Перчаточные куклы – отличный инструмент для обучения младших школьников английскому языку. Они снимают тревожность у ребят, превращая урок или фрагмент урока в сказку.
Надежда САФРОНОВА,
учитель английского языка
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы» г. Мозыря,
Гомельская область
Перчаточные куклы – отличный инструмент для обучения младших школьников английскому языку. Они снимают тревожность у ребят, превращая урок или фрагмент урока в сказку. Куклы служат психологическим якорем, так как с легкостью помогают преодолеть языковой барьер, выступая посредником между учеником и учителем.
На своих уроках в 3–4-х классах я активно и регулярно пользуюсь перчаточными куклами. Это мои помощники и любимцы моих учеников, которых они всегда рады видеть. К помощи перчаточных кукол я периодически прибегаю на любом этапе урока.
На операционно-мотивационном этапе перчаточные куклы могут помочь сформулировать тему и цели урока, а также провести фонетическую либо речевую зарядку. При этом кукловодом может быть как учитель, так и ученик (ученики).
Иногда провожу речевую зарядку, используя прием «Дуэль вопросов». Ребята делятся на две команды и становятся лицом друг к другу. Их задача – задать вопрос по теме раздела любому ученику из второй команды, не повторяя вопросы, которые уже звучали.
Так, например, во время изучения раздела «Времена года» в 3-м классе ребята могут задать следующие вопросы:
1 What season is it now?
2 What is the weather like today?
3 What is your favourite season?
4 Do you like autumn (spring, summer, winter)?
5 What can you do in autumn (spring, summer, winter)?
6 Can you skate (ski, play ice-hockey, etc.)?
7 What is the weather like in autumn (spring, summer, winter)?
На операционно-деятельностном этапе перчаточные куклы можно использовать при введении и закреплении нового грамматического и лексического материала, проверке домашнего задания, во время работы со всеми видами речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь), письменная речь).
Существует огромное разнообразие способов использования пальчиковых кукол на уроках английского языка в начальной школе. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них, которые я чаще всего применяю на своих уроках.
Прием «Составь рассказ»
Задача учащихся – придумать рассказ в виде «снежного кома» про одну из перчаточных кукол. Учитель предлагает опорные слова, которые ребята должны применить в своем рассказе:
Liz, America, 2, fine, run and jump, fly, red hair, green eyes, winter +, cold and snowy, autumn-, rainy and windy |
Составляя рассказ, ребята по очереди надевают перчаточную куклу на руку и произносят по одному предложению, дополняя рассказ предыдущего участника. Последний ученик выходит к доске и рассказывает готовую историю без слов-подсказок.
Примерный рассказ про Лису
Hello! I’m a fox. My name is Liz.
I am from America. I’m two years old.
I’m fine. I can run and jump. I can’t fly.
I have got short red hair and green eyes. My favourite season is winter.
It is cold and snowy in winter.
I don’t like autumn.
It is rainy and windy in autumn.
Прием «Заполни таблицу»
Один из учеников выходит к доске в роли кукловода с перчаточной куклой и карточкой, в которой указана вся информация об этой перчаточной кукле:
Name | Bill |
Surname | Black |
Mood (настроение) | fine |
Age (возраст) | 5 |
Telephone number | 8365479 |
Country | Africa |
Can | run, jump, walk and swim |
Can’t | fly |
Hair | red, black and white hair |
Eyes | green |
Остальные ребята получают аналогичные таблицы, но пустые. Их задача – с помощью вопросов выяснить недостающую информацию и внести ее в таблицу:
1 What is your name?
2 What is your surname?
3 How are you?
4 How old are you?
5 What’s your telephone number?
6 Where are you from?
7 What can you do?
8 What can’t you do?
9 What colour is your hair?
10 What colour are your eyes?
Прием «Импровизация»
Ученики выходят к доске парами, сами выбирают себе понравившуюся перчаточную куклу и без подготовки ведут беседу друг с другом на английском языке. Во время выполнения этого задания ребята могут задавать друг другу любые вопросы, не придерживаясь какой-то определенной темы. Единственное ограничение – это лимит времени. У каждой пары есть 1,5–2 минуты.
На рефлексивно-оценочном этапе перчаточные куклы помогают мне провести рефлексию, оценить и прокомментировать результаты работы учащихся, а также объяснить принцип выполнения домашнего задания на следующий урок.
Таким образом, перчаточные куклы играют важную роль на всех этапах урока английского языка в начальной школе.