В материале представлен сценарий занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Наталия МАРТЫНКЕВИЧ,
учитель-дефектолог
ГУО «Детский сад № 37 г. Лиды»,
Гродненская область
Задачи:
– формировать умение образовывать прилагательные от существительных;
– формировать умение согласовывать числительные с существительными;
– развивать умение выполнять ритмические движения кистями и пальцами обеих рук;
– воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: картинка летающей тарелки, фонарик, муляжи продуктов питания, зеркала, карандаши, предметные картинки продуктов питания.
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика
Учитель-дефектолог:
Ручки-ручки, здравствуйте! (Гладят ладошкой по левой руке, затем по правой руке).
Пальчики сердитые, здравствуйте! (Соединить растопыренные пальцы, ударять по очереди пальцем о палец).
И ладошки, наши крошки, здравствуйте! (Хлопают в ладоши перед собой).
Наши ушки, наши щечки, здравствуйте! (Потирают ушки и гладят щечки).
Вы друг другу улыбнитесь, здравствуйте! (Улыбаются соседу слева, потом справа).
И головкой поклонитесь, здравствуйте! (Выполняют поклон).
Основная часть
В кабинете дети обнаруживают летающую тарелку. Светят фонариком и видят там Лунтика.
Дорогие жители планеты Земля! Я, Лунтик, уже хожу в детский сад. Здесь надо много знать, уметь, думать и догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот мне и задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне, пожалуйста!
Учитель-дефектолог: Ребята, поможем жителю далекой планеты выполнить домашнее задание? Но чтобы все получилось, разомнем наш язычок. Побудем немного фокусниками. (Из «волшебной» шляпки вытягивают ушки с изображением артикуляционного упражнения и все вместе выполняют: «Улыбка», «Лопаточка», «Конфета», «Качели», «Почистим зубы»)
На столе стоит коробка с продуктами питания.
Учитель-дефектолог: Назовите, что это? (Дети достают продукт и называют). Хлеб, сыр, конфеты – как все это мы можем назвать одним понятием? (Продукты питания)
Игра «Назови, какие ты знаешь продукты питания»
Что делают из молока? (Из молока делают творог, сыр, сметану…)
Что делают из мяса? (Котлеты, колбасу, сосиски…)
Что делают из муки? (Хлеб, баранки, булки, печенье…)
Для чего нам нужны продукты? (Чтобы быть сильными, здоровыми)
Учитель-дефектолог: А еще, для того чтобы быть здоровыми, выполним массаж.
Точечный массаж
Первая точка на груди,
Массажируй впереди
Раз, два, три, раз, два, три –
Кашель будет позади.
Чтоб головка не болела,
Массажируем мы смело
Раз, два, три, раз, два, три –
Все болезни позади.
Возле ушка массажируй,
Про болезни позабудь
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем слышать мы опять.
Задание «Один – много»
Дети берут каждый по листку бумаги в виде гармошки. На нем изображен один продукт. Когда гармошку открывают, продуктов становится много. Им необходимо назвать продукт один, а затем со словом много.
Батон – много батонов
Конфета – много конфет
Сосиска – много сосисок
Булочка – много булочек
Яйцо – много яиц
Торт – много тортов
Физкультминутка под музыку
Учитель-дефектолог: Расскажите, что можно приготовить из продуктов? (Каши, супы, пироги…)
Игра «Какой суп?»
Учитель-дефектолог: Выберите из корзины продукты, из которых можно приготовить суп, и скажите, какой суп у вас получился.
Суп из курицы – куриный
Суп из капусты –
Суп из гороха –
Суп из лука –
Суп из моркови –
Суп из овощей –
Учитель-дефектолог: Продуктов у нас очень много, давайте их сосчитаем.
Согласовывают числительные с существительными от одного до пяти.
Одно яйцо, два яйца, три яйца, четыре яйца, пять яиц.
Одна булка,..
Одна конфета,..
Один торт,..
Одна котлета,…
Учитель-дефектолог: В последнем задании найдите на картинке, какой предмет из четырех лишний и обведите его в круг. Только перед тем как выполнить, разомнем пальцы.
Пальчиковая гимнастика с самомассажем под музыку «Колючка» авт. Юлия Флейта
Игра «Что лишнее?»
Хлеб, булка, молоко, баранка.
Яблоко, сыр, груша, слива.
Колбаса, котлеты, чайник, сосиски.
Конфеты, стол, молоко, творог…
Итог
Находим на столе послание от Лунтика: «Спасибо вам, ребята, за то, что помогли мне выполнить домашнее задание».
Учитель-дефектолог: Ребята, вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Что мы делали? Может, что-то было сложным?
Вы сегодня были все настойчивыми, внимательными, сообразительными, поэтому вам удалось выполнить все задания. Спасибо! Давайте себе похлопаем. Мы молодцы!