Целью мастер-класса автор ставит передачу личного профессионального опыта работы по эффективному применению форм работы с различными медиатекстами для анализа художественных произведений на проблемно-тематическом уровне в ходе подготовки учащихся к написанию отзыва.
Ольга КОНИК,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный»
Берестовицкого района,
Гродненская область
Цель: представление и передача личного профессионального опыта работы по эффективному применению форм работы с различными медиатекстами для анализа художественных произведений на проблемно-тематическом уровне в ходе подготовки учащихся к написанию отзыва.
Задачи:
– создать условия для профессионального общения, самосовершенствования, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
– презентовать педагогический опыт, накопленный по теме мастер-класса;
– организовать взаимодействие участников мастер-класса, отработать формы работы с использованием медиатекстов и медиаконтента;
– содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.
Оборудование: мультимедийная установка и ноутбук для демонстрации презентации, раздаточный материал (вопросы, опорные конспекты, фотографии, тексты и т.д.)
Презентация к мастер-классу. PDF
Ход мастер-класса
Содержание мастер-класса |
Деятельность участников |
Слайды (№) |
Организационный этап |
||
Мастер приветствует участников мастер-класса. Предлагает написать свои имена на бейджах. |
Педагоги занимают места за столами в аудитории, записывают своё имя |
|
Мотивационный этап |
||
Мастер: Неотъемлемой частью работы учителя русского языка и литературы является подготовка способных учащихся к олимпиаде по предмету. Актуальность моего мастер-класса обусловлена проблемой снижения качества написания отзывов учащимися и необходимостью формирования их критического, индивидуального, творческого мышления при анализе произведений. Подготовка к написанию отзыва – одна из сложных, кропотливых, но интересных работ. |
Слушают, принимая информацию к сведению |
2 |
Мастер: Давайте вспомним, что такое отзыв. Обратите внимание на формулировку и выделенные слова. |
|
3 |
Мастер: Предлагаю вам обратить внимание на планы работы над отзывом о художественном произведении. Выделен красным цветом пункт № 5. |
Читают информацию со слайдов, анализируя её, и работают с предложенным раздаточным материалом (план работы над отзывом) |
4 |
Мастер: Посмотрите на выдержку из памятки «Как работать над отзывом». На слайде красным шрифтом выделена фраза «что я знаю об этой теме и как она отражена в литературе; проблема, как она раскрывается». |
Отвечая на вопросы, участвуют в целеполагании |
5, 6 |
Мастер: По собственному опыту могу сказать, что самое сложное для многих олимпиадников – это связать данное художественное произведение с другими произведениями искусства, с реальной жизнью, чтобы доказать его актуальность. |
Соглашаются с тем, что учащиеся не только должны обозначить тему и проблему, но и рассуждать, связывая анализируемое произведение с другими |
|
Мастер: На следующем слайде вы видите несколько тем, которые актуальны в современном обществе и нашли свое отражение во многих художественных произведениях. |
Выбирают одну из трёх первых тем и распределяются на три группы |
7 |
Мастер: Основным принципом моей работы при анализе произведения на проблемно-тематическом уровне является подбор и анализ разных медиатекстов, посвящённых одной тематике и проблематике в качестве одного из видов тренировочных упражнений для связи анализируемого произведения с другими медиатекстами. |
Заинтересовываются предложенной темой работы мастер-класса и готовы работать |
|
Информационно-ориентировочный этап |
||
Мастер: Сейчас я хочу остановиться на теме «…Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…». |
Слушают, читают информацию со слайдов, принимая услышанное и увиденное к сведению, анализируют |
8 |
Мастер: Очерёдность анализа данных медиатекстов может быть любой. Но я предлагаю начать с просмотра и анализа художественного фильма «Мы из будущего». Вопросы для интерактивной беседы предлагаю заранее. Дети характеризуют молодых «чёрных» копателей, сравнивают их поведение и поступки до попадания в 1942 год и после. Анализируем отдельные эпизоды, в которых раскрываются очень важные моменты для характеристики образов. Наперебой дети комментируют эпизод, когда герой камнем до крови стирает немецкую свастику со своего предплечья. Тема любви тоже заслуживает внимания, но для нас важна другая тема – тема выбора, поведения, способности жертвовать своей жизнью ради других. |
Слушают, читают информацию со слайдов, принимая услышанное и увиденное к сведению |
9 |
Мастер: Следующий этап – анализ эпического произведения – рассказа В.Некрасова «Сенька». Дискуссия «Сенька – трус или герой?». Акцентирую внимание на отдельных вопросах, предложенных для анализа стихотворения, и на их формулировке, которая помогает при помощи перифраза сформулировать ответ, но обязательно доказывая авторским текстом. Например, вопрос № 9 содержит важную мысль о том, что именно негативное отношение раненых заставило Сеньку глубже задуматься над тем, что он совершил. Выросшая стена отчуждения между ним и ранеными заставила переоценить сделанное, испытать душащий его стыд и стала толчком для совершения подвига. |
Слушают, читают информацию со слайдов, принимая услышанное и увиденное к сведению |
10 |
Мастер: Ю.В.Друнина – поэтесса, у которой много проникновенных стихов о войне. Юлия Друнина прошла войну, и ей как никому другому эта тема особенно близка. «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в 41-й год…». |
Читают стихотворение и начинают работу в группах. Отвечают на вопросы, применяя приём перефразирования и доказывая текстом. В результате поочерёдных ответов педагоги приходят к выводу, что образ умирающей девочки неразрывно связан с образом автора |
11 |
Мастер предлагает прочитать со слайда отрывки из книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Задает участникам мастер-класса вопрос о целесообразности и значимости анализа публицистического медиатекста – отрывков из документально-очерковой книги «У войны не женское лицо» белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015 года. |
Отвечают на заданный вопрос о значимости воспоминаний самих участников этой страшной войны |
12, 13 |
Мастер предлагает педагогам акцентировать внимание на следующем медиатексте – фотографии. |
Слушают, принимают информацию к сведению. Рассматривают фотографии, размещённые на слайдах |
14–20 |
Мастер: Посмотрите на несколько снимков времён Великой Отечественной и обратите внимание на последний (Слайд 21). Детям было предложено сочинение-рассуждение «О чём задумался, капитан?». Но прежде мы вспомнили план анализа фото и описания картины (на переднем плане, на заднем плане и т.д.) Описывая фото, дети должны помнить, что все детали на снимке важны». |
Работают с фотоснимком, составляя мини– сочинение. Зачитывают варианты. |
21, 22 |
Операционно-практический этап |
||
Мастер напоминает участникам мастер-класса о выбранных темах и предлагает начать работу по ним. Сформулировать проблему, предложить разные медиатексты, над которыми можно поработать, чтобы раскрыть тему и проблему, которая поднимается в этих произведениях. А также попробовать связать одно произведение с другим, доказывая общую тему и проблему. |
Работают по выбранным темам, формулируя проблему и подбирая разные медиатексты для раскрытия этой темы и проблемы. |
23 |
Мастер предлагает участникам мастер-класса свои варианты работы. |
Слушают, принимают информацию к сведению, анализируют |
24 |
Мастер сжато характеризует работу над темой «Учитель! Перед именем твоим….», озвучивает информацию на слайде, акцентируя внимание на медиатекстах об учителях, размещённых на сайте «Любимая профессия». |
Слушают, принимают информацию к сведению, анализируют |
26 |
Мастер предлагает обратить внимание на тему «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» и те медиатексты, которые подобраны учителем и анализировались учащимися с целью раскрытия темы и связанной с ней острой общественной проблемой. |
Слушают, принимают информацию к сведению, анализируют |
27, 28 |
Рефлексивно-оценочный этап |
||
Мастер предлагает участникам мастер-класса высказаться о целесообразности такой работы с учащимися при подготовке к написанию отзыва. |
Высказывают своё мнение о целесообразности выбранной темы, форме проведения занятия, достижения прогнозируемого результата и работе педагога |
30 |