Культура и религия народов Междуречья. Урок всемирной истории в 5-м классе

- 10:22ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Культура и религия народов Междуречья. Урок всемирной истории в 5-м классе

Владимир МИХАЛЬЧИК,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область

 

 

Учебный предмет, класс: всемирная история, 5-й класс.

Изучаемый раздел: Цивилизации Древнего Востока и Америки.

Тема урока: Культура и религия народов Междуречья.

Место урока в изучаемом разделе: одиннадцатый урок в разделе.

Обучающая цель урока: в результате изучения темы, учащиеся будут

знать:

– понятия «клинопись», «месопотамский календарь»;
– время возникновения клинописной письменности в Междуречье;

уметь:

– составлять рассказ об изобретении письменности и клинописи, месопотамского календаря, о развитии научных знаний шумеров;
– раскрывать систему обучения древних шумеров;
– рассказывать о религии народов Междуречья с опорой на текст параграфа и иллюстрации;
– сравнивать развитие научных знаний и систему обучения в Месопотамии и Древнем Египте, пантеон богов Месопотамии с пантеоном богов Древнего Египта по предложенным критериям.

Цели личностного развития:

развивающая: через поиск ответов на поставленные вопросы, работу с дополнительными источниками информации содействовать развитию мыслительных и аналитических навыков учащихся;

воспитательная: формировать систему ценностных отношений учащихся к процессу обучения и его результатам; формировать личностные результаты для саморазвития; воспитывать чувство гражданственности на основе усвоения регионального и мирового историко-культурного наследия, чувство коллективизма через организацию работы в парах.

Тип урока: комбинированный.

Обеспечение урока: История Древнего мира: учеб пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.С.Кошелева. – Мн., 2019; карта «Египет и Передняя Азия в древности», дидактический материал, презентация, белорусский рушник, иллюстрации, мультиборд, https://eior.by/catalog_lecture/5-klass/history/19.php https://learningapps.org/7868249.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Новые исторические понятия: клинопись, месопотамский календарь.

Основные события и даты: конец IV тыс. до н.э. – возникновение клинописной письменности в Междуречье.

 

Ход урока

I Организационный момент (до 1 минуты)

Цель: психологическая готовность класса к уроку.

Учитель приветствует учащихся.

Приём «Встаньте, если…»:

– готовы активно сотрудничать;
– у вас отличное настроение;
– у вас все получиться.

 

II Проверка домашнего задания (до 7 минут)

Цель: проверка, коррекция и оценивание знаний учащихся, на основе которых будет строиться изучение нового материала.

Фронтальный опрос:

– Какое влияние оказала природа Ассирии на занятия ее жителей?
– Каким образом ассирийским царям удалось создать огромную державу? Почему ее называют «железной»?
– При каком знатном правителе Нововавилонское государство достигло вершины своего могущества? Какой след этот правитель оставил в истории?
– Сравните достижения царей Хаммурапи и Навуходоносора. Какой из них, по вашему мнению, оставил более значимый след в истории? Почему? Свой ответ аргументируйте.

Индивидуальное задание: выполнение интерактивного упражнения по QR-коду (с. 78, Приложение 1) учебного пособия.

Приём «Лови ошибку». Найдите в тексте 4 ошибки и исправьте их.

Ассирия и Вавилония

В начале III тыс. до н.э. в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. Его жителями приятно называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тыс. до н.э. Ассирия была огромной державой – от Египта до Ирана. Ее новой столицей стал город Вавилон. Ассирийцы были на только могущественные, но и очень жестокие правители. Покоренные народы не хотели оставаться под властью суровых ассирийцев. В 126 году до н.э. столица Ассирии была уничтожена.
В конце VII в. до н.э. царем Вавилона стал Мардук. Во время его правления в Вавилоне были построены Вавилонская башня и Висячие сады.

Подведение итогов второго этапа, оценивание и выставление отметок.

 

III Ориентировочно-мотивационный этап (до 3 минут)

Цель: подготовить учащихся к получению новых знаний, мотивировать на изучение новой темы; включение их в совместную деятельность по определению темы и целей урока.

Учитель обращает внимание на «Облако слов» (слайд презентации), предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока «Культура и религия народов Междуречья».

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:

– Что мы узнаем и чему научимся сегодня на уроке?
– На какие вопросы темы вы хотели бы получить ответ? (постановка учебных задач учащимися).

 

IV Операционно-познавательный этап (22 минуты)

4.1 Актуализация знаний и подготовка к активному и сознательному усвоению темы (2 минуты)

Цель: организация работы по актуализации знаний и умений учащихся.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

– Какие народы населяли в древности территорию Месопотамии? Покажите их на карте (формирование картографических умений и навыков).
– Что обозначают понятия «культура», «религия»?

Учитель сообщает о том, что эти понятия встретятся учащимся на протяжении урока, ведь изучение новой темы предполагает рассмотрение их в отношении народов Междуречья.

 

4.2 Этап усвоения и систематизации новых знаний (до 20 минут)

Цель: усвоение, систематизация учащимися учебной информации темы, активизация познавательной деятельности учащихся.

План изучения нового материала:

1) Изобретение письменности. Клинопись.
2) Знания жителей Древнего Междуречья.
3) Месопотамский календарь.
4) Религия народов Месопотамии.

Учитель предлагает изучить новый материал в необычной форме – в форме «урока-путешествия» (учащиеся на время становятся путешественниками и, работая слаженно в парах, отвечают на вопросы, раскрывая загадки культуры и религии народов Междуречья).

 

4.3 Работа с текстом учебного пособия (работа в парах)

Учащиеся работают с текстом п. 1 «Изобретение письменности. Клинопись» (с. 79–80 учебного пособия), ответы на предложенные вопросы записывают в бланк (Приложение 2):

– Когда появилась письменность в Древнем Междуречье?
– Как назывался вид письма на территории Древней Месопотамии?
– Какой материал служил основой для ведения записей?
– Почему клинопись является древнейшей письменностью в мировой истории?
– Что необходимо было сделать, чтобы сохранить все эти надписи для потомков?

Учитель предлагает учащимся составить рассказ согласно полученным ответам, поработать с историческим документом на с. 84 учебного пособия.

– Одной из самых знаменитых библиотек древности была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в городе Ниневия. А какая библиотека является бриллиантом современной Беларуси? Где она расположена? Мы на мгновение можем заглянуть в нее, отсканировав предложенный QR-код.

 

4.4 Интеллектуальная разминка «Лучшие палеографы»

Справочно: палеограф – специалист по расшифровке систем, орудий и материалов письма древних народов.

Учащимся предлагается с помощью дополнительного дидактического материала (Приложение 3) записать имя своего соседа по парте с помощью клинописи (важно помнить: перевод клинописи есть только на английский язык, что потребует от учащихся применить межпредметные связи).

Далее проводится взаимопроверка, определяются ошибки, называются лучшие пары.

 

4.5 Работа с текстом и иллюстрациями учебного пособия

Учащиеся работают в парах с текстом п. 2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (с. 80–81 учебного пособия), ответы на предложенные вопросы записывают в бланк:

– Определите время проведения уроков в школах Месопотамии.
– Кем могли стать выпускники данных учебных заведений?
– Кто такие писцы, чиновники, жрецы? (учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы, повторяя ранее изученные понятия).
– Каким наукам отдавали предпочтение жители Месопотамии?
– Какие болезни изучали и лечили в Междуречье?
– Кто, по вашему мнению, мог лучше знать строение человеческого тела и внутренних органов: египетские или вавилонские врачи? Свой ответ аргументируйте.

Проводится взаимопроверка, учитель предлагает одной паре составить короткую «визитку» пройденного материала из п. 2 учебного пособия. Результат комментируется, выставляются отметки.

 

4.6 Приём «Оживи картину»

Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации и составить рассказ по плану:

– Какое событие показано на иллюстрации?
– Где располагаются ученики и учитель?
– Чем каждый из них занят?
– Какие впечатления у вас вызывает просмотр иллюстрации?
– Если бы представилась возможность, какие вопросы вы бы задали ученикам шумерской школы?

Учитель подводит итоги работы, определяет неточности и ошибки в ответах детей, выставляет отметки.

 

Физкультминутка (1–2 минуты)

Учащимся предлагается встать, выйти из-за парт и выполнить комплекс физических упражнений и разминку для глаз.

 

4.7 Работа с видеосюжетом

Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть видеосюжет https://eior.by/catalog_lecture/5-klass/history/19.php по п. 3 «Месопотамский календарь» и ответить на вопросы (ответы записываются в бланк):

– Что создали, наблюдая за небесными телами, жрецы Месопотамии?
– Сколько дней составлял один месяц?
– На сколько частей он делился? Это сколько дней?
– Какие виды календарей применяли в Междуречье?
– Какие важные элементы месопотамского календаря мы используем сегодня?
– Какое летоисчисление используется в современных календарях? Чем оно отличается от летоисчисления наших с вами далеких предков?

Учащиеся подводят итоги изучения этого пункта через составление заметки путешественника. Учитель внимательно слушает ответы, определяет ошибки и неточности, выставляет отметки.

 

4.8 Работа с текстом учебного пособия, таблицей (работа в парах)

Учащиеся продолжают работу по п. 4 «Религия народов Месопотамии» (с. 82 учебного пособия), ответы на вопросы записывают в бланк:

– В какого бога больше всего верили жители Междуречья?
– Как звали его «собрата» в Древнем Египте? (по выполняемым богом функциям)
– Какую богиню больше всего почитали?
– Кто проводил обряды в честь богов? Где?

Далее учащиеся заполняют сравнительную таблицу «Боги Древнего Египта и Месопотамии» (Приложение 4), совместно определяют общее и различия между ними. Дополнительную информацию о богах можно найти с помощью интернет-ресурсов, отсканировав предложенный QR-код.

Проводится взаимопроверка результатов, учитель просит составить рассказ на основании полученной информации. Определяются неточности и ошибки, выставляются отметки.

 

V Этап организации осмысления изученного материала и первичная проверка понимания знаний учащихся (5 минут)

Цель: проверка и закрепление изученного материала.

Учитель предлагает учащимся разделиться на три группы:

– первая группа отвечает на вопросы 4–5 учебного пособия (с. 83);

– вторая группа садится к компьютерам и выполняет интерактивное упражнение для проверки знаний по пройденному на уроке материалу в онлайн-сервисе LearningApps (Приложение 5).

https://learningapps.org/7868249

– третья группа составляет гекс «Культура народов Междуречья».

 

VI Этап подведения итогов урока (до 2 минут)

Цель: осознание учащимися решения поставленной учебной задачи.

Учитель предлагает учащимся обменяться мнениями по вопросу:

– Что больше всего вас впечатлило и поразило в культуре и религии народов Междуречья и почему?

– Хочу обратить ваше внимание на уникальный предмет белорусского народного ткачества (учитель показывает на рушник с орнаментом). Каким образом материал урока связан с этим предметом? Правильно, на рушнике и в материале урока присутствует графическая информация, закодированная с помощью определенных символов (орнамента, клинописи и QR-кодов).

Более подробно о рушниках Свислоччины вы можете узнать, посетив музей Ручника в агрогородке Корнадь. Сейчас мы можем зайти на сайт музея по предложенному QR-коду (Приложение 1), а на каникулах организуем экскурсию в музей.

 

VII Рефлексия (1–2 минуты)

Цель: осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Приём «Продолжи фразу»:

Полезным и значимым для меня было…
Мне необходимо ещё…
Хотелось бы узнать…
Могу поделиться знаниями о…

 

VIII Информирования о домашнем задании (1 минута)

Цель: осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.

§19, задания 2, 4, 5 на с. 83.

Дополнительное (по желанию): подготовьте сообщение (презентацию) о религиозных представлениях хеттов (опережающее задание) – до 1 минуты.

 

Приложение 1

QR-коды для организации работы на уроке

Проверка домашнего задания

Музей Ручника (Корнадская БШ)

Национальная библиотека Беларуси

Боги Древнего Египта и Месопотамии

 

Приложение 2

Урок-путешествие «Культура и религия народов Междуречья»

Раздел 1. Изобретение письменности. Клинопись (с. 79 – 80)

1. Когда появилась письменность? –
2. Кто изобрёл письменность? –
3. На чём писали? –
4. Чем писали? –
5. Что писали? –
6. Что необходимо, чтобы сохранить эти надписи? –

Раздел 2. Знания жителей Древнего Междуречья (с. 80 – 81)

1. Определите время проведения уроков в школах Месопотамии. –
2. Кем могли стать выпускники данных учебных заведений? –
3. Кто такие писцы, чиновники, жрецы? –
4. Каким наукам отдавали предпочтение жители Месопотамии? –
5. Какие болезни изучали и лечили в Междуречье? –
6. Кто, по вашему мнению, мог лучше знать строение человеческого тела и внутренних органов: египетские или вавилонские врачи? Свой ответ аргументируйте. –

 Раздел 3. Месопотамский календарь (с. 81 – 82)

1. Что создали жрецы Месопотамии? –
2. Сколько дней составлял 1 месяц? –
3. На сколько частей он делился? Это сколько дней? –
4. Какие виды календарей применяли в Междуречье? –

Раздел 4. Религия народов Месопотамии (с. 82)

1. Вера во множество богов – это…
2. В какого бога больше всего верили? –
3. А как звали его «собрата» в Древнем Египте? –
4. Какую богиню больше всего почитали? –
5. Кто проводил обряды в честь богов? Где? –

 

Приложение 3

 

Приложение 4

Боги Древнего Египта и Месопотамии

Боги
Древнего Египта
Основные функции
(кем являлся?)
Боги
Древней Месопотамии
  Бог луны / Бог мудрости  
  Богиня-мать / Богиня любви  
  Боги войны, смерти  
  Боги умирающей и воскресающей растительности  

 

Приложение 5

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий