Использование устного счета на уроках математики в 5–6-х классах для активизации познавательного интереса учащихся

- 16:34II И III СТУПЕНИ, МАТЕМАТИКА, Математика. Материалы к урокам, Методичка

Педагогу необходимо позаботиться о том, чтобы на учебных занятиях каждый ребенок работал активно и увлеченно, что способствует пробуждению мыслительного процесса учащихся. А инструментом могут быть занимательные задачи.

Татьяна КРИВЕЦКАЯ,
учитель математики
ГУО «Гимназия № 1 имени Ф.Я.Перца г. Пинска»,
Брестская область

 

 

Тема «Использование устного счета на уроках математики в 5–6-х классах для активизации познавательного интереса учащихся».

Цель: активизация познавательного интереса учащихся через использование системы упражнений для устного счета на уроках математики.

Ведущая идея: показать, что использование различных видов творческих и занимательных задач в устном счете не только помогает педагогу добиться качественного усвоения знаний, но и способствует подготовке учащихся к решению практических задач, возникающих в повседневной жизни.

 

Важную роль для понимания и осмысления математики учащимися играет умение рассуждать, наблюдать, находить аналогии и идеи для решения, анализировать и обобщать.

Математика является одним из важнейших предметов школьной программы, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

Одной из целей обучения математике в школе в соответствии с принципами математического образования (контекстности, открытости, непрерывности) ставится формирование научного мировоззрения, познавательного интереса, метапредметных компетенций, логического мышления, интуиции, пространственного воображения, необходимых для становления личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Возникает ряд проблемных вопросов, над которыми необходимо работать:

– как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
– каким образом способствовать не механическому усвоению знаний, а логическому с применением практических навыков;
– как успешно работать на учебном занятии со всем классом и одновременно с каждым учащимся.

На мой взгляд, педагог должен уметь создавать условия для развития творческих способностей у учащихся, учить их самостоятельно мыслить, формулировать вопросы в процессе изучения материала. Надо позаботиться о том, чтобы на учебных занятиях каждый ребенок работал активно и увлеченно, что способствует пробуждению мыслительного процесса учащихся. Инструментом могут быть занимательные задачи: задачи-головоломки, разгадывание ребусов, задания на внимание, на сообразительность и догадку, а также нестандартные задачи, задания вычислительного характера, геометрические задания и другие. При этом, чтобы заинтересовать детей, нужно подбирать разнообразные задания, рассчитанные на разный уровень подготовки учащихся.

Устные упражнения важны тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Важной составляющей является и воспитательная функция устных упражнений. Они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. С помощью упражнения для устного счёта можно добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни, а также в будущей профессии. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом учебном занятии необходимо выделять 5–10 минут для их проведения.

В процессе работы мною был создан комплекс устных упражнений, с помощью которых активизируется работа с учебным материалом и стремление к совершенствованию способов решения задач, а также развивается познавательный интерес у учащихся к предмету. Насыщение уроков логическими заданиями при большой плотности текущего теоретического материала возможно через применение комплекса этих устных упражнений на разных этапах учебного занятия.

Для работы я использую следующие упражнения:

– устные упражнения с использованием тренажера, задач-цепочек. Используются для отработки вычислительных навыков и устранения пробелов в знаниях.

– устные упражнения с использованием задач-загадок, задач в стихах, задач-шуток. Учащиеся очень любят задания на «нарушение стереотипов», задачи-шутки. Этот тип задач часто включает в работу на уроке пассивных учащихся, даёт им возможность проявить себя.

– устные упражнения с использованием задач логического характера, задач, требующих нестандартного решения. Особый интерес у учащихся вызывают ребусы, математические загадки, кроссворды и т. д.

– устные упражнения с использованием геометрического материала. Такие упражнения учат смотреть и видеть, готовят к восприятию геометрических задач, задания на разрезание и конструирование, задания на развитие пространственного воображения.

– устные упражнения с использованием дидактических игр. Например, дидактическая игра «Запомни числа», «Пропусти число». 

– устные упражнения с использованием задач, развивающих кругозор учащихся. Это упражнения, связанные с жизнью животных, экономического содержания, экологического содержания, упражнения с использованием краеведческого материала. История родного города, жизнь животных, сведения, связанные с окружающим нас миром, вызывают у учащихся большой интерес, активизирует деятельность учащихся и педагога в рамках урочной и внеурочной деятельности.

– устные упражнения с использованием презентаций. Применение информационно-коммуникационных технологий на занятиях позволяет повысить эффективность учебного процесса при значительной экономии времени педагога, мотивировать учащихся на получение новых знаний и закрепление выработанных умений и навыков.

Систематическое применение различных форм, методов, способов, видов упражнений устного счета приводит к тому, что учащиеся легко решают задачи различного уровня, как из школьной программы, так и задания из республиканского конкурса «Кенгуру», олимпиадные задания. При этом решают их рационально.

Опыт показал, что устные упражнения необходимо использовать постоянно, в определенной системе, причем на различных этапах учебного занятия. С их помощью можно активизировать творческую деятельность учащихся, повысить познавательный интерес к изучаемой теме. Педагог за короткий промежуток времени может оценить степень усвоения учебного материала и выявить ошибки учащихся.

С предложенными упражнениями устного счёта педагоги могут работать в классах с разным уровнем успеваемости, на любом этапе учебного занятия.

 

ПРИМЕРЫ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

ПРИМЕРЫ УСТНЫХ УПРАЖНЕНИЙ. PDF

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий