В памяти нашей Афганистан. Методическая разработка занятия

- 15:45Методичка, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, Начальная школа. Внеклассная работа

Материалы разработаны для проведения занятий по гражданскому и патриотическому воспитанию в объединениях по интересам. Направлены на ознакомление учащихся с памятной датой в Республике Беларусь – Днём памяти воинов-интернационалистов, историей Афганской войны; воспитание любви к Родине, уважение к прошлому своего народа, уважительное отношение к воинам-интернационалистам.

 Жанна САЛЕВИЧ,
педагог-организатор,
ГУО «Слонимский районный центр творчества детей и молодежи»,
Гродненская область

 

 

План-конспект занятия

Тема: В памяти нашей Афганистан.

Раздел программы: Историческая память. Афганская война.

Тип занятия: комбинированный.

Цель: ознакомление с историческими фактами времён Афганской войны; расширение знаний учащихся о воинах-интернационалистах; воспитание патриотических чувств и глубокого уважения к истории нашей страны, на примере выполнения интернационального долга советскими солдатами и офицерами в Демократической Республике Афганистан в 1979–1989 гг.

Задачи:

– познакомить воспитанников с историей войны в Афганистане;
– сформировать представление о воинском долге и верности Отечеству, о нравственном поведении личности в суровых условиях войны;
– развивать способность чувствовать, умение слушать окружающих;
способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения);
– воспитывать уважение к прошлому своего народа, чуткость, доброту, чувство сопереживания, уважительное отношение к воинам-интернационалистам.

Возраст учащихся: 8–10 лет.

Формы и методы: словесные: рассказ, беседа, объяснение, чтение; наглядные: презентация, карта Афганистана.

Метод практической работы: изготовление цветка тюльпана в технике оригами.

Метод игры: викторина, игра для рефлексии.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийная презентация «В памяти нашей Афганистан», карточки с пословицами для игры «Сложи пословицу», карта города Слонима, указка, листы красной и зелёной бумаги, ножницы, разноцветные листочки для рефлексии, медали для награждения.

Презентация: https://docs.google.com/presentation/d/1Ki-7hrZIaDX1hflzefnbc9ufZnEH_gdw/edit?usp=sharing&ouid=118248151997275522254&rtpof=true&sd=true

 

Ход занятия

 1. Организационный этап

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро! Солнцу и птицам.
– Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.

Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, веселы, приветливы, ласковы, счастливы. У нас всё хорошо потому, что мы живём в мирное время – и это главное! Я очень рада встрече с вами. Вы готовы начать наше занятие? (Ответы детей)

 

2. Подготовительный этап

Учитель: Послушайте внимательно, пожалуйста, стихотворение, а затем скажите мне, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

(Чтение стихотворения «Афганистан болит в душе ребят» на фоне музыки)

Афганистан болит в душе ребят,
Вернувшихся с далекого похода.
Друзья на них погибшие глядят
Из восемьдесят памятного года.
Болит в сердцах он тысяч матерей.
Упавшая слеза на камне стынет.
На необъятной Родине моей
Ждут сыновей погибших на чужбине.
И ждать их не устанут никогда,
В неведомые вглядываясь дали,
Дома, поселки, села, города,
Которые на службу провожали.
Афганистан в истории страны
Тяжелая, кровавая страница
Солдатам, возвратившимся с войны,
И матерям погибших будет сниться.

 

Учитель: О чем мы сегодня будем говорить на занятии? (Ответы детей) (Слайд 1). Дорогие ребята! (Слайд 2) В 2023 году исполняется 34 года со дня вывода советских войск из Афганистана. (Слайд 3) Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» 15 февраля установлено Днём памяти воинов-интернационалистов [1].

Ребята, кого называют воинами-интернационалистами? (Ответы детей)

Так уж повелось у солдата – защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга». Солдат войну не начинает, у него нет другого выбора, он должен выполнять священный долг. Воинами-интернационалистами считаются военные, которые участвовали в вооружённых конфликтах на территории других государств: Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Афганистане, Чечне и других горячих точках. Их посылали поддерживать иностранные политические движения. Одним из немногих конфликтов с участием советских солдат стала Афганская война.

Войны на нашей планете не прекращаются с древних времён. Они, так или иначе, задели каждое поколение – кто-то сражался с оружием в руках, кто-то провожал или оплакивал погибших близких. Ведь путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война. Война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная.

Афганская война… (Слайд 4). Как много и мало мы о ней знаем. Она ушла в историю и за неполные десять лет унесла многие тысячи жизней воинов-интернационалистов. Это война своим черным крылом коснулась многих наших семей, принеся с собой цинковые гробы, безногих, безруких, слепых, со сломанной психикой молодых людей. Война в Афганистане – это горе, прежде всего, тех, кто непосредственно в ней участвовал. Для остальных она далекая, чужая, непонятная. Афганистан – это боль и скорбь; это война, в которой наши ребята были просто солдатами.

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить во все ужасы войны. Для нас война – это история.

Тема занятия «В памяти нашей, Афганистан». Сегодня мы с вами познакомимся с историей войны в Афганистане. На занятии вы узнаете об Афганистане, ознакомитесь с историческими фактами времён Афганской войны. Мы сделаем своими руками цветы из бумаги – красные тюльпаны, поиграем. Самым активным ребятам по ходу занятия будут вручаться звёздочки, а в конце занятия – медали.

 

3. Этап актуализации имеющихся знаний

Викторина «Афганская война»

Учитель: Для того чтобы вспомнить основные моменты, связанные с Афганской войной, проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. За правильные ответы вы будете получать звёздочки.

– В каком году началась Афганская война? (1979 год)
– В каком году закончилась война? (1989 год)

– Сколько дней длилась война? (2238 дней)
– Какой день в Республике Беларусь установлен Днём памяти воинов-интернационалистов? (15 февраля)
– Сколько уже миновало лет со дня вывода советских войск из Афганистана? (33 года)
– Какой цветок является символом войны в Афганистане? (Красный тюльпан)

 

4. Этап работы по новому материалу

Рассказ «В памяти нашей Афганистан»

(Чтение стихотворения «Изучают в школе дети».)

Изучают в школе дети где-то
Континенты света, климат стран
И не знают, что на белом свете
Есть страна пустынь – Афганистан. (Слайд 5)

Афганистан (показ на карте) расположен в юго-западной части Центральной Азии. Площадь этой страны 655000 км2, общая протяженность границ – 5421 км. Горы занимают почти 80 процентов площади страны. Климат сухой, с резкими колебаниями температуры зимой и летом, днем и ночью. Лето в горах короткое, но жаркое. Температура в тени – +40 градусов. В таких непривычных природно-климатических условиях сражались молодые ребята.

Южная Азия, где расположен Афганистан, отделена от остальной Азии цепью массивных горных хребтов. По территории Афганистана тянется второй в мире по высоте горный хребет – засушливый Гиндукуш. Он идет через Центральный Афганистан. Столица – Кабул. Государственные языки: афганский, персидский, пушту, другие языки: узбекский, турецкий. Основные религии: ислам 99%, индуизм, иудаизм

25 декабря 1979 года в 15.00 часов наши войска, верные воинской присяге, отправились на чужую землю защищать интересы своего народа и выполнять интернациональный долг.

Карта дислокации советских войск на территории Афганистана (Слайд 6).

Это был страшный день для парней 18–19 лет. Это день начала Афганской войны…

Настал черед, пришла пора взять в руки автомат
Забудь про то, кем был вчера. Сегодня – ты солдат.

Учитель: Итак, ребята, что же такое Афганская война? (Слайд 7) Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА).

В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск. Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов.

Афганская война начиналась с решения советского руководства о вводе ограниченного военного контингента с целью стабилизации обстановки в соседнем Афганистане, где шла братоубийственная гражданская война. Руководители Афганистана уверяли тогдашнего главу СССР Л.И.Брежнева, что советские солдаты не будут воевать, они будут защищать местное население от банд, охранять перевозимые грузы, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости.

Но как сопровождать грузы и не пускать в ход оружие, если на колонны устраиваются нападения, засады, ежедневно минируются дороги, подходы к водоводам, к колодцам, если в любую минуту могут быть обстреляны наши «базы», палатки с солдатами, склады с продовольствием, с боеприпасами?

Пришлось вчерашним школьникам, мальчикам 18–19 лет учиться убивать, учиться защищаться, выживать в немыслимых условиях: пески, бури, безводье, жара днем, холод ночью (особенно в горах), перебои с питанием, змеи, фаланги, скорпионы, болезни, вши. Поначалу наши военные оказались без настоящего жилья, без кроватей, без спальных мешков. А драться надо было с обеспеченными всем необходимым 35–45-летними мужчинами, профессия которых – воевать.

Служба советских войск в Афганистане была нелегка. Это и резко меняющиеся погодные условия, бои и короткие передышки. Несмотря на опасность, вертолеты и самолеты продолжали подвозить в места боев все необходимое, а от оттуда вывозить раненных и убитых – груз 300 и груз 200 – так их называли. Груз 300 – это раненные, которых надо доставить в госпиталь, а груз 200 – те, кто еще недавно был рядом, смеялся общим шуткам, прикрывал в бою и погиб, быть может, отведя смерть от оставшихся в живых товарищей.

Тогда же вертолеты и самолеты, перевозившие такой груз, стали называть «Черный тюльпан» (Слайд 8). А в Узбекистане деревообрабатывающее предприятие было переименовано в «Чёрный тюльпан», так как изготовляло гробы для наших погибших солдат.

В апреле 1988 года утвержден план вывода ограниченного контингента советских войск с территории Афганистана. 15 февраля 1989 года государство Афганистан покинули последние советские войска. Последним 15 февраля 1989 года покинул Афганистан командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов.

Солдаты уходили из Афганистана среди цветов и улыбок, отдавая последние почести павшим. Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война (Слайд 9, 10).

Афганская война длилась с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. – 9 лет 1 месяц 21 день. Ежегодно в Афганистане воевало 100 тысяч советских солдат, за 10 лет – 1 млн., более 32 тысяч граждан Беларуси. Афганская война унесла жизни 14453 советских солдат из них 771 – граждане Беларуси, 11654 ранено, 10751 человек стали инвалидами [3].

Мужество и героизм в Афганистане проявили наши соотечественники, а также соединения, воинские части и подразделения, ранее или после войны, дислоцировавшиеся на территории Белорусского военного округа.

Звание «Герой Советского Союза» присвоено нашим землякам ‒ уроженцам Беларуси: Н.П.Чепику, А.А.Мельникову (Слайд 11), В.В.Щербакову, В.В.Пименову (Слайд 12).

2235 белорусов награждены боевыми орденами (252 – дважды), 906 ‒ медалью «За отвагу».

Память об Афганской войне хранят мемориальные комплексы и памятники разных регионов страны. Символом памяти о трагической странице истории является мемориальный комплекс «Остров мужества и скорби», открытый в Минске в августе 1996 года (Слайд 13).

Центром мемориального комплекса стал памятник «Сынам Отечества, которые погибли за его пределами» (Слайд 14).

Внутри памятника – четыре алтаря с нанесенными именами погибших белорусов. Среди них две фамилии Героев Советского Союза – рядового пулеметчика Андрея Мельникова из Могилева, героически погибшего при обороне высоты, и командира саперного подразделения старшего сержанта Николая Чепика из Пуховичского района.

В 2015 году в крипту Храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах спасению Отечества нашего послуживших (Слайд 15) заложены капсулы с землей, привезенной из пяти провинций Афганистана, в которых воевали воины-интернационалисты из Беларуси.

Бережно хранится память о белорусах, воевавших в составе ограниченного контингента советских войск, в единственном по своей тематике государственном музее в Республике Беларусь ‒ Витебском городском музее воинов-интернационалистов (Слайд 16).

В трех залах музея представлены материалы с богатой военной историей, трофеи, предметы афганской культуры.

Первый зал посвящен культуре, быту, традициям афганского народа, истории Афганистана, причинам ввода советских войск в страну. Второй зал посвящен Витебской гвардейской 103-й воздушно-десантной дивизии и 339-му военно-транспортному авиационному полку, которые принимали участие в боевых действиях. Также зал рассказывает о других подразделениях, находившихся в Афганистане. Третий зал – мемориальный, в нем размещены фотографии, личные вещи, документы, награды погибших уроженцев Витебщины [4].

Значительное внимание сохранению памяти о военнослужащих, принимавших участие в Афганской войне, уделяется учреждениями образования республики. Ряд учреждений носит почетные наименования воинов-интернационалистов. Во многих учреждениях образования созданы музеи и музейные экспозиции, которые освещают военные события 1979–1989 гг. в Афганистане, рассказывают о судьбах советских солдат и офицеров, выполнявших свой воинский долг. Экспозиции музеев представлены документами и фотоматериалами, картами-схемами военных действий на территории Афганистана, материалами и предметами из личных архивов воинов-интернационалистов. 

Познакомиться с экспозициями музеев и их деятельностью можно на сайтах учреждений (полный справочник музеев учреждений образования представлен на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» в разделе «Музеи учреждений образования» [5]). 

Учитель: Ребята (Слайд 17), 334 уроженца Слонимщины несли боевую вахту в Афганистане. Шестеро из них погибли. Сегодня на Слонимщине живут 240 участников войны в Афганистане. Они продолжают вносить свой вклад в экономику района, активно участвуют в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

В нашем городе установлен памятник воинам-интернационалистам на улице Пушкина (Слайды 18, 19). На бронзовой плите, выполненной в форме сломанного крыла, высечены имена воинов-земляков, которые погибли в Афганистане. Это Владимир Комлев (1962 г.р.), Николай Кузьмицкий (1962), Сергей Мысливец (1967), Анатолий Скок (1966), Иван Ясюкевич (1957) и Анатолий Супрун (1957). Всех их родители и земляки не дождались из армии.

Автор памятника – белорусский скульптор Владимир Теребун. Он уже сделал и установил памятники афганцам в городах Сморгони и в Логойске. Родом Владимир Теребун из Сморгони. Памятник слонимским воинам-афганцам установили рядом с памятником воинам, погибшим во время Второй мировой войны. На него пошло 280 кг бронзы. Торжественное открытие памятника состоялось 3 июля 2014 года [6]. 

 

Участников Афганской войны в Беларуси объединяет общественное объединение «Белорусский Союз ветеранов войны в Афганистане», созданное 12 марта 1993 года (входит около 13,5 тыс. человек). Мужество, доблесть и героизм белорусских воинов-интернационалистов являются образцом патриотизма для всех нас.

 

5. Этап релаксации

Физминутка (выполнение движений учащимися)

Встали ровненько, ребята,
Пошагали, как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз – рывок,
Два – рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?

 

6. Этап самостоятельного применения знаний

Чтение стихов о войне в Афганистане учащимися

Учитель: Ребята, на прошлом занятии я просила вас подготовить стихотворения о войне в Афганистане. Кто расскажет нам стихи?

Чтение стихов учащимися. Вручение звёздочек.

Игра «Сложи пословицу»

Учитель: Ребята, есть немало пословиц и поговорок, которые связаны с темой войны. В них отражается мудрость и наблюдательность народа.

Учащиеся делятся на две группы, выбирая определённый цвет фишек. Получают карточки с частями поговорок и пословиц. Необходимо найти им продолжение. Во время выполнения задания звучат военные песни.

Храбрость – … сестра победы.
Дружно за мир стоять – … войне не бывать.

Кому война, … кому мать родна.
Война – это большое болото: … легко влезть, но трудно выбраться.

Хочешь победить на войне, … работай вдвойне.
Воин воюет, … а детки горюют.
Бой красен мужеством, … а приятель дружеством.

Миром дорожить – … людям долго жить.
Кому мир недорог, … тот нам и ворог.
В бою побывать – … цену жизни узнать.
Война войной, а … обед, по расписанию.

Бой – святое дело, … иди на врага смело.
Умелый боец … в бою молодец.

Объяснение значения пословиц учащимися. Подведение итогов игры. Награждение звездочками

 

7. Практическая работа «Изготовление красного тюльпана»

Учитель: Ребята, вы уже знаете, что с этой датой связан символ – «красный тюльпан. Он является не только символом войны в Афганистане, но и знаком уважения и признательности к соотечественникам, проявившим самоотверженность и преданность Родине в боевых действиях за её пределами.

Сейчас и мы с вами попробуем изготовить своими руками красные тюльпаны, таким образом присоединимся к акции “Красный тюльпан” в рамках республиканской декады гражданско-патриотических дел «Афганiстан у лёсах нашых землякоў», в память о воинах-интернационалистах, проявивших мужество, стойкость, благородство, которые в неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ценой своей жизни, сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. Этот символ, «красный тюльпан», выбран в противовес «черным тюльпанам» – так называли самолеты, в которых отправляли тела погибших советских солдат на Родину.

Учащимся раздаются листки бумаги. Они выполняют практическую работу. Звучат песни про Афганистан.

Схема выполнения работы (Слайд 20).

Изготовление красного тюльпана (Слайд 21).

Выставка цветов (Слайд 22).

Акция «Красный тюльпан» в память о воинах, погибших в Афганистане (Слайд 23).

Награждение звёздочками.

 

Итоговый этап

Учитель: Ребята, вот так незаметно наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового сегодня вы узнали? (Ответы детей).

Оценка работы учащихся на протяжении всего занятия. Подсчет звездочек и вручение шоколадных медалей самым активным учащимся.

 

8. Этап рефлексии

Оценка чувств «Живой огонь»

Учитель: Дорогие ребята! Пусть вам на вашем жизненном пути никогда не придётся испытать и сотой доли того, что пришлось испытать солдатам в Афганской войне.

А сейчас я предлагаю вам выразить ваши чувства на нашем занятии.

На столе лежат разноцветные листочки. Это символы отблесков огня.

Сейчас мы зажжём «живой огонь» из этих лепесточков. Он будет символизировать те чувства, которые вы сегодня испытали. Каждый цвет обозначает то или иное чувство:

красный – гордость;
жёлтый – скорбь;
оранжевый – слёзы;
белый – равнодушие (Слайд 24).               

                   

Оценка чувств «Живой огонь» (Слайд 25).               

(Учащиеся «зажигают «живой огонь»)

Учитель: У нас получился «живой огонь», и мы видим, что равнодушных сегодня не было (Слайд 26).

Оформление стенда «В памяти нашей Афганистан» (Слайд 27).

Стенд «В памяти нашей Афганистан» (Слайд 28).

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Мы не должны забывать афганской трагедии и просто обязаны помнить о тех, кто честно исполнял свой долг, рисковал жизнью ради мира на земле.

Ребята, где мы можем встретить воинов-афганцев в нашем городе? (Ответы детей).

В учебных заведениях города проходят встречи с воинами-интернационалистами. (Слайды 29, 30, 31, 32).

 

9. Информационный этап

Учитель: На следующем занятии мы будем говорить о Дне защитника Отечества, изготовим поздравительные открытки для пап. Нужно каждому подготовить сообщение о своём отце, принести фотографии.

(Слайды 33, 34).

 

Информационные ресурсы

1 Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=P39800157. – Дата доступа: 02.02.2023.
2 Республиканская книга Памяти воинов-интернационалистов «Афганистан. Без права на забвение» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://afgan.vlib.by/. – Дата доступа: 02.02.2023.
3 Сайт Министерства обороны Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mil.by/ru/. – Дата доступа: 07.02.2023.
4 Учреждение культуры «Витебский городской музей воинов-интернационалистов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://afgan.museum.by/. – Дата доступа: 02.02.2023.
5 Справочник музеев учреждений образования представлен на сайте учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» в разделе «Музеи учреждений образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rcek.by/category/kraevedenie/muzei-uchrezhdenij-obrazovaniya/page/4/. – Дата доступа: 02.02.2023.
6 Слонимская газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.slonves.by/na-slonimshhine-chtyat-podvig-voinov-internaczionalistov-obnovlyaetsya/. – Дата доступа: 02.02.2023.
7 Сайт учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» в разделе «Патриотическое воспитание» создана тематическая вкладка – «Книга памяти воинов-интернационалистов». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rcek.by/7967-2/. – Дата доступа: 02.02.2023.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий