Елена БОБР,
учитель немецкого языка, учитель-методист,
Галина КЕБЕЦ,
учитель английского языка, учитель-методист
ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря»,
Гомельская область
На современном этапе генеральной целью обучения иностранному языку в общем среднем образовании является формирование учащихся как субъектов межкультурной коммуникации посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией и развития у них качеств поликультурной личности, востребованных современным информационным обществом в условиях глобализации. Таким образом, учителю иностранного языка нужно приблизить условия школьного обучения к естественной иноязычной среде; научить учащихся выражать и отстаивать свое собственное мнение, логично обосновывая свою позицию; приобщать учащихся к иноязычной культуре и готовить к эффективному межкультурному общению в рамках мирового сообщества; создавать условия для воспитания поколения с новым типом мышления, способного успешно самоопределяться в условиях развивающегося мира.
Современный выпускник школы должен обладать не только предметными, но и ключевыми компетенциями, чтобы быть успешным и востребованным в будущем. Перед учителем стоит непростая задача: объединить формирование основных предметных целей с ключевыми компетенциями. Таким образом, педагогу приходится постоянно искать различные средства, которые позволят включить учащихся в диалог культур. Одним из таких способов может стать опыт зарубежных коллег. Учащимся можно объяснить, почему учитель использует именно такую форму организации работы на уроке, тем самым заинтересовать и продемонстрировать на практике, как происходит обучение в других странах.
Например, информация о международной организации «Британский Совет» будет актуальна, так как может познакомить учащихся в целом с историей создания и целями этого объединения.
Британский Совет (англ. British Council) – организация, призванная развивать сотрудничество в области образования, культуры и искусства между Великобританией и другими странами. В Британском Совете по всему миру работает более 7000 штатных сотрудников, офисы организации есть в 110 странах мира.
Согласно информации Британского Совета, существует шесть ключевых компетенций, которые необходимы, чтобы быть успешным в современном мире:
– критическое мышление;
– креативность;
– сотрудничество и общение;
– цифровая грамотность;
– гражданская позиция;
– лидерство и личностный рост.
Причем, критическое мышление, креативность, сотрудничество и общение (как единое целое, так как сотрудничество невозможно без общения и наоборот) являются основными или ключевыми.
По мнению Британского Совета, критическое мышление и решение проблем – это самостоятельное мышление, которое порождает новые и новаторские идеи и решает проблемы; критическое отношение к опыту и процессам обучения и принятие эффективных решений (оценивание очевидного, учет возможностей, поиск более глубокого смысла, решение нестандартных задач). Сотрудничество и общение – это эффективное общение устно и в письменном виде; умение активно слушать других в разнообразной и многоязычной среде и понимать вербальное и невербальное общение; принятие на себя совместной ответственности, сотрудничество и умение найти компромисс для создания новых и инновационных идей и решений. Креативность и воображение – это развитие любознательности и интереса к новизне; умение придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.
В урочной и внеурочной деятельности учителю важно учитывать эту информацию и отбирать материал и приемы работы, чтобы формировать ключевые компетенции и достигать при этом поставленных целей урока.
Прием «Я – звезда» («I’m a star»).
Учащийся рисует звезду и придумывает пять ключевых слов или фраз по определенной теме, другие учащиеся должны задать вопросы так, чтобы ключевое слово стало ответом на вопрос. Предпочтение отдается «да/нет» вопросам. Работать можно в парах и группах, а также в сменных парах.
Прием «Подумай – обсуди в паре – поделись» («Think – pair – share strategy»).
Учащийся сначала самостоятельно принимает решение по заданию, затем это обсуждает в паре, решение может измениться в процессе парного обсуждения, важно уметь слышать и слушать, отстаивать свое мнение, от пары результат озвучивается классу.
Прием «Пирамида» («Pyramid building strategy»).
Учащийся по заданию самостоятельно принимает решение, затем в паре или группе обсуждает, решение может измениться, пара или группа объединяется с другой парой или группой, снова обсуждает, снова решение может измениться, объединение происходит до тех пор, пока все не объединятся вместе для принятия единого решения. При выполнении этого задания учителю важно выставить четкие рекомендации, какое решение должно быть принято, чтобы учащиеся могли использовать эти критерии при принятии решения.
Прием «Прогулка по галерее» («Gallery walking»).
Материал делится на несколько частей, учащиеся в группах работают над разными частями, затем листы с заданиями передаются по кругу. Группа читает то, что предложили одноклассники, дополняет ответ. Затем листы передаются снова. Количество передач зависит от количества частей и количества групп, задание выполнено, когда листы возвращаются в «свои» группы. Учителю важно контролировать время, чтобы учащиеся одинаково работали. Также важно каждой группе писать маркером одного цвета, чтобы можно было увидеть дополнение, сделанное группой. Затем на этапе обсуждения «хозяин» может согласиться или не согласиться с вариантами, предложенными одноклассниками.
Описанные приемы могут использоваться учителем на разных этапах урока, поэтому являются универсальными. Они помогают обеспечивать коммуникативную направленность урока, так как учащиеся должны говорить на английском языке во время обсуждения. Групповая и парная работа позволяет учиться слушать и слышать друг друга, принимать общие решения, работать в команде.
Также понимание учащимися, что такие приемы используют учителя в Великобритании, вовлекает их в диалог культур, позволяет осознать, что важно уметь работать в группах, общаться между собой, размышлять и рассматривать проблему с разных сторон, чтобы найти самое интересное и нестандартное решение или решения. Такие практико-ориентированные задания будут способствовать не только формированию качеств поликультурной личности, но и формированию ключевых компетенций в целом. Сама информация и навыки пригодятся учащимся в будущем.