Сценарий занятия по образовательной области «Ребенок и общество».
Елена КРАВЧЕНКО,
воспитатель дошкольного образования,
ГУО «Детский сад № 5 г.п. Корма»
Гомельская область
Тема: Поздравляем маму с днем рождения.
Программные задачи:
– формировать представления детей о семье как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге;
– закрепить представления о родственных отношениях, о своей принадлежности к членам семьи;
– развивать умения различать членов семьи на картинке по особенностям внешнего вида и по описанию;
– воспитывать любовь и уважение к своей семье, умение проявлять к ним внимание и заботу.
Материалы и оборудование: кукла Алиса, детская посуда (чашки, блюдца, сахарница, чайник, салфетницы, ложечки), муляж торт, салфетки. Карточки с изображением всех членов семьи, желтый круг и желтые полоски к нему, вырезанные разноцветные вазы и цветы, алгоритм сервировки стола, праздничные колпачки, мяч.
Предварительная работа: Беседы «Мой день рождения», «День рождения у мамы», чтение – К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», рассматривание иллюстраций на тему дня рождения, дидактические игры «Составь семью», «Скажи ласково», «Лучшие подарки друзьям на день рождения», рассматривание семейных фотографий.
Методы и приемы: информационно-рецептивные (беседа, вопросы объяснение), репродуктивные (показ, выполнение заданий), проблемного изложения, игровые (сюрпризный момент, игровая ситуация).
Тип занятия: закрепляющий.
Развивающие технологии: метод визуализации (кластер).
Ход занятия
I Вводный (организационный) этап
Сюрпризный момент «Кто к нам в гости пришел?» (фронтальная форма работы)
Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного интереса.
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришла кукла Алиса. Что мы ей скажем? (Здравствуйте).
Воспитатель: Ребята, Алиса мне рассказала, что у ее мамы сегодня день рождения. Она хочет устроить для своей мамы праздник, но сама не знает, как это сделать, ведь она никогда не была на дне рождения.
Алиса, не переживай, мы поможем тебе устроить праздник для твоей мамы. Правда, ребята?
Давайте, расскажем кукле Алисе, как празднуют день рождения. (Накрывают праздничный стол, нарядно одеваются, наряжают комнату, дарят подарки, приглашают гостей, пекут торт и задувают свечи).
Воспитатель: Какие вы, молодцы! Все-все знаете. А чтобы у нас с вами было праздничное настроение, давайте нарядимся вот в эти праздничные колпаки.
Дети вместе с воспитателем надевают колпачки.
II Основной этап
Игра «Накроем праздничный стол»
Цель: воспитание заботливого отношения к взрослым, желание им помогать.
Воспитатель: К приходу гостей, нужно накрыть стол для чаепития. Что для этого нужно? (Ответы детей). А чтобы у нас все получилось, давайте рассмотрим вот эти картинки (Дети вместе с воспитателем рассматривают алгоритм накрывания стола для чаепития).
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и застелем салфетки, затем поставим блюдца с чашками и положим рядом ложечки. Поставим сахарницу и чайник, чтобы пить чай. Но чего-то не хватает. Ребята, чего не хватает? (Ответы детей). Правильно, не хватает угощения, праздничного торта. Я предлагаю торт испечь самим.
Пальчиковая игра «Торт»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания.
Тесто ручками помну
(сжимают и разжимают кулаки),
Торт я сладкий испеку
(хлопают в ладоши).
Середину смажу джемом
(круговые движения ладошками),
А верхушку – сладким кремом.
И кокосовою крошкой
(имитируют «посыпание крошкой»)
Я присыплю торт немножко.
А потом чай заварю,
И гостей я приглашу
(выставляют ладошки вперед).
Воспитатель: Чай в чашках горячий, давай подуем, чтобы он скорее остыл.
Дыхательная гимнастика «Горячий чай»
Цель: укрепление физиологического дыхания у детей, умение тренировать силу вдоха и выдоха.
Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите, какой красивый и вкусный торт у нас получился.
Выставляется торт-муляж на стол. Дети садятся на стулья.
Воспитатель: За этим праздничным столом соберется вся семья куклы Алисы. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Ребята, Алиса хочет, чтобы вы отгадали сами, кто ее семья.
Игра «Кто живет у нас в квартире?»
Цель: формирование представлений о семье.
– Нежная, заботливая, добрая, лучшая на свете. Кто это? (Мама)
– Серьезный, сильный, смелый (Папа).
– Кто может связать носочки, испечь пирожки, оладушки? (Бабушка)
– Седой, старенький, мудрый? (Дедушка)
– Младший или старший, смешной, непоседливый (Брат).
– Веселая, умная, красивая, капризная (Сестра).
По указанию воспитателя, ребенок ищет соответствующую картинку с изображением отгаданного члена семьи, и помещает ее вокруг праздничного стола (по стрелкам), а затем рассказывает, как зовут его маму, папу, дедушку и бабушку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у куклы большая или маленькая семья? (Большая).
Воспитатель: Кукла Алиса хочет узнать, какая у вас семья (Дети по очереди рассказывают про свою семью, с кем живут, как их зовут).
Воспитатель: Семья – это как солнце, без которого не прожить. Вы все должны заботиться о своей семье, помогать друг другу и всегда говорить ласковые слова.
Игровая ситуация «Скажи ласково»
Цель: формирование умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, воспитание любви к близким.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нашего солнышка нет лучиков! Вы сейчас будете приклеивать лучик к нашему солнышку и называть ласково того, кого я назову.
Дети по очереди прикрепляют лучики и ласково называют всех членов своей семьи.
Игра «Кто кем приходится в семье?»
Цель: формирование представлений о родственных связях.
Воспитатель: А сейчас мы с вами, ребята, немножко поиграем. У Алисы есть вот такой мяч, я буду задавать вам вопрос и бросать мяч, вы отвечаете и бросаете мне мяч обратно.
Воспитатель: Имя ребенка, кто ты для своего папы? (Сын).
Воспитатель спрашивает у всех детей, называя всех членов семьи.
Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу, вы все хорошо знаете свою семью.
Ой, ребята, а про подарок мы забыли? Ведь всегда на день рождения дарят подарки.
Игра «Собери букет»
Цель: закрепление представлений о цветах, воспитание заботливого отношения к близкому человеку.
Воспитатель: Самый лучший подарок для мамы, это подарок, сделанный своими руками.
Давайте соберем для мамы букеты цветов. В красную вазу мы будем собирать цветы красного цвета, в желтую – желтого, в синюю – синего.
Дети собирают букет цветов.
III Окончание занятия
Рефлексия. Подведение итогов занятия
Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.
Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости? Какой праздник будет отмечать вся семья Алисы? Как вы думаете, мы помогли подготовиться к празднованию дня рождения мамы? (Ответы детей)
Что мы делали? Кто соберется за праздничным столом? Что мы можем пожелать маме? (Ответы детей)
Вы все, молодцы, старались помочь кукле Алисе. И Алиса вас всех тоже приглашает на день рождения ее мамы.