В материале представлены игры, которые учитель-дефектолог использует в своей работе с дошкольниками при формировании грамматического строя речи.
Марина ЗБОРОВСКАЯ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 31 г. Мозыря»,
Гомельская область
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – формирование грамматического строя речи, который включает в себя такие умения ребёнка:
– образовывать множественное число существительных;
– образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
– определение рода существительных;
– образование прилагательных от существительных;
– образование притяжательных прилагательных;
– согласование существительных с числительными;
– подбирать признак предмета и антонимы.
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения детей старшего дошкольного возраста является дидактическая игра.
Дидактические игры – это эффективное средство для формирования, закрепления грамматических умений и навыков. Они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ по разным обобщающим понятиям.
Я хочу отметить наиболее эффективные дидактические игры, которые я использую в своей работе с дошкольниками при формировании грамматического строя речи.
Игра «Большой – маленький» помогает формировать у детей правильное построение уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Один – много» помогает формировать у детей умение образовывать множественное число существительных.
Игра «Возьми с собой…» помогает расширять лексику, речевые навыки, грамматический строй речи.
Игра «Кто это?» направлена на формирование у детей умения выделять ведущие признаки предмета: цвет, размер, форму, материал, то есть учит детей образовывать прилагательные от существительных.
Игра «Противоположности» помогает научить детей подбирать слова с противоположным значением.
Игра «Весёлый счёт» помогает формировать умение у детей согласовывать существительные с числительными.
Игра «Овощное лото» помогает закреплять образование относительных прилагательных по теме «Овощи» и активно употреблять их в речи.
Игра «Какой, какая, какие?» помогает обучению ребёнка подбирать определения для словесной характеристики предмета.
Игра «Мой, моя, моё, мои» помогает формировать у детей умение согласовывать слова по родам.
Например, в этой игре несколько вариантов правил. Сначала я знакомлю детей с местоимениями с помощью символов, которые находятся в столбиках по цветам. Затем дети самостоятельно называют картинки, подбирая к ним местоимения, и раскладывают в определённые столбцы по условным обозначениям. Затем игра усложняется, детям предлагаю речевой материал в виде предметных картинок, где они самостоятельно подбирают местоимения к ним, уже без условных обозначений.
Таким образом, во всех дидактических играх, которые я использую в своей работе с детьми, я сначала отрабатываю формирование того или иного грамматического навыка на более простом речевом материале, даю детям простые речевые инструкции. При усвоении детьми грамматических умений и навыков речевые инструкции к играм усложняются.
Ещё хочу отметить, что с самого начала я активно вмешиваюсь в ход игры, отмечаю находки и удачные решения ребят, вселяю уверенность в застенчивых дошколят. Ребята активно включаются в игру, и она становится весёлой без принуждения и скуки.