Использование адаптированного игрового пособия «Волшебная шкатулка» для развития навыков звуко-слогового анализа и синтеза у учащихся с особенностями психофизического развития

- 16:36КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Авторские пособия, Методичка

Автор делится идеей создания пособия с играми, которое помогает развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития.

  

Екатерина КРАВЧЕНКО,
учитель-дефектолог
ГУО «Гимназия имени Я.Купалы г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

Проблема развития навыков звуко-слогового анализа и синтеза – одна из самых актуальных в современной логопедии. Это связано с тем, что без звуко-слогового анализа невозможно сформировать грамотную письменную речь, а письмо является сложной функциональной системой, которая определяет успешность усвоения школьных знаний. По мнению таких исследователей, как П.К.Анохин, А.Р.Лурия, В.И.Насонова, для овладения письмом необходим достаточный уровень развития фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, зрительного и пространственного восприятия, графомоторных навыков [4].

Это утверждение подтверждает практика. У учащихся с недостаточно развитым звуковым и слоговым анализом и синтезом без целенаправленного обучения с помощью специальных средств овладение данным навыком может вызвать трудности, что впоследствии скажется и на овладении письмом и чтением.

Как правило, учащиеся с особенностями психофизического развития часто допускают ошибки в слоговом анализе и синтезе, выделении места звука в слове, определении количества звуков в слове, позиционного места звука, определении места звука по отношению к другим звукам. Также страдают фонематические представления.

Для развития навыков звуко-слогового анализа и синтеза мною было разработано игровое пособие «Волшебная шкатулка»
https://drive.google.com/file/d/1LvdDgz5JUcMPUR7BlIeDsCjOJ7fD0a-p/view?usp=sharing, включающее в себя адаптированные игры [1, 2, 3, 5, 6]. Пособие содержит в себе двигающиеся и скрытые поля, что позволяет максимально включать учащихся в процесс обучения. Они стимулируют интерес детей к предлагаемым заданиям, позволяют быстро сменить вид деятельности при первых признаках усталости, способствуют более эффективному усвоению необходимой информации, вызывают положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха в процессе обучения.

В процессе коррекционной работы обязательно провожу предварительную работу по уточнению представлений о гласных и согласных звуках, развитию дифференциации гласных и согласных, твердых и мягких согласных, выделению гласных звуков из слова.

На этом этапе активно использую фишки различных цветов, игровые пособия «Фотоаппарат», «Бабочка», пособие «Звукоед», разрезную азбуку.

Как правило, при переходе из дошкольного учреждения в школу дети уже умеют определять наличие звука в слове и его места в нем. Но если ребенок испытывает в этом трудности, игровое пособие «Волшебная шкатулка» дает возможность быстро адаптировать игры в зависимости от конкретных целей и задач.

Так, например игра «Накорми Ам-Няма» может быть использована как при делении слов на слоги («Накорми первого Ам-Няма словом, состоящим из одного слога, второго – двусложным и т.д.»), так и при определении места звука в слове («Отдай первому Ам-Няму ту картинку, где звук находится в начале слова, второму – где в середине, третьему – где в конце…»). Аналогично можно использовать игру «Магазин», где распределение картинок на полки может осуществляться в зависимости от количества слогов, так и в зависимости от местоположения звука в слове.

Овладение навыком определения количества звуков в слове, их последовательности, назывании «соседей» звука в слове часто вызывает затруднения у учащихся младших классов. Для разрешения таких трудностей использую игры «Кит», «Планшет», «День рождения Кота», «Гусеницы», «Медуза».

Для формирования и закрепления навыков слогового анализа использую игры «Найди шпиона», «Накорми Ам-Няма».

Игровое поле «Дорожка», благодаря двигающемуся бегунку и съемным элементам, превращает игру «Кит» в игру «Голодная акула», где требуется сдвинуть бегунок уже не на столько делений, сколько звуков в слове, а на столько делений, сколько в слове слогов.

Дидактическая игра «Планшет» может быть использована не только для называния порядкового номера заданного логопедом звука, но и для поиска слов с определенным количеством слогов.

Дидактическая игра «Цепи кованые» вместе с игровым полем «Полянка» используются для развития умения учащихся делить слова на слоги и составлять слоговые цепочки, где последний слог предыдущего слова становится началом следующего.

Дидактическая игра «Разрезные картинки» помогает реализовать несколько задач. Помимо развития навыка деления слов на слоги и подсчета количества слогов игра помогает закрепить поставленный звук на уровне слова и словосочетания, развивает фонематический слух и фонематический анализ, обогащает словарь относительными прилагательными, служит для развития внимания, памяти и мышления. В реализации тех же задач помогает и дидактическая игра «Слоговое лото».

Постановка ударения и нахождение ударного слога в слове может вызывать затруднения даже во втором-третьем классе. Младшие школьники, имеющие различные нарушения устной речи, часто правильно ставят ударение, но неверно называют ударный слог или не могут назвать его местоположение в слове. Для развития этого навыка служит игра «Слоговые домики», где учащимся предлагается не просто разделить картинки по домикам в зависимости от количества слогов, но и «постучать в тот подъезд», который будет соответствовать ударному слогу в называемом слове.

Если у учащегося возникают затруднения в воспроизведении действий в умственном плане, можно переводить действие в наглядный план, записывая слоги на ламинированной поверхности самого домика. Также, благодаря игре, отрабатывается навык работы с ударными схемами. Детям предлагается подобрать схему ударения к картинке, либо наоборот, подобрать картинку к предлагаемой схеме.

Фонематический и слоговой синтез развиваю с помощью игр «Веселый Петрушка», «Лаборатория», пособия «Звукоед». Игровое поле «Морской бой» помогает в реализации дополнительных задач, таких как: пространственная ориентировка на листе, обогащение словарного запаса по основным лексическим темам. Важно отметить универсальность пособий и игр, с одним речевым материалом можно использовать и пособие «Лаборатория», и «Морской бой».

Также мною применяются и смешанные упражнения для развития навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Для этих целей были разработаны такие игры, как «Перевертыши», «Составь слово по первому (последнему, ударному) слогу». Речевой материал подобран таким образом, что обучение может проходить на разных уровнях подготовленности ребенка. Он состоит из предметных картинок, которые учащийся должен разделить на слоги, но есть вариант предъявления буквенного варианта написанного слова. При затруднениях учитель-дефектолог может предложить разделить написанное слово, выделить искомый слог, параллельно отрабатывая навык чтения.

Использование игр, представленных в пособии «Волшебная шкатулка», способствует не только формированию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, закреплению правильного звукопроизношения и развитию речи ребенка. При работе с пособиями «Медуза», «Бабочка», «Фотоаппарат» и всеми играми на липучках активно формируется мелкая моторика пальцев рук, развивается координация движений и зрительная моторная координация.

Все игры из представленного пособия различны по своей структуре: отличаются по используемому материалу, характеру поверхности. Все это помогает включить полисенсорную сторону развития, задействовать ощущение и восприятие, что благотворно влияет на развитие ребенка в целом.

 

Список источников

1 Днепровская, Е.А. Дидактические игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/616476. – Дата доступа: 25.09.2019.
2 Калмыкова, И.Р. 50 игр с буквами и словами / И.Р.Калмыкова. Худож.: М.В. Душин, В.Х.Янаев. – Ярославль : Академия развития, 2006. – 112 с.
3 Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В.Китикова, под науч.ред. О.В.Елецкой. Ч. I. – М. : Редкая птица, 2018. – 112 с.
4 Мелёшина, И.В. Формирование звуко-буквенного анализа у обучающихся 4-х классов с дисграфией // Специальное образование и социокультурная интеграция: сб. науч. ст. /под ред. О.Е. Нестеровой [и др.] – М. : Перо, 2018. – С. 507–515.
5 Оглоблина, И.Ю. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь для исправления нарушений письменной речи. 2–4 классы: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования / И.Ю. Оглоблина. – Изд. 2-е. – Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 55, [1] с.
6 Пятница, Т.В. Дидактический материал для коррекции нарушений письменной речи: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Т.В.Пятница. – Мозырь : Выснова, 2018. – 91, [1] с.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий