«Играй – речь развивай». Подгрупповое коррекционное занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет)

- 10:10Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Оксана МОСКАЛЕВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Ясли-сад №7г.Полоцка»
Витебская область

 

 

 

Большое количество детей, посещающих пункт коррекционно-педагогической помощи, имеют проблемы не только в нарушении речи, но и проблемы в развитии памяти, восприятия, мыслительной деятельности, внимания, особенности приема и переработки информации, пространственных представлений. У таких ребят наблюдается повышение утомляемости, снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия. Поэтому, у нас возникла необходимость повысить интерес к коррекционным занятиям. Применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, выполнить задание до конца. Информация представляется в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Таким образом, я разработала компьютерные игры, в которых, в процессе работы над упражнениями, ребенок, играя, выполняет задания и достигает необходимого результата.

Эти компьютерные игры можно использовать на занятиях с подгруппой детей и индивидуально с каждым ребенком.

Игры созданы и работают в Microsoft Power Point 2010, что позволяет использовать их на любом Windows-совместимом компьютере с операционной системой не ниже XP, установка каких-либо дополнительных программ не требуется.

Компьютерные игры могут использоваться на коррекционных занятиях учителями-дефектологами, на занятиях по развитию речи воспитателями дошкольных групп, дома для закрепления пройденного материала родителями. 

Каждое занятие с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционной работы, отвечающую индивидуальным особенностям, возможностям и образовательным потребностям ребенка с особенностями психо-физического развития. После работы за компьютером обязательно проводятся мероприятия для снятия зрительного напряжения (гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультминутки).

Для внедрения игр были разработаны варианты включения их в коррекционную работу.

1 вариант

В этом варианте компьютерная игра (или несколько игр) включается в формирующий этап основной части занятия.

Самостоятельная игра (или несколько игр) ребенка за компьютером помогает сформировать первоначальные знания по определённой задаче. Эти знания закрепляются в ходе занятия.

2 вариант

Дети получают знания в формирующем этапе по определённой задаче и закрепляют эти знания в самостоятельной игре (или нескольких играх) ребенка за компьютером.

3 вариант

Такие занятия – это итоговые занятия, которые обобщают знания, полученные на предыдущих занятиях по определённой теме. Количество игр может корректироваться педагогом (родителем) с учётом степени усвоенных ребёнком знаний, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Сначала идёт погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерным играм через развивающие игры, беседы. Затем –самостоятельные игры ребенка за компьютером.

 

Подгрупповое коррекционное занятие по 1 варианту

Программные задачи: Обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда», расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана. Формировать умение образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-. Формировать умение образовывать предложно-падежные конструкции с предлогами места. Формировать навык образования и использования в речи относительных прилагательных. Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, фонематический слух, координацию речи с движением. Развивать умение действовать по правилу.

Материал и оборудование: Компьютеры, презентации, картинки посуды, картинки продуктов питания, картинки артикуляционной гимнастики, пластмассовые стаканчики и ложки, посуда из разных материалов по три предмета на каждого ребёнка, стаканчики с водой и трубочки.

Презентация “Занятие посуда” https://docs.google.com/presentation/d/1FfHzI4N27TPQEDssgfTEl-p1-vcGOhMp/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, дети! Отгадай те загадку.

Из меня ты ешь и пьёшь,
Я  –  и кружка, я  –  и нож.
На каждой кухне я повсюду,
А зовут меня….

Дети: Посуда!

 (Звук приближающейся летающей тарелки).

Педагог:  Ой, кто это?

Лупик: Здравствуйте! Меня зовут Лупик. Прилетел я к вам с планеты Глей. Встал сегодня очень рано. За Землёй я наблюдал, уже многое узнал. Но позвольте разузнать, что посудой у вас звать?

Педагог: Ребята, давайте поможем нашему гостю разобраться, что такое посуда. Дети, назовите, какую посуду вы знаете. Для чего нужна посуда? (Ответы детей).

 

Артикуляционная гимнастика «Для чего нужна посуда»

Дети выполняют гимнастику перед зеркалами. Педагог демонстрирует картинки гимнастики.

«На блюдце блинчик положить»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край  языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Тесто в миске замесить»: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
«В чашку вкусный чай налить»: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
«Из неё чаёк попить»: придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
«Посуде всегда нужна вкусная еда»: поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.

Лупик: Материалов так много на вашей планете, а из чего же посуду делают, скажите, дети.

Педагог: Ребята, какие материалы вы знаете? (Ответы детей)

Лупик: Помогите, мне прошу – сахар я в руках ношу. Назовите-ка, посуду и туда я класть все буду.

Педагог: Ребята, а давайте покажем Лупику, что люди изготавливают различную посуду для разных продуктов, из разных материалов. А в этом нам поможет компьютер.

 

Компьютерная игра «Какая посуда для продукта?»

Цель: формировать умение образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-.

Материал и оборудование: компьютеры, презентация.

На первом слайде игры есть озвучка правила игры.

На слайдах: определённый продукт и посуда. Детям предлагается выбрать из разной посуды посуду к данному продукту. Если ребёнок выбирает правильно (щёлкает по посуде мышкой), посуда увеличивается, а продукт перемещается в эту посуду. Звучит озвучка: «Правильно. Для сухарей нужна сухарница. Запомни, сухарница». Правильность или неправильность выбора дети понимают ещё и по звуковому сигналу.  По стрелочке внизу справа переход к другим слайдам. Если ребёнок делает неверный выбор, посуда исчезает. Дети запоминают названия сухарницы, хлебницы, салатницы, сахарницы, селёдочницы, кофетницы, фруктовницы.

Электронная интерактивная игра «Какая посуда для продукта?» https://drive.google.com/file/d/1Ll8DKNXPIalRaGpRiP1L85dpSlqZvGh6/view?usp=sharing

 

Компьютерная игра «Какая посуда?»

Цель: формировать умение образовывать относительные прилагательные.

Материал и оборудование: компьютеры, презентация.

На слайдах: картинки с изображением материала и посуды различных материалов. Детям предлагается выбрать и щёлкнуть мышкой по посуде другого материала. При открытии слайда называется материал в верхней картинке, и говорится, как будет называться  посуда из этого материала. (Например: Это пластмасса и посуда будет пластмассовая. Повтори, пластмассовая). Нужно, чтобы на слайде осталась только посуда данного материала. Если ребёнок сделал неправильный выбор, то посуда покачивается, но не исчезнет. Посуда другого материала – исчезнет. Правильность или неправильность выбора дети понимают ещё и по звуковому сигналу.

Дети усваивают понятия пластмассовая, металлическая, деревянная, стеклянная, глиняная, фарфоровая.

Электронная интерактивная игра «Какая посуда?» https://drive.google.com/file/d/1zeW6h0l9LbkUT0Aom9vhU0vKZA25LL9u/view?usp=sharing

 

Педагог: А теперь наши глаза отдохнут. (проводится гимнастика для глаз)

И оладьи, и омлет,           Широко открыть глаза.
И картошку на обед,       Зажмуриться, поморгать.
А блины  –  вот это да!   Перемещать взор по кругу.
Жарит всё сковорода.    Закрыть глаза на 5-10 секунд.
                                                                            (Л.Шмидт)

 

Физкультминутка. Координация речи с движением

Моем чашку, моем кружку – круговые движения поочередно левой и                                                          правой рукой.
Ставим высоко на сушку – тянемся вверх.
Ой, упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево.
Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.
                                                                         (Т.А.Ткаченко)

Лупик: Как всё сложно. Как вы это всё запомнили.

Педагог: Лупик, здесь нет ни чего сложного. Посмотри, как легко с заданиями справляются дети. Дети давайте поиграем, а Лупик посмотрит.

 

Лото «Из чего сделано»

Цель: развивать умение определять материал, из которого сделанапосуда.

Материал и оборудование: посуда из различных материалов, расставленная по 3 предмета, презентация.

Детям предлагается определить, из какого материала сделана посуда. Дети подходят к столу, на котором расставлены по три предмета посуды разного материала на каждого ребёнка. На экране появляется слайд с изображением какого-то материала и задаётся вопрос: «У кого посуда из пластмассы? Из железа? Из фарфора? Из стекла?». Дети определяют, какая у них посуда и отвечают: «У меня пластмассовый стакан», «Уменя пластмассовая кружка» и т.д.

 

Игра «Найди свою пару»

Цель: формировать умение соотносить предмет посуды с продуктом питания.

Материал и оборудование: карточки-медальки с изображением посуды и продуктов питания.

Одним детям надеваются карточки с изображением посуды, другим –  с продуктами питания. Детям предлагается свободно двигаться, а по команде – объединиться в пары, соотнося продукт питания с посудой. Дети должны обосновать свой выбор: «У меня сахар. Для сахара нужна сахарница». Картинки меняются, дети играют ещё раз.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что кружки могут петь, а как они поют, мы сейчас услышим.

 

Дидактическая игра «Кружки – болтушки»

Цель: развивать умение соотносить звук с предметом посуды.

Материал и оборудование: кружки – фарфоровая, железная, стеклянная, пластмассовая, палочка.

Берутся кружки – фарфоровая, железная, стеклянная, пластмассовая. Учитель-дефектолог ударяет по ним палочкой. Детям предлагается внимательно слушать и запоминать, как звучит каждая кружка. Потом дети закрывают глаза и по звуку отгадывают, какая кружка звучала.

Лупик: Эти звуки так мне напомнили радиоволны моей летающей тарелки. Вам эти звуки не повторить.

Педагог: Давай мы попробуем. Как звучат твои радиоволны?

 

Упражнение «Радиоволны»

Каждому ребёнку предлагается повторить слоги в определённой последовательности.

За-зо-зу.
Зя-зё-зю-зе.
За-са-за.
Су-зу-су.

Лупик: Молодцы. Вы справились.

 

Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит»

Цель: Тренировать силу выдоха, развивать плавный, длительный выдох.

Материал и оборудование: стаканчики с водой, трубочки по количеству детей, изображение кипящего чайника.

Педагог: Ребята, а давайте мы сейчас с вами попьем чай? А что мы должны сделать сначала? Вскипятить воду в чайнике (выставляется слайд с изображением чайника). Чтобы чая нам попить надо воду вскипятить.

Педагог: Подойдите к столам. Поставьте трубочку в стаканчик. Возьмите стаканчик. Сделайте глубокий вздох через нос, а затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила.

Кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным. Давайте подуем на воду, чтобы образовались волны. Молодцы.

Педагог: Ребята, давайте спросим, у нашего гостя какая посуда ему больше всего нравиться? 

Лупик: Мне понравились ложки и стаканы.

 

Упражнение «Ложки и стаканы»

Цель: Формировать умение образовывать предложно-падежные конструкции с предлогами места.

Материал и оборудование: на каждого ребенка – пластиковый стакан и ложка.

Детям предлагается определить местоположение ложки в отношении стакана. Педагог демонстрирует действие и обращается к одному из детей: «Что я сделала?»

Дети: Вы положили ложку в стакан.

Дети друг другу демонстрируют действия и комментируют их.

Ребенок демонстрирует какое-либо действие и спрашивает сидящего рядом: «Что я сделал?» Второй ребенок отвечает: “Ты положил ложку под стакан”. Затем он, в свою очередь, демонстрирует новое действие и обращается к следующему ребенку: «Что я сделал?»

Педагог: Ребята, что было бы, если бы вся посуда исчезла? (Ответы детей).

Ели б без неё руками или просто со стола.
Если б разная посуда к нам на помощь не пришла.
Пили б мы из грязной лужи,
Или с озера, реки.
Ведь водичку из колодца
Нечем было б принести.
Без посуды не сготовить,
Не пожарить, не сварить.
Ели б всё сейчас сырое,
Что смогли мы раздобыть.
Так что скажем дети дружно:
У нас есть посуда. И ура!
То, что с миской, ложкой, чашкой
Подружилась детвора.

 

Рефлексия

Лупик: Благодарю вас. Вы мне всё понятно объяснили. Теперь я о посуде знаю много. Расскажу о ней на своей планете. Мне пора улетать. До свидания, друзья.

Педагог: Наш гость остался доволен. Вы –  молодцы!  С чем мы Лупика познакомили?  Что было интересно? Что было трудно?  Почему? Какое задание хотелось повторить ещё раз? (Ответы детей)

 

Литература:

1. Кислякова Ю.Н. играем вместе с логопедом. Развитие речи в играх и упражнениях. Часть 2. Ю.Н. Кислякова,– Мозырь : Белый Ветер, 2015.
Учебная программа дошкольного образования.- Минск: Нац. Ин-т образования, 2019.

2. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Н.В.Щерба ; под ред. Н. Н. Баль. — Мозырь: Белый Ветер, 2014.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий