Волшебный сундучок зимы. Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшего дошкольного возраста

- 17:20ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Дошкольное образование. Сценарии, Методичка

В материале представлен план-конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшего дошкольного возраста.

 

Марина МАЙКОВА,
воспитатель дошкольного образования
ГУО «Детский сад № 31 г. Мозыря»
Гомельская область

 



Программные задачи:

– формировать представления детей о сезонных изменениях в природе зимой;
– развивать умение составлять короткий рассказ о поре года зима;
– воспитывать культуру общения детей, интерес к природе родного края.

Материал и оборудование: расписной сундучок, картины зимнего леса, снежинки, запись звуков метели, музыка для физкультминутки, белый клубок с нитками, смайлики-снеговики, мячик. 

Ход занятия 

Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять –
Круг большой пора собрать.
Ты часть круга, я часть круга.
Поприветствуем друг друга.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в зимнее путешествие, где мы узнаем, хорошо ли вы знакомы с Зимушкой-зимой. Вы согласны? (Да)

Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо
Вспомним обязательно,
Всё, что узнали на занятиях. 

Сюрпризный момент (Воспитатель с детьми находят сундучок с заданием)

Дружно в зимний лес идите,
И снежинки там ищите,
Все заданья выполняйте,
И снежинки собирайте!

Воображаемая ситуация (Прогулка по лесу):

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами отправились в лес.

Включается тихая музыка метели. Дети рассматривают картины и фотографии зимнего леса.

Воспитатель: Как изменился лес? Каким он был в прошлый раз, когда мы были в лесу? Можете ли вы узнать знакомые деревья? По каким признакам вы их узнали? Какие деревья украшают лес зимой, как вам кажется? (Ответы детей). Да, замечательно в лесу, но что-то мы засиделись. Пора двигаться дальше.

На чем мы можем прогуляться по лесу, чтобы не увязнуть в снег (на лыжах). Ну что же, встанем все на лыжи и начинаем все двигаться по дороге к следующему заданию.

 

Снежинка № 1. Задание «Доскажи словечко»

Два берёзовых коня 
По снегам несут меня. 
Кони эти рыжи, 
А зовут их… (Лыжи)

Ранним утром во дворе 
Лёд улёгся на траве. 
И весь луг стал светло-синий. 
Серебром сверкает… (Иней)

Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый… (Заяц)

В январе мишутка спит,
В этой комнате сопит.
Веток, листиков в ней много
И зовут ее… (Берлога)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали – и вмиг
Получился … (Снеговик)

Я про зиму много знаю,
Я уже не маленький.
На прогулку надеваю
Пуховик и … (Валенки)

Видел я вчера у ёлки:
По дорожке шли иголки!
Но меня не проведешь!
Понял я, что это … (Ёж)

Едва повеяло зимой –
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их… (Рукавички)

В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?… (Снежинки)

Белке спать зимой тепло,
Если спрячется в… (Дупло)

Воспитатель: Вы слова все отгадали, теперь мы можем следовать дальше.

 

Снежинка № 2. Задание «Подберите признаки» (с клубком)

Воспитатель: Я скажу слово, а вы подбираете к нему другие слова, отвечающие на вопросы какая? какой? какие? и передаёте клубок друг другу.

СНЕГ – белый, пушистый, мягкий, лёгкий…
МОРОЗ – сильный, крепкий, зимний…
СНЕЖИНКИ –
ЛЁД –
ЛЫЖИ –
КОНЬКИ –
МЕТЕЛЬ –
ЗИМА –

Воспитатель: Признаки мы указали. И клубочек нам помог. Теперь мы пойдем дальше. Поднимайте высоко свои ножки, чтобы переступить снежные сугробы.

 

Снежинка № 3. Задание «Один – много» (с мячиком)

Снег – много снега
Сугроб – много сугробов
Лед – много льда
Снегирь – много снегирей
Сосулька – много сосулек
Ёлка – много ёлок
Лиса – много лис
Рукавица – много рукавиц
Месяц – много месяцев

 

Снежинка № 4. Физкультпауза «Повторяй за мной»

Дети повторяют движения за воспитателем.

МА – МА – МА – наступила вновь зима
МА – МА – МА – снежная зима
РА – РА – РА – снежная гора
ДА – ДА – ДА – зимою холода
ГУ – ГУ – ГУ – елочки в снегу
ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи
МЕ – МЕ – МЕ – много песен о зиме
МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме
ИМУ – ИМУ – ИМУ – очень ждали зиму
МОЙ – МОЙ – МОЙ – покатаемся зимой
ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – зимние морозы
ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – снежные сугробы
ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой
ОЙ – ОЙ – ОЙ – медведи спят зимой
ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель

 

Снежинка № 5. Задание «Определите, какое из предложений является правильным» (Воспитанники отвечают вместе на вопросы)

– Дети катаются на санках, потому что выпал снег. – Снег выпал потому, что дети катаются на санках?
– Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки. Люди надели шубы и шапки, потому что стало холодно?
– На дороге образовался гололёд, потому что пешеход упал. Пешеход упал, потому что на дороге образовался гололёд?
– Каток открылся, потому что Вова взял коньки. Вова взял коньки, потому что каток открылся?
– Образовался гололёд потому, что дворник посыпает дорогу песком. – Дворник посыпает дорогу песком, потому что образовался гололед?

 

Снежинка № 6. Задание «Не ошибись»

Воспитатель: Я буду произносить слова. Когда услышите слова со звуком [к] или [к’], хлопните в ладоши. Будьте внимательны:

Зимушка-зима, санки, коньки, снеговик, белый, елка, шуба, лед, каток, зайчик, холодный, снежок, сосулька.

 

Снежинка № 7. Задание «Три зимних месяца»

Воспитатель: На каждой карточке-месяце – вопросы. Когда мы ответим на все вопросы, наше путешествие закончится, и мы сможем вернуться в группу. 

Декабрь
1. Как долго длится зима?
2. Как изменилась одежда у людей?
3. Любимый цвет у зимы?

Январь
4. Чем и почему люди посыпают ледяные дорожки?
5. В какие игры дети играют зимой?
6. Какие зимние праздники вы знаете?

Февраль
7. Назовите зимующих птиц.
8. Что зимой длиннее день или ночь?
9. Какая машина помогает убирать снег зимой?


Воспитатель:
Вот мы и выполнили все задания. Вы большие молодцы!

Дети забирают последнюю снежинку и кладут в сундучок, там воспитатель находит указатель «Детский сад».

Воспитатель: Ребята, теперь мы можем вернуться из снежного зимнего леса в свою группу.

 

Подведение итогов

Воспитатель: Если вам понравилось наше путешествие, то вы выбираете весёлого снеговика, а если было неинтересно, скучно – то грустного снеговика. Зимушка еще раз благодарит вас за участие и на память о встрече просила передать вам зимние раскраски.

 

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий