аргумент)
- Утверждение, не требующее доказательства. (Аксиома)
- К однозначному натуральному числу припишите такую же цифру. Во сколько раз увеличится число? (В 11 раз)
- Наименьшее простое число? (2)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- Наименьшее составное число? (4)
- Чему равна морская миля? (1852 м)
- Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей? (Пример)
- Какие числа употребляются при счете? (Натуральные)
- Какой математический термин вы встречали на уроках литературы? (Гипербола)
- Как называется курс геометрии, который вы сейчас изучаете? (Планиметрия)
- Как называется прибор, для измерения углов? (Транспортир)
- Из трехзначного числа вычли двузначное и в результате получили однозначное. Назовите эти числа. (100 – 99 = 1.)
- Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (Нет, так как будет опять ночь)
Приложение 2
Задания, предлагаемые на станциях:
1 станция: Решить анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы получился математический термин:
- ЗОРОКТЕ (отрезок)
- РУГСАД (градус)
- МЕРОТЕА (теорема)
- РИВАНЕШ (вершина)
- НАДЕМИА (медиана)
- ПНЕСЕТЬ (степень)
- КОЧТА (точка)
- РИГФАК (график)
- ВАРТАДК (квадрат)
- АВИНУРЕНЕ (уравнение)
- ТАСЫВО (высота)
- НЕРОКЬ (корень)
2 станция: Ответить на вопросы.
- Один человек купил трех коз и заплатил 300 рублей. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По земле.)
- Без чего не могут обойтись математики и охотники? (Дробь.)
- Петя говорит другу: «Я поймал много больших рыб, а маленьких вдвое меньше. Всего у меня было 16 рыб». Верно ли это? (Нет)
- Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12)
- В семье три брата, а у каждого брата по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
- Пойманная рыба весит 1 кг и еще столько, сколько весит половина рыбы. Сколько весит рыба? (2 кг)
- Экипаж, запряженный тройкой лошадей, за 1час проехал 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч.)
- У треугольника три угла, если один срезать, сколько останется? (4)
- Одно яйцо всмятку варят 4минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4минуты).
- Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
- При умножении и делении двух чисел ответы оказались равными. Что это за числа? (1)
- Произведение каких чисел равно их сумме? (2 ×2 = 2 + 2)