Литературная гостиная «Мы будем помнить…»

- 10:52Воспитательная работа, Сценарии

Предлагаемая методическая разработка может быть использована при проведении внеклассных мероприятий, классных часов, приуроченных к Дню памяти воинов-интернационалистов. Литературная гостиная разработана на основе стихотворений поэта Сергея Лукши. Мероприятие поможет учащимся больше узнать о трагических событиях афганской войны, о героизме и мужестве воинов-интернационалистов.

 

Марина САВОСЬКО,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
ГУО “Гринковская базовая школа” Свислочского района,
Гродненская область

 

 

Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к воинам-интернационалистам.

Задачи:

– сформировать у учащихся представление о событиях войны в Афганистане (1979–1989 годов);
– помочь осознать и почувствовать трагизм войны на примере стихотворений Сергея Лукши;
– воспитывать чувство уважения перед мужеством и стойкостью советских солдат, выполнявших интернациональный долг в Афганистане.

Оборудование: презентация, выставка книг о войне в Афганистане, «Афганская тетрадь» Сергея Лукши, номера «Свислочской газеты» с публикацией стихов Сергея Лукши, фотографии воинов-афганцев.

Возрастная категория: учащиеся 7–9 классов.

Презентация: Литературная гостиная

Приложение

Ход мероприятия

 

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята! Наше мероприятие проходит накануне Дня памяти воинов-интернационалистов. И пусть эта литературная гостиная будет данью памяти всем военнослужащим, выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане.

Война в Афганистане стала одной из трагических страниц не только в истории страны, но и в судьбах людей. Она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная война. Действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно ёмкое и страшное слово – война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь [3].

События Афганской войны еще и сегодня тревожат сердца и души людей. Она осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Неизвлеченные осколки, недолеченные раны, невернувшиеся солдаты останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну.

 

Видеофрагмент «Афганистан, 1979–1989 “Мы интернационалисты” Краткая история войны» [4].

 

Ведущий 1: Пятеро наших односельчан прошли нелегкими дорогами Афганистана, выполнив свой интернациональный долг: Виктор Лобач, Сергей Дубынин, Сергей Дятел, Сергей Смурага, Анатолий Никитик. У каждого из воинов-афганцев служба в Афганистане оставила на сердце и в памяти свои отметины, свои оценки и суждения. Один из них не вернулся домой, навсегда остался молодым – Виктор Лобач. За проявленные мужество и отвагу он был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Имя Виктора Лобача носит пионерская дружина нашей школы, члены которой свято чтут память и хранят воспоминания о героическом земляке. Его именем названа улица в его родной деревне. На доме, где прошли детские и юношеские годы воина-афганца, установлена мемориальная плита. 

Ведущий 2: Возможно, именно поэтому тема Афганской войны нашла отражение в творчестве местного поэта-самородка Сергея Лукши.

Он не мог остаться равнодушным к судьбам своих земляков, прошедших через Афганистан. Каждого из них он знал лично, они учились в одной школе, по возрасту были почти ровесниками. 

Учащийся: Лукша Сергей Викторович родился в деревне Гринки в 1962 году, учился в Гринковской средней школе. Первые стихи начал писать еще в 6-м классе. Первое стихотворение, которое опубликовали в газете, было сатирическим. С тех пор на страницах районной газеты стали печататься стихи Сергея Лукши.

Поэт предпочитает темы: родная деревня, природа родного края, жизнь и судьба человека труда. Большинство стихотворений лирической направленности. Строки, пропитанные теплотой и любовью, способны лечить сердце, помогают верить в светлое и доброе.

Стихотворения Сергея Лукши хорошо ложатся на музыку. На его стихи написаны такие песни: “Расцвітай, краіна” – музыка народная, “Люблю цябе, прыгожая старонка” – музыка И.А.Бореля, “Родная деревня” – музыка С.Гинч, “Песенны край” – музыка С.Гинч и многие другие. Песни звучат в исполнении вокального коллектива “Спадчына”, который уже много лет действует при Гринковском сельском Доме культуре.

К сожалению, 7 января 2022 года, Сергея Лукши не стало.

Учитель: Сергей Лукша близко к сердцу принимал боль других, и это нашло отражение в его стихотворениях. То, что происходило на афганской земле, не могло оставить никого равнодушным. Теме Афганской войны, а также своим землякам, прошедшим через Афганистан, он посвятил цикл стихотворений “Афганская тетрадь”, в которую вошло 21 стихотворение [2]. Все стихотворения, вошедшие в «Афганскую тетрадь», объединяет мысль, что это наша общая боль и наша история. Нельзя не говорить о тысячах ребят, не вернувшихся домой, о тысячах невест, не дождавшихся своих любимых, о тысячах матерей, которые годами надеялись на чудо. Всё это урок и напоминание для будущего поколения, для нас. “Афганская тетрадь” открывается стихотворением “На карте мира есть немало разных стран..».

Учащийся читает стихотворение «На карте мира есть немало разных стран…». (Приложение 1) 

Ведущий 1: Стихотворения из цикла «Афганская тетрадь» можно разделить на несколько групп, объединенных общей тематикой. Самое большое количество стихотворений из «Афганской тетради» посвящено матерям, потому что именно им пришлось труднее всех, самые тяжелые испытания и самая сильная боль выпали на их долю.
Восемнадцатилетние и девятнадцатилетние парни мечтали вернуться домой, а их мамы не спали ночами, ожидая возвращения сыновей. Но жизнь обрывалась трагически, и оставались нереализованными планы, мечты и надежды. В официальных сводках были сухие цифры статистики, за которыми слезы и горе семей, не дождавшихся своих сыновей. Только из нашей Беларуси в событиях той войны принимали участие 28 832 человека, 771 из них домой не вернулись.

Звучит песня «Пришел приказ» (видеозапись, исполняет Вячеслав Константинов) 

Ведущий 2: Матери Виктора Лобача, своего погибшего односельчанина, Сергей Лукша посвятил стихотворения: «Баллада о матери», «Нет, в это не хотела ты поверить», «Сердце матери», «Сердце матери солдата».

К «Балладе о матери» эпиграфом взяты строки из стихотворения А.Т.Твардовского: «Всех, кого взяла война,/Каждого солдата,/Провожала хоть одна/Женщина когда-то…». Годы службы каждого из воинов-афганцев были наполнены слезами их родных и близких. 

Учащийся читает стихотворение «Баллада о матери» (Приложение 2)

Ведущий 1: Стихотворение «Нет, в это не хотела ты поверить» помогает понять, каким был Виктор Лобач: «красив, обаятелен, умён, озорно умел девчонкам улыбаться». Все, что осталось матери, – это память, боль и фотография на стене, на которой ее сын «улыбается, он весел – как всегда! Он не серьезнеет с годами, не взрослеет – Таким останется он в сердце – навсегда!». Создается впечатление, что Сергей Лукша чувствует боль матери, как собственную.

Учащийся читает стихотворение «Нет, в это не хотела ты поверить» (Приложение 3)

Ведущий 2: От имени погибшего солдата написано стихотворение «Прощание». Монолог обращен к матери, у которой сын просит прощения за то, что не вернулся домой. Он знает, кому будет больнее всего от потери, и чувствует свою вину перед матерью за эту боль.

Прости, родной мой человек,
За то, что был таким упрямым,
Меня убил жестокий век –
Прости меня за это, мама…

Ведущий 1: В стихотворении «Возвращение» солдат больше всего радуется встрече с матерью, самым родным и близким для него человеком:

Ну, здравствуй, мама! Я вернулся – наконец!
Давай обнимемся с тобой – конец разлуке!
Соединим биенья наших двух сердец,
Которым вынесла судьбина столько муки!

Сын понимает, что его возвращение – самая большая радость для матери. Это и ее возвращение к жизни, потому что время ожидания сына было для нее наполнено болью и страданием.

Ведущий 2: Памяти погибших в Афганистане Сергей Лукша посвятил стихотворения «…Его пронзила пуля на рассвете», «А им казалось, впереди так много…», «Мечтал мальчишка о любви большой и чистой». Каждая строчка в этих стихотворениях проникнута болью, сожалением о рано оборвавшихся жизнях. 

Учащийся читает стихотворение «…Его пронзила пуля на рассвете» (Приложение 4)

Ведущий 1: Юноши уходили в армию, потом попадали на войну. А дома их оставались ждать матери, отцы, братья, сёстры, любимые девушки… Героиня стихотворения «… А им казалось: впереди так много…» – девушка, которая ждала из Афганистана своего парня, веря в то, что он вернется. Жизнь ее наполнилась тревогой за любимого, она молилась, чтобы он остался жив. Парень в далёкой и чужой ему стране видел во снах свою любимую, мечтал о встрече с ней, мечтал о возвращении домой, но вместо этого пришла беда:

Не верило сердечко поначалу
В такую горькую и страшную судьбу,
Оно лишь сдавленно и немо закричало,
Когда домой пришёл он в цинковом гробу…».

Но, несмотря на страшную весть, девушка продолжает жить надеждой… 

Звучит песня «Я ухожу, сказал мальчишка…» (Виктор Петлюра)

Ведущий 2: В стихотворении “Тишина… Только скатится камень с горы” рассказывается об одном из эпизодов военной жизни отряда. В ущелье, где расположились солдаты, им было просто прекрасно. Не видно ни врага, ни выстрелов, ни смертей. Стоит лишь тишина и “смотрит сверху печально Луна”. Командир постоянно подбадривает своих ребят, говорит им: “Погодите, вот выйду в запас – созову вас к себе, пир устроим горой, угощу вас своим ананасом!”. А чтобы молодые солдаты точно были уверены в его словах и обещаниях, командир подкрепляет сказанное: “Я на Псковщине дыни заставлю расти! Позвоню: “Приезжайте, поспели!”. Лишь гранатом – увы! – не смогу угостить – даже слово само надоело!”

Ведущий 1: Но это Афган, где сегодня есть человек, а завтра и следа от него не осталось. Заканчивается стихотворение очень печальными и грустными строками. Тот весельчак командир больше не сможет их подбодрить:

…А в ущелье потом грохотал страшный бой,
Рвались скалы, горели машины,
Улетел командир “грузом двести” домой –
Не растить, видно, Псковщине дыни…

Ведущий 2: Через большинство стихотворений “Афганской тетради” проходит мотив несправедливости той войны. Об этом он пишет в стихотворении «Ушли мальчишки на войну». Мальчишки и война – эти понятия несовместимые. По мнению автора, мальчишки не должны идти на войну, не должны воевать, их мечты о будущем, светлом и счастливом. И мамы поседели, потому что на войну их сыновья уходили совсем юными. Но погибли они, как мужчины, так и не осознав, за что воевали. 

Звучит песня «19 лет» (слова и музыка А.Глызина)

Учитель: Война меняет человека, делает его серьезным, ответственным; попавшие туда юные мальчишки вернулись домой стариками с полными грусти и отчаяния глазами. Вернувшиеся оттуда, из ада, долгое время не могли прийти в себя; были способны на откровенный разговор, на воспоминания только в кругу близких. Стихотворение «У службы военной суровый закон» посвящено одному из односельчан, воину-афганцу Сергею Дубынину, который вернулся домой изменившимся. Проблеск седины в висках молодого парня являлся свидетельством пережитого на афганской земле.

Учащийся читает стихотворение «У службы военной суровый закон» (Приложение 5)

Ведущий 1: В стихотворении «Покаяние» автор пытается разобраться, кто виноват в развязывании войны, за что погибали «юные солдаты, мальчишки…». В стихотворении звучит много вопросов, на которые однозначного ответа нет. В итоге автор приходит к выводу, что «виноваты в этом – мы, и только – мы!». По его мнению, всем живущим «эту вину – носить без срока». Ведь у юных солдат война отняла всё – возможность любить, мечтать, радоваться жизни, строить планы на будущее. Фамилии погибших солдат на мраморных памятниках «горят … немым упреком, с призывом – помнить, с пожеланьем тихим – жить…».

Учитель: Стихи Сергея Лукши из «Афганской тетради» помогают понять события той войны, которая оставила глубокие раны в душах солдат и офицеров на всю оставшуюся жизнь. Афганская война стала суровым испытанием для нашего общества. 

Заключительное слово учителя

Звучит песня «Зажгите свечи»

Учитель: Память о погибших в той войне жива, она нужна всем нам. Те, кто проходил солдатскую службу в Афганистане, знают о жизни, о мире, больше, чем их сверстники. Они знают настоящую цену жизни. Они знают и страшную боль, которую им по молодости лет не положено было знать – боль потери друзей.

Я думаю, что познакомившись со стихотворениями из «Афганской тетради» Сергея Лукши, вы ярче представили себе события того страшного времени, поняли, что пришлось пережить молодым солдатам. В каждом стихотворении чувствуется столько боли, что они никого не могут оставить равнодушными.

Все участники мероприятия зажигают свечи. Мероприятие заканчивается минутой молчания в память обо всех погибших воинах-афганцах.

 

Список использованных источников

1 Поэт, видящий сердцем. Буклет / Складальнік М.М.Самалевіч. – Грынкі, 2015.
2 Стихи.ру. Сергей Лукша. – https://www.stihi.ru/avtor/sluksha.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Афганская_война_(1979-1989)
4 Афганистан, 1979–1989 “Мы интернационалисты” Краткая история войны
https://www.youtube.com/watch?v=qcqVlaKLQ-k

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий