Культура и религия народов Междуречья. Урок всемирной истории в 5-м классе
Владимир МИХАЛЬЧИК,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 2 имени Н.П.Массонова г. Свислочь»,
Гродненская область
Учебный предмет, класс: всемирная история, 5-й класс.
Изучаемый раздел: Цивилизации Древнего Востока и Америки.
Тема урока: Культура и религия народов Междуречья.
Место урока в изучаемом разделе: одиннадцатый урок в разделе.
Обучающая цель урока: в результате изучения темы, учащиеся будут
знать:
– понятия «клинопись», «месопотамский календарь»;
– время возникновения клинописной письменности в Междуречье;
уметь:
– составлять рассказ об изобретении письменности и клинописи, месопотамского календаря, о развитии научных знаний шумеров;
– раскрывать систему обучения древних шумеров;
– рассказывать о религии народов Междуречья с опорой на текст параграфа и иллюстрации;
– сравнивать развитие научных знаний и систему обучения в Месопотамии и Древнем Египте, пантеон богов Месопотамии с пантеоном богов Древнего Египта по предложенным критериям.
Цели личностного развития:
развивающая: через поиск ответов на поставленные вопросы, работу с дополнительными источниками информации содействовать развитию мыслительных и аналитических навыков учащихся;
воспитательная: формировать систему ценностных отношений учащихся к процессу обучения и его результатам; формировать личностные результаты для саморазвития; воспитывать чувство гражданственности на основе усвоения регионального и мирового историко-культурного наследия, чувство коллективизма через организацию работы в парах.
Тип урока: комбинированный.
Обеспечение урока: История Древнего мира: учеб пособие для 5-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.С.Кошелева. – Мн., 2019; карта «Египет и Передняя Азия в древности», дидактический материал, презентация, белорусский рушник, иллюстрации, мультиборд, https://eior.by/catalog_lecture/5-klass/history/19.php https://learningapps.org/7868249.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Новые исторические понятия: клинопись, месопотамский календарь.
Основные события и даты: конец IV тыс. до н.э. – возникновение клинописной письменности в Междуречье.
Ход урока
I Организационный момент (до 1 минуты)
Цель: психологическая готовность класса к уроку.
Учитель приветствует учащихся.
Приём «Встаньте, если…»:
– готовы активно сотрудничать;
– у вас отличное настроение;
– у вас все получиться.
II Проверка домашнего задания (до 7 минут)
Цель: проверка, коррекция и оценивание знаний учащихся, на основе которых будет строиться изучение нового материала.
Фронтальный опрос:
– Какое влияние оказала природа Ассирии на занятия ее жителей?
– Каким образом ассирийским царям удалось создать огромную державу? Почему ее называют «железной»?
– При каком знатном правителе Нововавилонское государство достигло вершины своего могущества? Какой след этот правитель оставил в истории?
– Сравните достижения царей Хаммурапи и Навуходоносора. Какой из них, по вашему мнению, оставил более значимый след в истории? Почему? Свой ответ аргументируйте.
Индивидуальное задание: выполнение интерактивного упражнения по QR-коду (с. 78, Приложение 1) учебного пособия.
Приём «Лови ошибку». Найдите в тексте 4 ошибки и исправьте их.
Ассирия и Вавилония
В начале III тыс. до н.э. в верхнем течении Тигра возник город-государство Ашшур. Его жителями приятно называть ассирийцами, а земли северо-восточного Междуречья – Ассирией. К концу II тыс. до н.э. Ассирия была огромной державой – от Египта до Ирана. Ее новой столицей стал город Вавилон. Ассирийцы были на только могущественные, но и очень жестокие правители. Покоренные народы не хотели оставаться под властью суровых ассирийцев. В 126 году до н.э. столица Ассирии была уничтожена.
В конце VII в. до н.э. царем Вавилона стал Мардук. Во время его правления в Вавилоне были построены Вавилонская башня и Висячие сады.
Подведение итогов второго этапа, оценивание и выставление отметок.
III Ориентировочно-мотивационный этап (до 3 минут)
Цель: подготовить учащихся к получению новых знаний, мотивировать на изучение новой темы; включение их в совместную деятельность по определению темы и целей урока.
Учитель обращает внимание на «Облако слов» (слайд презентации), предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока «Культура и религия народов Междуречья».
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
– Что мы узнаем и чему научимся сегодня на уроке?
– На какие вопросы темы вы хотели бы получить ответ? (постановка учебных задач учащимися).
IV Операционно-познавательный этап (22 минуты)
4.1 Актуализация знаний и подготовка к активному и сознательному усвоению темы (2 минуты)
Цель: организация работы по актуализации знаний и умений учащихся.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
– Какие народы населяли в древности территорию Месопотамии? Покажите их на карте (формирование картографических умений и навыков).
– Что обозначают понятия «культура», «религия»?
Учитель сообщает о том, что эти понятия встретятся учащимся на протяжении урока, ведь изучение новой темы предполагает рассмотрение их в отношении народов Междуречья.
4.2 Этап усвоения и систематизации новых знаний (до 20 минут)
Цель: усвоение, систематизация учащимися учебной информации темы, активизация познавательной деятельности учащихся.
План изучения нового материала:
1) Изобретение письменности. Клинопись.
2) Знания жителей Древнего Междуречья.
3) Месопотамский календарь.
4) Религия народов Месопотамии.
Учитель предлагает изучить новый материал в необычной форме – в форме «урока-путешествия» (учащиеся на время становятся путешественниками и, работая слаженно в парах, отвечают на вопросы, раскрывая загадки культуры и религии народов Междуречья).
4.3 Работа с текстом учебного пособия (работа в парах)
Учащиеся работают с текстом п. 1 «Изобретение письменности. Клинопись» (с. 79–80 учебного пособия), ответы на предложенные вопросы записывают в бланк (Приложение 2):
– Когда появилась письменность в Древнем Междуречье?
– Как назывался вид письма на территории Древней Месопотамии?
– Какой материал служил основой для ведения записей?
– Почему клинопись является древнейшей письменностью в мировой истории?
– Что необходимо было сделать, чтобы сохранить все эти надписи для потомков?
Учитель предлагает учащимся составить рассказ согласно полученным ответам, поработать с историческим документом на с. 84 учебного пособия.
– Одной из самых знаменитых библиотек древности была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в городе Ниневия. А какая библиотека является бриллиантом современной Беларуси? Где она расположена? Мы на мгновение можем заглянуть в нее, отсканировав предложенный QR-код.
4.4 Интеллектуальная разминка «Лучшие палеографы»
Справочно: палеограф – специалист по расшифровке систем, орудий и материалов письма древних народов.
Учащимся предлагается с помощью дополнительного дидактического материала (Приложение 3) записать имя своего соседа по парте с помощью клинописи (важно помнить: перевод клинописи есть только на английский язык, что потребует от учащихся применить межпредметные связи).
Далее проводится взаимопроверка, определяются ошибки, называются лучшие пары.
4.5 Работа с текстом и иллюстрациями учебного пособия
Учащиеся работают в парах с текстом п. 2 «Знания жителей Древнего Междуречья» (с. 80–81 учебного пособия), ответы на предложенные вопросы записывают в бланк:
– Определите время проведения уроков в школах Месопотамии.
– Кем могли стать выпускники данных учебных заведений?
– Кто такие писцы, чиновники, жрецы? (учащиеся отвечают устно на поставленные вопросы, повторяя ранее изученные понятия).
– Каким наукам отдавали предпочтение жители Месопотамии?
– Какие болезни изучали и лечили в Междуречье?
– Кто, по вашему мнению, мог лучше знать строение человеческого тела и внутренних органов: египетские или вавилонские врачи? Свой ответ аргументируйте.
Проводится взаимопроверка, учитель предлагает одной паре составить короткую «визитку» пройденного материала из п. 2 учебного пособия. Результат комментируется, выставляются отметки.
4.6 Приём «Оживи картину»
Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации и составить рассказ по плану:
– Какое событие показано на иллюстрации?
– Где располагаются ученики и учитель?
– Чем каждый из них занят?
– Какие впечатления у вас вызывает просмотр иллюстрации?
– Если бы представилась возможность, какие вопросы вы бы задали ученикам шумерской школы?
Учитель подводит итоги работы, определяет неточности и ошибки в ответах детей, выставляет отметки.
Физкультминутка (1–2 минуты)
Учащимся предлагается встать, выйти из-за парт и выполнить комплекс физических упражнений и разминку для глаз.
4.7 Работа с видеосюжетом
Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть видеосюжет https://eior.by/catalog_lecture/5-klass/history/19.php по п. 3 «Месопотамский календарь» и ответить на вопросы (ответы записываются в бланк):
– Что создали, наблюдая за небесными телами, жрецы Месопотамии?
– Сколько дней составлял один месяц?
– На сколько частей он делился? Это сколько дней?
– Какие виды календарей применяли в Междуречье?
– Какие важные элементы месопотамского календаря мы используем сегодня?
– Какое летоисчисление используется в современных календарях? Чем оно отличается от летоисчисления наших с вами далеких предков?
Учащиеся подводят итоги изучения этого пункта через составление заметки путешественника. Учитель внимательно слушает ответы, определяет ошибки и неточности, выставляет отметки.
4.8 Работа с текстом учебного пособия, таблицей (работа в парах)
Учащиеся продолжают работу по п. 4 «Религия народов Месопотамии» (с. 82 учебного пособия), ответы на вопросы записывают в бланк:
– В какого бога больше всего верили жители Междуречья?
– Как звали его «собрата» в Древнем Египте? (по выполняемым богом функциям)
– Какую богиню больше всего почитали?
– Кто проводил обряды в честь богов? Где?
Далее учащиеся заполняют сравнительную таблицу «Боги Древнего Египта и Месопотамии» (Приложение 4), совместно определяют общее и различия между ними. Дополнительную информацию о богах можно найти с помощью интернет-ресурсов, отсканировав предложенный QR-код.
Проводится взаимопроверка результатов, учитель просит составить рассказ на основании полученной информации. Определяются неточности и ошибки, выставляются отметки.
V Этап организации осмысления изученного материала и первичная проверка понимания знаний учащихся (5 минут)
Цель: проверка и закрепление изученного материала.
Учитель предлагает учащимся разделиться на три группы:
– первая группа отвечает на вопросы 4–5 учебного пособия (с. 83);
– вторая группа садится к компьютерам и выполняет интерактивное упражнение для проверки знаний по пройденному на уроке материалу в онлайн-сервисе LearningApps (Приложение 5).
https://learningapps.org/7868249
– третья группа составляет гекс «Культура народов Междуречья».
VI Этап подведения итогов урока (до 2 минут)
Цель: осознание учащимися решения поставленной учебной задачи.
Учитель предлагает учащимся обменяться мнениями по вопросу:
– Что больше всего вас впечатлило и поразило в культуре и религии народов Междуречья и почему?
– Хочу обратить ваше внимание на уникальный предмет белорусского народного ткачества (учитель показывает на рушник с орнаментом). Каким образом материал урока связан с этим предметом? Правильно, на рушнике и в материале урока присутствует графическая информация, закодированная с помощью определенных символов (орнамента, клинописи и QR-кодов).
Более подробно о рушниках Свислоччины вы можете узнать, посетив музей Ручника в агрогородке Корнадь. Сейчас мы можем зайти на сайт музея по предложенному QR-коду (Приложение 1), а на каникулах организуем экскурсию в музей.
VII Рефлексия (1–2 минуты)
Цель: осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Приём «Продолжи фразу»:
Полезным и значимым для меня было…
Мне необходимо ещё…
Хотелось бы узнать…
Могу поделиться знаниями о…
VIII Информирования о домашнем задании (1 минута)
Цель: осознанный выбор и успешное выполнение домашнего задания.
§19, задания 2, 4, 5 на с. 83.
Дополнительное (по желанию): подготовьте сообщение (презентацию) о религиозных представлениях хеттов (опережающее задание) – до 1 минуты.
Приложение 1
QR-коды для организации работы на уроке
Проверка домашнего задания |
|
Музей Ручника (Корнадская БШ) |
|
Национальная библиотека Беларуси |
|
Боги Древнего Египта и Месопотамии |
Приложение 2
Урок-путешествие «Культура и религия народов Междуречья»
Раздел 1. Изобретение письменности. Клинопись (с. 79 – 80)
1. Когда появилась письменность? –
2. Кто изобрёл письменность? –
3. На чём писали? –
4. Чем писали? –
5. Что писали? –
6. Что необходимо, чтобы сохранить эти надписи? –
Раздел 2. Знания жителей Древнего Междуречья (с. 80 – 81)
1. Определите время проведения уроков в школах Месопотамии. –
2. Кем могли стать выпускники данных учебных заведений? –
3. Кто такие писцы, чиновники, жрецы? –
4. Каким наукам отдавали предпочтение жители Месопотамии? –
5. Какие болезни изучали и лечили в Междуречье? –
6. Кто, по вашему мнению, мог лучше знать строение человеческого тела и внутренних органов: египетские или вавилонские врачи? Свой ответ аргументируйте. –
Раздел 3. Месопотамский календарь (с. 81 – 82)
1. Что создали жрецы Месопотамии? –
2. Сколько дней составлял 1 месяц? –
3. На сколько частей он делился? Это сколько дней? –
4. Какие виды календарей применяли в Междуречье? –
Раздел 4. Религия народов Месопотамии (с. 82)
1. Вера во множество богов – это…
2. В какого бога больше всего верили? –
3. А как звали его «собрата» в Древнем Египте? –
4. Какую богиню больше всего почитали? –
5. Кто проводил обряды в честь богов? Где? –
Приложение 3
Приложение 4
Боги Древнего Египта и Месопотамии
Боги Древнего Египта |
Основные функции (кем являлся?) |
Боги Древней Месопотамии |
Бог луны / Бог мудрости | ||
Богиня-мать / Богиня любви | ||
Боги войны, смерти | ||
Боги умирающей и воскресающей растительности |
Приложение 5