Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках информатики посредством использования педагогического подхода «Lesson Study»

- 17:25Информатика, Методичка

В основе Lesson Study лежит планирование каждого этапа урока для трёх «исследуемых учеников», каждый из которых является представителем определенной группы учащихся в классе, например, высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости с целью активизации мыслительной и познавательной деятельности

Людмила ШЕЛЕВЕР,
учитель информатики
ГУО «Средняя школа № 16 г. Лиды»,
Гродненская область

 

Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах XIX столетия. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study. [1]

В основе Lesson Study лежит планирование каждого этапа урока для трёх «исследуемых учеников», каждый из которых является представителем определенной группы учащихся в классе, например, высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости с целью активизации мыслительной и познавательной деятельности. При этом прогнозируются ответы, действия, реакции «исследуемых учеников». На протяжении цикла проведения Lesson Study особое внимание акцентируется на обучении и развитии «исследуемых учащихся». На каждом уроке анализируются поставленные цели для каждого ученика, что позволяет совершенствоваться на протяжении всего цикла уроков. Данные наблюдения являются основой для индивидуального рефлексивного анализа педагогической деятельности относительно «исследуемых учащихся», что позволяет произвести критику реальной проблемной ситуации, выявить причины, породившие данную ситуацию, наметить пути разрешения.

Для проведения урока-исследования необходимо выбрать группу учителей, которые будут сотрудничать друг с другом. На заседании группы определяется исследуемый вопрос и ожидаемые результаты. При обсуждении урока информатики в 6-м классе по теме «Понятие алгоритма. Исполнитель» был поставлен следующий исследовательский вопрос: «Как при помощи использования интерактивных приёмов обеспечить вовлеченность всех групп учащихся в учебный процесс»?

Задачами исследования стали создание условий, способствующих активизации познавательной деятельности через организацию работы в группах и создание условий для развития мыслительной деятельности каждого ученика в процессе обучения. Были определены три исследуемых ученика: отличница учебы, ученик со средними способностями и ученик с низкой мотивацией по всем предметам. При планировании урока информатики были поставлены цели для трёх «исследуемых учеников»

Исследуемый ученик № 1 (слабый ученик)

Исследуемый ученик № 2 (средний ученик)

Исследуемый ученик № 3 (сильный ученик)

– создать условия для осознанного воспроизведения значительной части учебного материала по теме;
– сформировать представление об алгоритме, как фундаментальном понятии информатики

– создать условия для овладения учебным материалом по теме в знакомой ситуации;
– научиться составлять и записывать алгоритмы на основе изученного материала

– создать условия для свободного оперирования учебным материалом по теме;
– уметь правильно составлять и записывать алгоритмы;
– самостоятельно выполнять задания творческого характера

Чётко и лаконично сформулированы ожидаемые результаты для каждого из «исследуемых учеников» на всех этапах урока, определены критерии успеха. Очень важно фиксировать свои ожидания от учащихся из каждой наблюдаемой группы по окончании урока и предполагаемые доказательства. Отмечать ответы «исследуемых учащихся» на различных этапах урока, замечая степень соответствия или отличия от предполагаемых ответов на данном этапе.

Для наблюдения за учащимися, анализа эффективности приемов и методов, используемых на уроках, были использованы листы наблюдения, хронологическая таблица, таблица по планированию, наблюдению и обсуждению.

В таблице представлены ожидаемые результаты и наблюдаемая реакция на этапе закрепления изученного материала в 6-м классе по теме «Понятие алгоритма. Исполнитель»

Какие вы ожидаете действия, реакции, ответы от учеников?

Наблюдаемая реакция

Исследуемый ученик № 1 (слабый ученик)

Исследуемый ученик должен выполнить задание на составление алгоритма у доски (составить алгоритм), выполнить разноуровневые индивидуальные задания с помощью учителя

Исследуемый ученик успешно справился с предложенным индивидуальным заданием у доски. Старался самостоятельно выполнять разноуровневые задания, при этом допустив ошибку только в последнем задании

Исследуемый ученик № 2 (средний ученик)

Исследуемый ученик должен продемонстрировать уверенную работу в группе (составить алгоритм), выполнить индивидуальное задание у доски (записать недостающие команды для алгоритма)

Исследуемый ученик был уверен в своих действиях при работе в группе, с предложенным индивидуальным заданием у доски справился, но при этом чувствовал себя неуверенно, сомневался в своих действиях

Исследуемый ученик № 3 (сильный ученик)

Исследуемый ученик должен занять лидирующую позицию в группе (составить алгоритм), выполнить индивидуальное задание у доски (распределить исполнителей алгоритма на две группы)

Исследуемый ученик стал активным координатором в группе, успешно справился с предложенным индивидуальным заданием у доски

В классе с разными учениками, которые могут быть талантливыми, одарёнными или слабыми, учитель должен обучать их всех. Для этого педагог должен понимать, как они обучаются и как понимают тему урока. С хорошо развитыми навыками наблюдения учитель будет в состоянии наблюдать за каждым учеником. Использование в практике работы подхода Lesson Study позволяет больше познать индивидуальность каждого из всех своих учащихся.

 

Список источников

1 Дадли, П. Lesson Study: руководство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lessonstudy.co.uk/wp-content/ uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf. – Дата доступа: 22.09.2022.
2 Дадли П. Lesson Study: теория и практика применения / П.Дадли. – Астана: Apt Print XXI, 2013. – 46 с.
3 Куксо, Е. Технология «Исследование урока» (lesson study): какие проблемы она решает, а какие нет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medium.com/direktoria-online/lesson-study-course-f76523d33a63. – Дата доступа: 29.09.2022.
4 Мырзахметова, А.Ж. Lesson-Study как современная платформа для повышения квалификации учителя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/lesson-study-kak-sovriemiennaia-platforma-dliapov.html. – Дата доступа: 10.11.2022.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий