Формирование логического и алгоритмического мышления учащихся через проектную работу в среде визуального программирования Scratch

- 14:24Информатика, Методичка

Галина АЛЕКСАНИНА,
учитель информатики
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»
Гомельская область

 

 

 

 

В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. Алгоритмическое и логическое мышление отлично развивается в процессе изучения темы «Алгоритмизация и программирование».

Программирование является неотъемлемой частью изучения курса информатики. Однако данный раздел не является легким, обычно он вызывает множество затруднений у обучаемых, поскольку логическое мышление у них развито слабо.

Если алгоритмическое мышление, да еще и воображение хорошо развиты у человека, то он способен творчески мыслить и творчески подходить к поставленным задачам. Развитию алгоритмического и логического мышления необходимо учиться. Нужно уметь им пользоваться и всячески способствовать его развитию.

Психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Для развития познавательной активности у обучаемых 2-7-х классов и развития их логического и алгоритмического мышления на внеурочных занятиях мы начали использовать среду программирования Scratch.

Сама я начала осваивать среду Scratch в 2017 году. А 31 августа 2018 года окончила онлайн-курс «Scratch для начинающих» в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность».

Scratch – это бесплатная визуальная объектно-ориентированная среда программирования на русском языке для обучения школьников младших и средних классов.

К основным особенностям Scratch относятся:

   1. Блочное программирование. Для создания проектов в Scratch достаточно просто совместить графические блоки вместе в программах-скриптах. Блоки сделаны так, чтобы их можно было собрать только в синтаксически верных конструкциях, что исключает ошибки, позволяет избежать неудач. Автор проекта может сделать изменения в скриптах, даже когда программа запущена, что позволяет экспериментировать с новыми идеями снова и снова.

   2. Манипуляции данными. В Scratch можно создать анимированные открытки, презентации, игры, мультфильмы, различные модели, которые управляют и смешивают графику, анимацию, музыку и звуки. Дети могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных ими персонажей, учиться работать с графикой, текстом и звуком. При этом неявным образом формируется логическое и алгоритмическое мышление.

   3. Совместная работа и обмен. На сайте портала Scratch (http://scratch.mit.edu/), а также в студиях «Юный разработчик игр (Беларусь)» (https://scratch.mit.edu/scratch2download/), «Проекты юных программистов и разработчиков игр (Беларусь)» (https://scratch.mit.edu/studios/1817758/) и др., можно посмотреть проекты других Scratchеров, использовать и изменить их картинки и скрипты, и добавить свой собственный проект, обсудить результаты. На сайте http://www.scratch.by/ размещаются дополнительные материалы для учителей и учащихся: примеры реализованных проектов, методические рекомендации, библиотеки компонентов, необходимых для реализации проектов: графические изображения, звук.

Из технических преимуществ Scratch следует отметить: мультиплатформенность (корректная работа на Windows, Linux, MacOS) и возможность работать без установки программы в режиме онлайн; открытость и бесплатность.

Педагогический потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать ее как перспективный инструмент и средство организации межпредметной внеучебной проектной познавательной деятельности учащегося, направленной на его личностное и творческое развитие. Scratch выступает в качестве инструмента создания разнообразных творческих проектов: мультфильмов, игр, рекламных роликов, музыки, «живых» рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ для решения образовательных задач: обработки и отображения данных, закрепления и коррекции умений и навыков, моделирования, управления устройствами и развлечения. Благодаря простоте языка и среды, Scratch позволяет легко научиться основам алгоритмизации и программирования. Задавая поведение своих персонажей в программе, ребенок изучает такие фундаментальные понятия, как переменные, условия и циклы.

Когда ученики создают проекты в среде Scratch, они осваивают множество навыков XXI века, которые будут необходимы для успеха:

– творческий подход;
– критическое мышление и способность решать проблему;
– инициативность и самостоятельность;
– саморазвитие;
– мультимедийная и ИКТ-грамотность.

В Scratchе можно работать в режиме online, либо скачать программу с официального сайта и работать автономно.

Среда программирования Scratch создана в 2007 году. Свободный проект Scratch был разработан маленькой командой ученых из MIT Media Lab. В Scratch реализованы основные алгоритмические структуры: ветвления, циклы. В нем может быть выбран один из 50 языков интерфейса. Относительно недавно вышла русскоязычная версия, в которой команды можно задавать по-русски.

Самая первая версия – это Scratch 1.4. Мы работаем в версии Scratch 2.0

9 мая 2013 года официальный сайт Scratch перешел на версию 2.0. В данной версии новый интерфейс, новая онлайн-среда, которая доступна всем пользователям.

Scratch 2.0 позволяет создавать, редактировать и просматривать проекты прямо в браузере, новый графический редактор включает векторную графику, можно создавать свои собственные блоки программы и др.

Официальная текущая версия Scratch 3.0 появилась в январе 2019 года, и официальный сайт Scratch перешел на версию 3.0. Созданные проекты в версии Scratch 2.0 не могут открываться в версии Scratch 3.0 и наоборот.

Вот уже четыре года я веду занятия по программированию в среде Scratch. За это время дети углубляют свои знания в программировании, создают свои проекты. Среди этих проектов можно найти как анимацию или мультипликацию, так и викторины, игры и даже обучающие программы.

Занимаются учащиеся по учебным программам факультативных занятий по программированию в среде Scratch Министерства образования Республики Беларусь и национального  института  образования. Для своих занятий я использую материалы с портала https://scratch.by из раздела учителям. Так же использую электронные версии тетрадей, которые скачиваю с того же портала, распечатываю учащимся некоторые разделы из тетради для занятия.

Учащиеся нашей гимназии активно участвуют в различных мероприятиях и конкурсах и одерживают победы на районном, областном и республиканском уровнях.

В результате изучения программирования в среде Scratch у обучаемых отмечается более повышенный интерес к изучению программирования, чем у их сверстников прошлых лет, ребята с удовольствием создают анимированные истории. Они погружаются в мир увлекательной игры, где их герои оживают, разговаривают друг с другом и решают разные задачи.

Таким образом, создавая скрипты, обучаемые используют простейшие алгоритмические конструкции, тем самым развивая алгоритмическое и логическое мышление, формируют навыки выделения объектов, процессов и явлений, понимания их структуры, и, что самое главное, вырабатывают умение самостоятельно ставить цель и решать задачи.

Каждое занятие – это успех, когда ребенок видит, на что потрачено время, и может делиться результатами своего творчества с другими. Он может рисовать своих героев и программировать их поведение, реализовывая свои мечты. Он может учиться, создавая свою собственную уникальную игру. Он может сделать свой мультфильм и поделиться им с друзьями. Возможности этой программы безграничны, как и детская фантазия.

Безусловно, победы в конкурсах – это не самое главное. Самое главное – это победы над самим собой. Ведь программирование в среде Scratch развивает уверенность в себе, творческий потенциал, а также предоставляет инструменты для создания мира безграничных возможностей, где учащиеся могут создавать свои собственные пути и решения.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий