Анастасия БОРОДИЧ,
учитель – дефектолог
ГУО «Средняя школа № 124 г. Минска»
Тема: Буквы А-Я
Цель: дифференциация гласных А-Я
Задачи:
— закреплять умение выделять заданный звук на фоне остальных звуков;
— формировать умение составлять слова из букв (развитие звукобуквенного анализа и синтеза);
— формировать умение выделять заданные буквы в словах;
— формировать умение составлять предложение по заданному слово;
— формировать умение определять последовательность и количество слов в предложении;
— формировать умение образовывать словосочетание в единственном числе от множественного;
— формировать умение вставлять заданную букву в словах;
— формировать умение составлять из слов предложение.
Оборудование: доска, мел, листок в клеточку, ручка, карандаши (красный, синий, зелёный), распечатанные задания на карточках, образец схемы предложения.
План занятия
1. Организационный момент
1.1 Объявление темы занятия
2. Основная часть
2.1 Услышь звук А и Я
2.2 Составь из букв слова
2.3 Расшифруй слова
2.4 Составь предложение из слова
2.5 Физминутка
2.6 Задание на карточке
3. Итог занятия
Ход занятия
1 Организационный момент
Графический диктант по клеточкам.
Каждому учащемуся выдается листочек в большую клеточку. Выполняем задание по инструкции: от точки 6 клеточек вверх, 3 в право, 6 в низ, 1 в лево, 5 в верх, 1 в лево, 5 в низ, 1 в лево соединяем с точкой.
Что у нас получилось? Правильно буква. Какая? Буква А.
Продолжим, от точки буквы А, 3 клеточки вниз – поставили точку, выполняем 3 в право, 6 вниз, 1 в лево, 3 в верх, 2 влево, 3 вверх. Рисуем окошко и делаем линию по диагонали на три клеточки. Что получилось? – буква Я. Правильно!
1.1 Объявление темы занятия
Тема сегодняшнего занятия различие букв и звуков А-Я.
Помним: буквы мы пишем и видим, звуки мы слышим.
2 Основная часть
2.1 Услышь звук А и Я
Распределим задания по рядам, если учащиеся ряда у стены услышат слова со звуком А, они похлопают. Если учащиеся ряда у окна услышат звук Я в словах, они помашут руками. Молодцы!
Речевой материал (слова): арбуз, якорь, каша, семья, машина, заметка, змея, грязно.
2.2 Составь из букв слова
Задание: составьте из букв слова (записаны на доске).
м, к, а, я
д, д, я, я
к, л, к, я, с, а
м, с, е, я, ц
Давайте прочитаем, что у вас получилось. (Маяк, дядя, клякса, месяц). Молодцы!
Откройте тетрадь, запишите сегодняшнее число и месяц.
Запишите полученные слова и подчеркните согласную синим цветом перед гласной А, потому что А твёрдая гласная и согласная перед ней будет твёрдая. Согласную перед Я подчеркните зелёным цветом. Почему? Правильно, потому что Я мягкая гласная и будет смягчать согласную перед ней.
2.3 Расшифруй слова
Задание: переставь слоги и прочитай полученные слова (на доске).
чок — я — ма чок — ря — мо ря — го — чо
ля — на — по ян — бурь тарь — ян
Прочитаем какие слова у нас получились: маячок, поляна, морячок, бурьян, горячо, янтарь.
2.4 Составь предложение из слова
Давайте составим предложение со словом янтарь.
Кто знает, что такое янтарь?
Это камень. Правильно.
А кто ещё что может сказать?
Хорошо, ребята. Янтарь – это окаменевшая смола. Часто мы можем встретить янтарные камешки на украшениях в виде бус, сережек, колечек и т.д.
Предложение: Маме Ане подарили янтарные бусы.
Сколько слов в предложении? Правильно, пять слов. Какое первое слово? Какое последнее слово? Правильно.
Разобрали, а теперь запишем наше предложение – один человек у доски остальные в тетради.
Подчеркнём наши гласные А и Я. Во всех ли словах есть наши звуки? Нет, верно. А в каком слове нет? В слове бусы. Молодцы!
2.5 Физминутка
Задание с мячом. Все дружно встали. Будем менять словосочетание по образцу. У меня мяч, я его бросаю первому человеку и говорю, что у меня, вы ловите мяч и в ответ говорите, что у вас.
У меня дикие яблони, а у тебя? – Дикая яблоня
У меня полярные совы, а у тебя? – Полярная сова
У меня большие дыни, а у тебя? – Большая дыня
У меня вкусные груши, а у тебя? – Вкусная груша
У меня весёлые пляски, а у тебя? – Веселая пляска
У меня бумажные гусята, а у тебя? – Бумажный гусь.
Молодцы!
2.6 Задание на карточке
Каждому учащемуся раздаётся карточка с заданием.
Вставь пропущенную букву А или Я в словах и составь предложения.
В_н_, лесом, любовалс_.
В _ н _, собирать, земл_нику, ст_л.
Читаем у кого, что получилось.
Ваня любовался лесом. Ваня стал собирать землянику.
Правильно запишем каждый одно предложение на выбор. Подчеркнём вставленную букву А и Я красным цветом и синим или зелёным цветом обозначим твердость и мягкость предшествующей согласной перед нашими гласными. Нарисуем схему предложения.
Закрываем тетради и сдаём.
3 Итог занятия
Скажите, какие буквы мы учились различать?
Что мы сегодня делали на занятии? Какие задания?
Вам понравилось?
Но чтобы покинуть кабинет, каждому нужно придумать по одному слову, в котором будет звук А и Я.
Молодцы! Спасибо за занятие!
Литература:
1 Яворская О. Н., Занимательные задания логопеда для школьников (3–4 классы). — СПб.: КАРО, 2010. — 144 с.: ил. — (Серия «Мастер-класс лого педа»).
2 Мазанова Е.В., Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 184 с.