Ирина ВАЖОВА,
учитель немецкого языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область
Хороший словарный запас абсолютно необходим для основательного владения иностранным языком. Не существует детей, совершенно не способных к изучению иностранных языков, хотя языковые способности у всех разные. При овладении иноязычной лексикой хорошая память и логика имеют, несомненно, большое значение. Также преимущество имеет тот, кто хорошо знает свой родной язык, обладает культурой речи и умеет грамотно выражать свои мысли. Кроме того, при изучении языка результат прямо пропорционален уровню интереса и упорства, затраченного на его реализацию.
Как же овладеть словарным запасом? Существуют способы, которые помогут ученикам облегчить эту задачу. На мой взгляд, очень важно научить этому детей, поскольку зачастую этот этап работы сводится к заданию выучить дома слова. А как выучить, если они не запоминаются? Научив ребят способам запоминания иностранных слов, мы поможем им успешно достигнуть цели овладения языком.
Существует множество техник для запоминания иностранных слов. Я определила для себя топ-10 способов, которые рекомендую использовать своим учащимся.
1 Традиционный
Это самый простой, но наименее эффективный способ. Многие учащиеся используют именно его, не подозревая, что есть и другие. Типичная опора для этого способа запоминания – это тетрадь для записи иностранных слов, которая есть у каждого ученика. Здесь справа записаны в столбик слова на иностранном языке, слева – их перевод. Если необходимо выучить большой объем слов, нужно разделить их на группы по 10–15 слов, для младших школьников по 5–10. Успех запоминания во многом зависит от сосредоточенности, старания и воли учащегося. Внимательно и вдумчиво нужно прочитать группу слов построчно (т.е. слово с переводом) от начала до конца. Повторить это действие два-три раза, а затем сделать перерыв на несколько минут. Затем, закрыв левый столбик, постараться воспроизвести эти слова вслух. В идеале, можно воспроизвести также написание этих слов. Количество повторов, необходимых для запоминания 20–25 единиц информации, составит четыре-пять раз.
Для эффективного долговременного запоминания необходимо повторить выученные слова четыре раза, т.е. по одному разу в день в течение четырех дней после заучивания. Учитывая школьную нагрузку в размере трех часов иностранного языка в неделю, учитель должен строить свою работу так, чтобы объемное введение новой лексики происходило как минимум через урок, а лучше через два.
2 Перевод в подсознание
Запоминание слов с опорой на подсознание является очень надежным способом, но требует значительных внутренних усилий. Такое запоминание происходит практически так же, как в традиционном способе, но проводится только перед сном. Необходимо максимально сосредоточиться на каждом слове и его значении, постараться представить его в уме как можно ярче. Можно произнести слово с закрытыми глазами про себя или шепотом. К моменту засыпания можно переключиться на другие мысли и не думать о запоминаемых словах. Утром слова нужно повторить. Выученные таким способом слова очень прочно сохраняются в памяти.
3 Пассивное восприятие фона
Этот способ применим для слов, песен или текстов, записанных на аудио. Нужно прослушивать их на уровне средней громкости. Количество раз неограниченно, чем больше, тем лучше. При этом можно параллельно заниматься своими делами: наводить порядок, рисовать, мастерить, готовить еду. После большого количества повторов аудиоинформация автоматически запечатлевается в памяти. Именно так мы непроизвольно запоминаем слова иностранных песен, которые часто слышим.
В настоящее время это самый продуктивный способ, поскольку практически все учащиеся владеют мобильными устройствами и наушниками, и могут учить таким образом слова даже в транспорте по дороге в школу или домой.
4 Релаксопедия
Основу этого способа также составляют слова, песни или тексты, записанные на аудио. Но прослушивать их нужно сразу после пробуждения или перед самым сном, когда организм находится в наиболее расслабленном состоянии или даже в состоянии легкой усталости или сонливости. В таком состоянии звуки словно сами по себе наполняют нашу голову. Результаты такого запоминания впечатляющие, поскольку в промежутке между сном и бодрствованием снимаются барьеры внутреннего сопротивления и открывается доступ к скрытым ресурсам памяти. При этом достаточно уделять этому способу 10 минут в день.
5 Моторно-мышечный
При этом способе запоминания слова необходимо сочетать с восприятием предмета, который обозначает данное слово. Например, запоминая слово «прыгать», нужно попрыгать, а желая запомнить слово «свеча» – взять и зажечь свечу. Желательно повторить свои действия несколько раз с одновременным проговариванием слова.
Важно не только представить себе действие, но и совершить его. Таким образом, в процесс вовлекается моторная память или память на движения, которая хорошо развита у многих детей и может помочь при усвоении иностранного языка.
6 Структурно-образный
Это способ для детей с хорошо развитым воображением. Он основан на непроизвольной памяти. Каждое слово должно быть включено в оригинальную образную структуру. Для запоминания слов нужно создать в воображении интересную сюжетную картинку, включающую в себя действие, движение. В этом способе запоминание слова не есть самоцель, а становится итогом усилий по созданию в уме образной картинки, которая включает в себя и значение слова, и его звучание. Воображаемые образы должны быть динамичными, подвижными.
Вначале к иностранному слову подбирается сходное по звучанию русское и в строчку записывается следующим образом:
иностранное слово – похоже звучащее русское слово – перевод.
Например:
немецкое слово «Buch» – «бух!» – книга.
Постараемся придумать картинку, соединяющую в себе образы «книги» и «бух!». Это могут быть как логичные события, так и лишенные традиционной логики. Как правило, дети лучше запоминают образы, наиболее близкие им, а также самые веселые или нелепые картинки. В нашем случае все просто. Слово «книга» дети должны усвоить в самом начале изучения немецкого языка, в младшем школьном возрасте, поэтому и картинка может быть достаточно простой: кот запрыгнул на стол и сбросил на пол лежавшую там книгу с громким звуком «бух!».
Очень важно наличие движения или действия в образе запоминаемого слова, так как статичная картинка быстро исчезает из памяти, в то время как динамичная хранится неограниченное время.
На первых порах операция создания образов кажется искусственной, надуманной. На самом деле здесь реализуется нетрадиционный подход, обнаруживающий гибкость и нестандартность детского мышления. Ассоциирование должно быть максимально творческим процессом, который должен осуществляться детьми самостоятельно.
Научившись созданию образов на отдельных словах, можно переходить к укрупнению единиц запоминаемой информации. Можно соединить таким образом несколько слов в единую картинку. Несмотря на кажущуюся несерьезность, этот способ работает очень хорошо.
7 Разбивочно-сочетательный
Этот способ также требует творческого подхода к процессу запоминания иностранных слов. В зависимости от количества слогов, слово разбивается на две или три части. Каждая из этих частей включатся в русское слово как его часть. Затем полученные русские слова нужно соединить в одной осмысленной фразе. Конец этой фразы должен обязательно содержать перевод иностранного слова, которое необходимо запомнить.
Например, немецкое слово «Sofa» означает «диван».
Разделим слово и подберем русские слова: «So» – ЗОлотой, «fa» – ФАзан. Осталось составить фразу с этими словами, которая будет заканчиваться переводом, то есть словом «диван»:
ЗОлотойФАзан сидел на ДИВАНЕ.
Преимущество этого способа не только в его относительной простоте, но и в том, что он попутно развивает творческое воображение, побуждает мыслить нестандартно.
8 Визуальный
Это один из самых старых способов запоминания слов. На бытовые предметы наклеиваются стикеры с соответствующими им словами. По мере пользования этими предметами можно запоминать слова, не прилагая для этого особых усилий. Главный недостаток этого способа – ограниченная тематика лексики, преимущественно по теме «Дом».
9 «Наоборот»
Этот способ хорошо использовать в том случае, когда нужно запомнить не только звучание, но и написание слова. Необходимо взять ручку и лист бумаги. Суть способа в том, чтобы начать запоминать слово с конца.
Например, слово «Freundschaft»:
…aft
…schaft
…dschaft
…ndschaft
…undschaft
…eundschaft
…reundschaft
…Freundschaft
10 Составление рассказа
Известная многим смешная фраза «Meine kleine поросенок вдоль по Strasse schnell бежал» на самом деле является примером данного способа запоминания. Он подходит в тех случаях, когда надо выучить группу не связанных по смыслу слов. В зависимости от количества слов, можно сочинить предложение или небольшую смешную историю с употреблением этих слов. При этом текст можно сочинять на русском языке, включая в него необходимую иностранную лексику.
Перечисленные способы запоминания слов не являются единственными, для этого существуют и другие методики и техники. Важно рассказать нашим детям об их существовании и помочь им выбрать походящие с учетом их интересов, наклонностей и способностей, а также преобладающего типа памяти.