Политические идеологии. Урок обществоведения в 10-м классе

- 9:56II И III СТУПЕНИ, ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ, История и обществоведение. Сценарии, Методичка

Политические идеологии. Урок обществоведения в 10-м классе

Алла ПАВЛОВСКАЯ,
учитель обществоведения
ГУО «Средняя школа № 9 г. Мозыря»,
Гомельская область

 

 

 

 

 

Класс: 10-й.

Тема: Политические идеологии.

Место урока в планировании: урок № 13, 5-й урок в разделе II.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: предполагается, что к окончанию урока учащиеся

– будут знать определения понятий «политическая идеология», «либерализм», «консерватизм», «социализм», «радикализм»;
– смогут распознать на основе приведенных характеристик основные политические идеологии; объяснять и конкретизировать примерами роль идеологии в политике.

Задачи:

– обеспечить усвоение понятий «политическая идеология», «либерализм», «консерватизм», «социализм», «радикализм», а также организовать работу по определению идеологий на основе приведенных характеристик; охарактеризовать уровни политической идеологии и определить критерии, по которым формируются идеологические предпочтения личности в современном обществе;
– создать условия для развития навыков самостоятельного получения знаний, анализа и сравнения различных источников информации при характеристике политической идеологии; способствовать развитию навыков работы с текстом, иллюстрациями, знаковыми системами; развивать умение систематизировать и обобщать изученный материал, в том числе и по другим предметам, в виде опорных схем;
– способствовать формированию политической культуры молодого поколения, содействовать выработке собственной позиции по отношению к политической идеологии, показать необходимость ответственного отношения человека к идеологии как к результату деятельности социальных слоев, стремящихся реализовать собственные интересы с помощью государственной власти.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, аудиовизуальные, самоконтроля, словесные, наглядные.

Оборудование: учебное пособие для 10-го класса, опорная схема урока, проверочная тестовая работа по теме, мультиборд, презентация по теме урока.

Опорная схема

Павловская к уроку по теме «Политические идеологии»

 

Ход урока

I Мотивационно-организационный этап

Учитель приветствует учащихся, желает успехов в урочной деятельности. Объявление темы урока и постановка цели и учебных задач. (Слайды № 1, 2)

1) Мозговой штурм по вопросу «Что такое идеология? Может ли человек как член общества существовать без идеологии?»

Предполагаемый результат: ответы учащихся будут базироваться на словах «идея», «мировоззрение», «концепция», «взгляды», «идеалы» и т.д.

 

2) Работа с термином «идеология» по концепции Антуана Дестют де Траси (Слайд № 3).

 

3) Актуализация знаний учащихся о политической идеологии с помощью вводной инфографики.

Учитель задает ключевой вопрос урока «Идеологии сегодня переживают упадок или возрождаются?», выслушивает мнения учащихся и предлагает кратко обосновать свою точку зрения с учетом инфографики (Слайд № 4).

Учитель предлагает учащимся выяснить их собственные идеологические предпочтения с помощью облака понятий из вводной инфографики, ответив на следующие вопросы и подобрав к ним три слова из инфографики (Слайд № 5):

1) Какова, на ваш взгляд, роль государства в обществе?
2) Как обществу необходимо решать назревшие политические проблемы?
3) Как обстоят дела со свободой личности в вашем идеальном государстве?

Предполагаемый результат: учащиеся запишут небольшой текст, затем сравнят свой результат с таблицей на слайде № 6, на котором представлены общие характеристики трех суперидеологий (либерализм, консерватизм, социализм). Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что на сегодняшний день чистых идеологий не бывает, поэтому их результаты могут быть неоднозначными.

 

II Познавательно-операционный этап

1) Актуализация опорных знаний

Объяснение правил работы с опорной схемой. Введение нового материала.

 

2) Работа с новыми понятиями «либерализм», «консерватизм», «социализм»

– С. 86 – поиск критериев в учебном пособии, заполнение недостающего материала в опорной схеме урока (суперидеологии, по хронологии появления) (Слайд № 7).

 

3) Прием «Допиши недостающее»

Заполнить недостающий материал в опорной схеме урока по уровням функционирования идеологии.

– С. 84–85 – поиск недостающего материала (Слайд № 8).

 

4) Работа над делением идеологий на «левые» и «правые» (Слайд № 9)

– С. 87 – работа с теоретическим материалом учебника;

– работа над заполнением недостающего материала в опорной схеме. Учащимся необходимо внести данные в схему распределения идеологий от «левых» к «правым». Один учащийся выполняет работу у доски, остальные – на местах. Затем сравнивают ответы, анализируют и делают выводы (Слайды № 10, 11).

 

5) Знакомство с понятием «радикализм»

– С. 87 – теоретический материал учебного пособия (Слайд № 12).

 

6) Работа над фильмом «Эксперимент 2: Волна» (2008 год)

Учащимся накануне необходимо было просмотреть фильм «Эксперимент 2: Волна». Авторы перенесли описанные Джонсом события из США 1960-х годов в Германию начала XXI века, несколько изменили финал. Мини-лекция учителя о школьном эксперименте Р.Джонса «Третья волна».

– Работа с трейлером фильма (Слайд № 13). Вопросы к трейлеру:

1) О чем этот фильм?
2) Кто главные герои?
3) Какова концовка фильма? Отличается ли от оригинального эксперимента?

– Работа с постером фильма (Слайд № 14). Вопросы к постерам:

1) Какие цвета используются в плакатах?
2) Как вы думаете, где ученики, учителя, родители на плакатах? Почему они так изображены?
3) Что означает слоган фильма? (ЕЕ не остановить…)

– Работа над персонажами фильма

а) учитель Венгер (Слайд № 15), вопросы:

1) Почему учитель Венгер решил провести этот эксперимент?
2) Как изменились отношения Венгера с коллегами и семьей во время эксперимента?
3) Понимал ли учитель, что эксперимент выходит из-под контроля?

б) Марко (Слайд № 16), вопросы:

1) Что Марко считает важным в жизни?
2) Почему Марко сначала принял правила Венгера, а затем отказался?

в) Каро (Слайд № 17), вопросы:

1) Почему Каро изначально противилась эксперименту?
2) Как это повлияло на ее отношения с одноклассниками и молодым человеком?

г) Лиза (Слайд № 18), вопросы:

1) Является ли Лиза лидером или популярной?
2) Почему она присоединилась к Волне?

д) Тим (Слайд № 19), вопросы:

1) Почему Тим с воодушевлением поддержал новые правила?
2) Почему изменилось поведение Тима во время эксперимента?
3) Почему, на ваш взгляд, авторы фильма изменили концовку и «убили» Тима?

 

7) Работа над вопросом «Идеологическое разнообразие современности» (Слайды № 20–23)

– С.87–88 – теоретический материал;
– акцент на понятии «популизм».

 

Физкультминутка

 

III Диагностическо-коррекционный этап

1) Вернуться к проблемному вопросу и попробовать ответить на него снова.

2) На основе опорной схемы урока сделать выводы по изученной теме (Слайд № 24).

3) Решение электронного теста с помощью мобильных устройств. Адрес ссылки: https://eior.by/catalog_lecture/10-klass/obschestvo/9.php

4) Диагностика ошибок, допущенных в тесте.

 

IV Завершающий этап

1) Информация о домашнем задании: § 10, вопросы и задания.

2) Оценивание (само-, взаимо-, учитель).

3) Рефлексия. Прием «А напоследок я скажу …»

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы, которые у них перед глазами отображены на интерактивной доске (Слайд № 25):

Сегодня я узнал … Я выполнял задания …
Было интересно … Было трудно …
Я понял, что … У меня не получилось …
У меня получилось … Меня удивило … 

4) Заключительное слово учителя о работе класса и учащихся во время урока.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий