Холокост. Праведники мира в Гродно. Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6–11-х классов

- 12:32Воспитательная работа, Сценарии

Наталья БАНЦЕВИЧ,
учитель истории и обществоведения
ГУО «Гимназия № 10 г. Гродно»

 

 

Сценарий мероприятия
(Время мероприятия – 45 минут)

 

На экране интерактивной сенсорной панели возле экспозиции, посвященной узникам Освенцима, включается презентация. Звучит скрипка. Выходят ведущие. На экране интерактивной сенсорной панели проецируются кадры. Музыка звучит тише, ведущие читают текст.

 

Ведущий 1:

Молитвою начать должны мы этот день,
чтоб память жертв нацистских мы почтили,
пусть души их поднимутся все выше,
чтоб они точно знали – мы их не забыли.

Ведущий 2:

Когда мир узнаёт про Холокост,
немеет сердце, холодеют руки,
и просит Господа с рыданием душа,
пусть никогда не повторятся эти муки!

Ведущий 3:

Кто дал им право убивать других людей?
Кто дал им власть губить чужие жизни?
За что страдал и умирал еврей?
Не покидают разум эти мысли.

Ведущий 4:

Вершина зла, жестокости и мрака.
Тревожит сердце слово «Холокост»,
И хочется от грусти просто плакать,
Не утирая с глаз горячих слез.

Ведущий 2:

День скорби, памяти, печали,
Он носит имя Холокост.
Сегодня люди вспоминают
Ту боль, ужасную до слез.

Ведущий 2:

Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время Второй мировой войны, обычно называют греческим словом «Холокост», а иногда словом «Шоа» на иврите. Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.

С 1933 по 1945 годы во время Холокоста было убито более 11 миллионов военнопленных и гражданских – мужчин, женщин и детей. И это без потерь на фронтах. Примерно шесть миллионов из них были евреями. За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей.

 

Звучит скрипка.

 

Ведущий 3:

Особой мишенью для нацистов в период Холокоста были дети. Повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Ведущий 4:

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33 000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребя и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

 

Ведущие берут в руки зажженные свечи и читают стихи.

 

Ведущий 1:

Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
погибших не вернут уже назад.

Ведущий 2:

Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
как будет страшен войн грядущих Молох,
что в гневе уничтожит людской род.

Ведущий 3:

Над Бабьим Яром памятник воздвигнут
Убийцам душ людских немой укор.
Там слышен и поныне стон погибших
Саднящий, не смолкающий с тех пор.
Там сотни уничтоженных евреев,
Там дед и правнук рядышком лежат.
И мать, что так детей своих лелеяла,
И сын, что от груди фашистом был отнят.

Ведущий 4:

Туда идут, чтоб низко поклониться
Родным, покоящимся под глубоким рвом,
И помолчать под шелест трав и пенье птицы,
Кружащей над зеленым топольком.

Ведущий 1:

Вечная память, вечная память!
Тем, кто покоится здесь.
И не стереть эту память веками,
В каждом из нас она есть.
(Лариса Борисенко, Израиль, Петах-Тиква).

 

Объявляется минута молчания. После минуты молчания свечи задуваются.

 

Ведущий 2:

Я хочу вам зачитать слова из Талмуда: «Человек, спасший одну жизнь, спас все человечество».

Слово «праведник» (человек, соблюдающий религиозные правила жизни) после Второй мировой войны получило еще одно значение. Праведниками стали называть тех, кто, рискуя своей жизнью и жизнью своих родных, спасал евреев от верной гибели. Звание «Праведник народов мира» присваивает Израильский Мемориальный музей памяти жертв и героев Катастрофы европейского еврейства «Яд-Вашем». В мире сегодня известны имена более 25 270 таких людей. В том числе, более 790 – из Беларуси.

Ведущий 3:

В 1953 году в Израиле был принят закон о создании Мемориального института катастрофы и героизма европейского еврейства «Яд-Вашем», что переводится как «Память и Имя». В самом названии отражены основные задачи Мемориала: помнить о шести миллионах наших братьев, погибших от рук нацистов, и попытаться установить имя каждого из погибших. «Память» – это исторический музей, находящийся на территории комплекса «Яд-Вашем», архив – самая большая на сегодняшний день коллекция свидетельств и документального материала по теме Холокоста, а также международная школа по изучению истории Холокоста.

Ведущий 4:

Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:

– активное участие в спасении одного или нескольких евреев от опасности немедленного уничтожения или депортации в лагеря смерти;

– спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея;

– действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения или другой компенсации, как, например, переход спасаемого в другую веру, усыновление ребёнка и т. д., и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения;

– существовала реальная опасность для спасавшего и его близких; в особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя.

Ведущий 1:

Все вышеперечисленное подтверждается свидетельствами выживших, тех, кому была оказана помощь, или наличием подходящих документов, подтверждающих факт спасения и его обстоятельства. Данные о спасителях и спасённых ещё весьма неполны.

В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почётный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках – иврите и французском – выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». Их имена увековечивают в Яд-Вашем на Горе Памяти в Иерусалиме. Аллея вечнозеленых деревьев с памятными досками с тех пор стала символом не только скорби, но и неугасающей силы добра, торжествующего над злом, несмотря на всю его силу.

Ведущий 2:

В 2010 году в Гродно в здании одной из красивейших в Европе синагоги открыт музей истории еврейского народа, и одна из экспозиций посвящена историям Праведников мира из Гродно и Гродненской области.

 

Звучит громко скрипка. Затем звук приглушить. Ведущие выходят.
На сцену выходят трое учащихся в одежде, похожей на одежду военных лет.

 

Учащийся I:

Я, Стефания Гавроник, муж мой – Иосиф. Живем мы в деревне Новоселки, у нас семеро детей. Весной 1943 года, когда началось уничтожение гетто в городе Гродно, Павел Хормушко привел к нам две еврейские семьи в составе восьми человек. Оккупационные власти развесили по городу приказ, распоряжения, запрещавшие какую-либо помощь евреям, а заканчивались они словами: «наказание», «смерть», «расстрел». Я сказала мужу: «У нас же семеро детей, а если узнают немцы, что будет с ними?!» Мы очень боялись, чтобы нас не расстреляли немцы за то, что у нас скрываются евреи, поэтому в сарае Иосиф выкопал яму. Там они все и прятались до лета 1944 г. Наша старшая дочь Ванда была очень смелой: помогала доставать им еду, стирала их одежду, убирала их убежище. Благодаря заботе моей семьи все спасавшиеся у нас евреи остались живы.

Учащийся II:

Я, Александр Буслович, сын Станислава Бусловича из деревни Кремяница (Гродненская область). Когда началась война, мне было 13 лет. Наша семья прятала от фашистов Ноаха Каплинского и его друга Ирвина Резника с начала 1943 по лето 1944 года в старом амбаре. Каждый день мама готовила еду, а я тайно (под видом выноса мусора) относил ее в амбар. Мы очень боялись карательной операции фашистов. Ночами дверь амбара отец оставлял открытой: в случае появления немцев Ирвин и Ноах могли спрятаться в лесу, а затем, когда снова станет безопасно, вернуться в укрытие. После войны Ноах Каплинский переехал в Израиль, там он стал известным писателем, в одной из своих книг рассказал о том, что наша семья их спасла. Доктор Ирвин Резник проживал со своей семьей в США.

Учащийся III:

Господа, что вы хотите? Уберите животное, я только что вымыла пол, – по-немецки попросила моя мама Надежда Ивановна Наумюк, когда немцы пришли к ним в первый раз. У нас в квартире на улице Студенческой полтора года в кладовой, без света и отопления с цементным полом, жил еврейский мальчик Йона Зарецкий, который сбежал из Гродненского гетто № 1. Только по ночам, когда окна затягивали темной бумагой, он выходил из убежища, чтобы выпрямить спину, поговорить и поесть. Мы все это время знали, что если про него узнают немцы, то нашу семью расстреляют. Свободу Йона Зарецкий получил вместе с Гродно в июле 1944-го. Мой отец, Александр, и я, Петр Наумюк, получили звание «Праведник народов мира».

 

Выходят ведущие.

 

Ведущий 1:

Праведники Мира – обычные люди, из самых различных слоев общества. Никто из них никогда не думал ни о каких нравственных подвигах, пока сама жизнь не поставила их перед драматической ситуацией выбора. Их поступки рождались не жаждой подвига, а непреодолимой силой высоконравственного протеста против презрения к человеческой жизни.

Ведущий 2:

Многие из них расплатились за свое содействие евреям тюремным заключением, концлагерем, нищетой или жизнью. Это был сложный выбор, требовавший очень часто смертельного риска. Но они его сделали. Сам факт их существования – подтверждение того, что и в нечеловеческих условиях можно оставаться человеком.

Аллея Праведников, сделанная еврейским народом, – моральный пример для других народов, подвергшихся в двадцатом веке преследованиям тоталитарными режимами.

Ведущий 3:

Когда осенняя листва устала падать,
И с краю озеро покрылось коркой льда,
Спустились с неба лебеди и стали плавать,
Расправив гордо свои шеи, как всегда.

Ведущий 4:

И старый дед-еврей бросал им хлеба крошки,
И тихо плакал, и молитвы им шептал;
Он помнил страшные военные бомбёжки,
И смерть родных, и одиночество познал.

Ведущий 1:

И видел он расстрел отца и старших братьев,
И как сестру его забрали для утех,
Он плакал и кричал свои слова проклятья,
Чтобы не слышать тот фашистский злобный смех.

Ведущий 2:

И видел он, как шли толпой евреи в чёрном,
И слышал улицы немую тишину,
Ему казалось небо серым и огромным,
Он проклинал в тот день фашистов и войну.

Ведущий 3:

И всякий раз, как лебедей большая стая
Спешит подплыть к нему по голубой волне,
Он тихо плачет, вслух молитвы им читая,
И верит он, то – души павших на войне.
                                         (Стихотворение «Лебединая песня»)

Ведущий 4:

Сейчас предлагаем высказать ваше мнение о выборе, который был сделан Праведником народов мира с риском для жизни его самого и его семьи.

 

Заслушиваются ответы учащихся.

 

Ведущий 5:

Представьте себя на месте каждого из участников ситуации.

– Как бы вы поступили и почему?

– Что вы думаете о выборе, сделанном этими людьми?

– Как оказание помощи одним человеком влияет на поступки других людей?

 

Заслушиваются ответы учащихся.
Снова звучит скрипка.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий