В материале представлен сценарий мероприятия для 5–6-х классов.
Виктор РАЗУВАЛОВ,
учитель информатики
ГУО «Барсуковская средняя школа Кормянского района»,
Гомельская область
Цель: знакомство учащихся с понятиями «семейный бюджет», «доходы», «расходы», получение учащимися сведений о способах распределения семейного бюджета.
Задачи:
– развивать познавательные интересы школьников;
– развивать грамотную речь учащихся;
– развивать умение думать самостоятельно, делать выводы;
– развивать умение слушать и слышать мнение товарищей, умение работать в коллективе;
– воспитывать бережное отношение к финансам.
Возрастная группа: учащиеся 5–6-х классов.
Ход мероприятия
Организационный момент
Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение «Разговор мамы и маленького сына».
Отправляюсь в магазин.
Что купить тебе, малыш?
Отвечает маме сын:
– Ты купи мне вертолёт,
А ещё ружьё, собаку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Грузовик, тетрадку, краски,
Мячик, кошку и салазки!
Давайте ответим на такие вопросы:
– Сможет ли мама купить своему сыну сразу столько игрушек?
– Почему? (Ответы детей)
Основная часть
Учитель: Теперь, когда мы разобрались в причинах невозможности совершить сразу столько покупок, давайте подумаем, что же нужно делать, чтобы денег хватало на желаемую покупку (Ответы учащихся).
В словаре Ожегова есть такое толкование понятия «бюджет»: роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.
Сейчас мы с вами будем вести разговор о семейном бюджете. Выясним, какие бывают статьи расходов и доходов семьи.
Работа по карточкам (Приложение 1).
Из чего складываются доходы и расходы обычной семьи? Соедините стрелками статьи расходов и статьи доходов.
Ответьте на вопросы:
– Как можно сформулировать понятие «доходы семьи»? (Поступление денег в семью из различных источников)
– Что мы понимаем под понятием «расходы семьи»? (Затраты семьи на какие-либо товары или услуги)
– Исходя из того, что мы сейчас сказали, что же такое «семейный бюджет»? (Планирование семьёй своих доходов и расходов)
Работа с пословицами:
Нелегко деньги нажить, а … |
1. пришла и ушла. |
2. весь свет обойдёт. |
|
Денежка без ног, а … |
3. легко прожить. |
4. счётом крепки |
Беседа:
– Как вы думаете, могут ли в семье вдруг появиться какие-то незапланированные доходы? Какие? (Ответы учащихся)
– А что вы можете сказать о появлении непредвиденных расходов? Могут ли они появиться? Что это может быть? Как сделать так, чтобы появление непредвиденных расходов не стало для нас неожиданностью? (Ответы учащихся)
Учитель: В семейном бюджете могут существовать три ситуации:
- Доходы > Расходы;
- Доходы = Расходы;
- Доходы < Расходы.
Как вы думаете, какой бюджет лучше для семьи? Почему? (Ответы учащихся)
Учитель: Ребята, вот вам задание: подберите к предложенным словам антонимы:
дорого – дёшево;
доход – расход;
покупатель – продавец;
добро – зло;
трудолюбивый – ленивый;
бедный – богатый;
расточительный – экономный.
Работа в группах по карточкам
Вопросы в карточке 1: Что значит экономить? Экономный человек и жадный – это одно и то же? В чём отличия?
Вопрос в карточке 2: На чём можете экономить именно вы?
Учитель: Давайте предложим окончание фразы экономного человека:
На поездках в общественном транспорте можно экономить, если … (покупать проездной билет).
На коммунальных услугах тоже вполне реально экономить. Для этого необходимо … (экономно пользоваться водой, газом, электроэнергией).
Экономия на продуктах питания возможна, если … (выращивать овощи и фрукты на своём огороде, покупать продукты в меру и т.д.).
На одежде и обуви можно сэкономить, если … (носить бережно, покупать качественную одежду и обувь, которые прослужат дольше).
Для того чтобы экономить на сотовой связи, нужно … (реже разговаривать, подобрать наиболее приемлемый тарифный план).
Учитель: Мы всегда должны помнить о том, что семейная экономика – это рациональное ведение домашнего хозяйства. Поэтому не нужно обижаться на родителей, если они отказали вам в покупке какой-то вещи, сказав, что на это нет денег. Это не значит, что в кошельке папы или мамы сейчас совсем пусто. Это значит, что деньги есть, но родители уже рассчитали, куда пойдёт та сумма денег, которая сейчас есть в наличии. И если они сейчас выполнят вашу просьбу и купят ту вещь, которую вам хочется, то тогда придётся экономить на чём-то другом – на питании, на каких-то ещё важных покупках. Возможно, даже придётся занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и со слезами требовать купить то, что вам сейчас хочется, поговорите с родителями и вместе рассчитайте ваш семейный бюджет.
Практическая работа. Оценка бюджета семьи
Член семьи |
Статья дохода |
Сумма дохода |
Статья расхода |
Сумма расхода |
Мама |
Зарплата |
400 |
Коммунальные услуги |
200 |
Папа |
Зарплата |
600 |
Питание |
400 |
Сын |
Пособие |
50 |
Хозяйственные нужды |
75 |
Старший брат |
Стипендия |
80 |
Услуги |
75 |
Бабушка |
Пенсия |
340 |
Одежда и обувь |
500 |
Дедушка |
Пенсия |
360 |
Сотовая связь |
100 |
|
|
|
Интернет |
40 |
|
|
|
Кредит |
250 |
|
|
|
Развлечения |
200 |
Итого |
|
1830 |
|
1840 |
Учитель: Давайте подумаем над такими вопросами:
– Все ли члены семьи приносят доход?
– Что больше в данной семье – расход или доход? На какую сумму?
– Экономно ли тратятся деньги в этой семье?
– Что можно посоветовать этой семье в вопросах планирования семейного бюджета?
Заключительная часть, подведение итогов
Учитель: А теперь мы вместе подведем итоги нашего мероприятия. Для этого я предлагаю подумать и ответить на следующие вопросы:
– Как вы понимаете словосочетание «семейный бюджет»?
– Какие бывают доходы семейного бюджета?
– Какие вы знаете расходы семейного бюджета?
– Для чего необходимо уметь рационально планировать семейный бюджет?
Домашнее задание
Распланировать и составить бюджет своей семьи на один месяц.
Приложение 1
Соедините стрелками статьи расходов и статьи доходов
Статья доходов |
Зарплата |
Статья расходов |
Жильё |
||
Долги |
||
Игрушки |
||
Книги |
||
Медицинские услуги |
||
Одежда и обувь |
||
Пенсия |
||
Стипендия |
||
Сотовая связь |
||
Питание |
||
Подарок |
||
Премия |
||
Интернет |
||
Выигрыш в лотерею |
||
Развлечения |
||
Детское пособие |
||
Транспорт |