Скетчноутинг – это не просто фиксация визуальными изображениями услышанного, прочитанного, но и выражение личности автора, его индивидуальности, потому что, записывая скетчноутинг, учащийся сам может дополнить его своими идеями, комментариями. Этот приём помогает современному ребёнку запомнить и воспроизвести материал легко и творчески.
Татьяна КЛИНЦЕВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 5 г. Сморгони,
Гродненская область
В современном мире педагогам и учащимся, как субъектам образовательного процесса, необходимо «перерабатывать» много учебной и научной информации, которую трудно воспринимать и запомнить из-за её избыточного накопления. Поэтому перед педагогом возникает задача: донести большой объём информации за малый промежуток времени и сделать его доступным для понимания учащихся с любым уровнем успеваемости. Один из таких способов – сделать обучение наглядным. Приёмов визуализации достаточно много: кластер, лента времени, облако слов, интеллект-карта, скрайбинг и др. Но мне больше нравится использовать приём скетчноутинга.
Скетчноутинг – это конспектирование текста с графическими иллюстрациями в виде символов, пиктограмм и знаков. С помощью этого приёма учащимся легче запоминать и осваивать новый материал.
Приведу несколько примеров скетчноутинга на уроках русского языка и литературы.
Так в 8-м классе на уроке русского языка при изучении темы «Виды подчинительной связи слов в словосочетании» я использую скетчноутинг «СУП». Он позволяет учащимся на этапе изучения нового материала легко запомнить с помощью ассоциации, связанной со словом «суп», названия видов подчинительной связи слов в словосочетании.
А на уроке русского языка в 5-м классе по теме «Правописание Ъ и Ь знака» можно попробовать объяснить правило с помощью скетчноутинга «Остров Ъ и Ь знаков», рассказать небольшую историю-сказку и законспектировать её.
На острове жили Ъ и Ь знак. Но однажды они поссорились и Ъ знак решил уехать с острова. Для этого он пытался «зацепиться» с помощью «крючка», находящегося у него сверху, за какую-нибудь приставку на согласный, которые в виде плота подплывали иногда к острову. Нашлись гласные – Е, Ё, Ю, Я, которые согласились помочь Ъ в его беде, и поэтому всегда находились рядом. А Ь знак остался жить на острове с гласными Е, Ё, Ю, Я и И.
Можно акцентировать внимание учащихся на то, что остров (его форма) напоминает корень слова, где и находится Ь и Ъ знак в слове.
Приём скетчноутинга также актуален и на уроках литературы. С его помощью учащимся легче воспроизвести теоретический материал, пересказать сюжет произведения или его часть.
На уроке литературы в 8-м классе по теме «А.С.Пушкин. Поэма «Цыганы»» комментированное чтение может сопровождаться «конспектированием» вступительной части поэмы с целью ознакомления учащихся с нравом и бытом цыган. Выполняя данный вид работы, необходимо обращаться к авторскому тексту. Например, выписывая в скетчноутинг ключевое слово «бедность», учащиеся должны зачитать строчку из поэмы, подтверждающую этот факт: «в шатрах изодранных ночуют». На шатре можно нарисовать заплатку, как знак нужды, бедности цыган.
На уроке литературы в 5-м классе по теме: «Легенды и мифы Древней Греции. Олимп» трудности у учащихся возникают при воспроизведении содержания мифа «Олимп», где необходимо вспомнить всех богов по именам, а также рассказать какой бог и за что отвечает. В таком случае предлагаю ребятам скетчноутинг «Гора Олимп», в котором отображаем, пользуясь текстом мифа, основных богов и рисуем графически небольшой знак, ассоциирующийся с определённым богом. Так учащимся легче и проще запомнить и пересказать этот миф на следующем уроке.
Таким образом, скетчноутинг – это не просто фиксация визуальными изображениями услышанного, прочитанного, но и выражение личности автора, его индивидуальности, потому что, записывая скетчноутинг, учащийся сам может дополнить его своими идеями, комментариями. Считаю, что этот приём актуален, т.к. помогает современному ребёнку запомнить и воспроизвести материал легко и творчески. Всегда интереснее что-то создавать и запоминать, нежели «зазубрить».