Использование игровых упражнений при автоматизации звука [л] в словах (словосочетаниях, предложениях) у воспитанников 5–6 лет в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи

- 13:05КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, Коррекционная педагогика. Игры, Методичка

В материале представлена подборка игровых упражнений по автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях, изготовленных автором самостоятельно. Коррекционный процесс с ними становится интересным, эмоциональным, увлекательным и в результате – эффективным.

 

Наталья КЛЕПИКОВА,
учитель-дефектолог
ГУО «Сморгонский дошкольный центр развития ребенка»,
Гродненская область

 

 

 

В пункте коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования на индивидуальных занятиях с воспитанниками учитель-дефектолог проводит работу по коррекции звукопроизношения. Такая работа требует внимания, усердия, терпения, усидчивости воспитанников. Большое количество игрового материала позволяет разнообразить этот процесс, не вызывая тоску у воспитанников во время обучения. Моё главное требование ко всем игровым пособиям – многофункциональность. С их помощью можно не только формировать правильное произношение звука, но и развивать просодические компоненты речи, речеслуховую память, внимание, пространственную ориентировку, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев и кистей рук, развивать грамматические категории речи, связную речь и многие другие функции, способствующие речевому развитию воспитанников. Некоторые игровые упражнения можно адаптировать для автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях.

Предлагаю ознакомиться с подборкой игровых упражнений по автоматизации звука [л] в словах, словосочетаниях, предложениях, изготовленных мною самостоятельно. Коррекционный процесс с ними становится интересным, эмоциональным, увлекательным и в результате – эффективным.

 

Лого-бой

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах в разных позициях;
– развивать оптико-пространственные представления;
– способствовать активизации слуховой памяти;
– развивать зрительное восприятие путём дифференциации зрительных образов символов звуков и цифр;
– способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль по ходу деятельности;
– развивать мелкую моторику пальцев рук.

Инструкция

Выбери игровое поле. Обрати внимание на имеющиеся на нём координаты. Я называю необходимые координаты, ты находишь их пересечение. В этой точке открываешь предметную картинку и называешь её, чётко произнося звук [л]. Если слово произнесено верно – забираешь фишку с аплодисментами, если допустил в произношении ошибку – эту картинку закрываешь фишкой со знаком вопроса. Я выполняю те же действия, что и ты. Игра завершается после того, как открыты все координаты. Выигрывает тот, у кого окажется большее количество фишек с аплодисментами.

Речевой материал:

– игровое поле 1: посылка, лупа, юла, белка, вилка, лавка, желток, булка, пила, ползунки, палка, кулон, иголка, одеяло, луна, лось, палатка, яблоко, халат, бутылка, заколка, лак, лопата, лодка, лампочка;
– игровое поле 2: платье, мел, мыло, метёлка, слон, клубника, водолаз, клубок, лампа, глобус, кукла, балкон, ложка, скакалка, факел, лук, облако, стул, пенал, велосипед, салат, молоток, ёлка, ластик, пластилин.

 

Лого-доббль

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах во всех позициях;
– развивать зрительное восприятие через узнавание предметов при их изображении в разных ракурсах;
– развивать мелкую моторику пальцев рук.

Инструкция

Складывай все карточки в «башенку» лицевой стороной вверх. Сними с «башенки» две верхние карточки, одну положи перед собой, вторую – передо мной. Внимательно рассматривай предметы, изображённые на своей карточке и на верхней карточке в «башенке». Как только увидишь одинаковые предметы, одновременно нажимай пальчиком на звоночек и называй эти предметы, чётко произнося звук [л], и забирай верхнюю карточку из «башенки» себе. Клади эту карточку поверх предыдущей. Теперь сравнивай свою новую карточку с верхней новой карточкой в «башенке». Я делаю то же, что и ты. Победит тот, кто сможет собрать у себя большее количество карточек.

Спорный момент – если игроки объявили о совпадении предметов на карточке одновременно, то забирает карточку тот, кто первым нажал на звоночек.

Речевой материал:

– в начале слова: ласточка, лосось, ладонь, Лунтик, лаваш, лайка, лопух, лодка, лыжник, лось, лапы, луна, лампочка;
– в словах в интервокальной позиции: халат, палатка, пчела, колос, голубь, малыш, колобок, кулон, жёлудь, полотенце, волосы, булавка, шоколад;
– в середине слов: колдун, шкатулка, балкон, палка, вешалка, бутылка, скалка, болт, булка, иголка, колбаса, косилка, ёлка;
– в словах со стечением согласных звуков: блокнот, яблоко, платок, свёкла, глобус, клубника, метла, слон, масло, клубок, глаза, клоун, флакон;
– в конце слов: бокал, пенал, кинжал, стул, журнал, факел, мел, узел, стол, самосвал, ангел, дятел, крокодил;
– в словах в разных позициях: лампа, лотос, флаг, лавка, сигнал, шоколад, малыш, волк, крокодил, бутылка, планета, жёлудь, стул.

 

Лого-яблоки

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах в разных позициях;
– развивать умение выполнять синхронные движения обеими руками;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
– развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности.

Инструкция

Перед тобой яблоко. Оно не простое, а с секретом. В нём кто-то живёт. Чтобы узнать кто, необходимо одновременно пальцами обеих рук снимать две заплатки и называть ту пару картинок, которая открылась, чётко произнося звук [л]. То слово, которое ты произнесёшь верно, необходимо закрыть смайлом-знайкой, а то слово, в котором допустишь ошибку, закрыть смайлом-грустинкой. Смайлы нужно брать и выкладывать одновременно двумя руками. Картинки, закрытые смайлами-грустинками, назови ещё раз.

Речевой материал:

– в начале слова: лопата, лампа, лак, ласты, лампочка, ложка, лодка, лось, ландыш, ласточка, лыжи, лошадь, лук, лупа, лотос, луна, лавка, ластик;
– в интервокальной позиции: пила, мыло, акула, колобок пела, шоколад, халат, молоко, полотенце, юла, мышеловка, молоток, жёлудь, солонка, колодец, полушубок, малыш, булавка;
– в середине слов: галка, фиалка, белка, колбаса, метёлка, мочалка, вилка, шкатулка, сушилка, булка, бутылка, точилка, колдун, русалка, галстук, колпак, скакалка, волк;
– в конце слов: пенал, сокол, кинжал, самосвал, дятел, факел, узел, мел, крокодил, осёл, козёл, стол, стул, котёл, ствол, штурвал, сигнал;
– в словах со стечением согласных звуков: платок, фломастер, плащ, слон, дупло, пластилин, клоун, клубника, флаг, клавиши, клубок, шланг, плоскогубцы, гладиолус, платье, пазлы, весло, планета.

 

Лого-вертушки

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах, словосочетаниях, предложениях;
– употреблять существительные в косвенных падежах;
– согласовывать качественные прилагательные с существительными в роде и числе;
– согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными;
– согласовывать числительные 1, 2, 5 с прилагательными и существительными в роде и числе;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Вариант 1. Ласточка (и лыжник, пилот и пчела, волк и белка, слон и кукла, осёл и козёл) собрались на экскурсию в соседний детский сад.

Кого? (чего?) нет в соседнем детском саду? Крути вертушку и правильно называй открывающиеся картинки. Например, ласточка увидела, что нет ландыша, лупы, ластика, лампочки, ложки, лотоса, лака, лаванды.

Ласточка пришла с подарком. Кому вручила подарок ласточка? Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй открывающиеся картинки. Например, ласточка вручила подарок ландышу, лупе, ластику, лампочке, ложке, лотосу, лаку, лаванде.

Кого? (что?) увидела ласточка в детском саду? Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй открывающиеся картинки. Например, ласточка увидела ландыш, лупу, ластик, лампочку, ложку, лотос, лак, лаванду, ландыш).

Чем? (кем?) довольна (гордится) ласточка в соседнем саду? Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй открывающиеся картинки. Например, ласточка гордится ландышем, лупой, ластиком, лампочкой, ложкой, лотосом, лаком, лавандой, ландышем.

О ком? (о чём?) думали герои, уходя домой? Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй открывающиеся картинки. Например, ласточка думает о ландыше, лупе, ластике, лампочке, ложке, лотосе, лаке, лаванде, ландыше.

Вариант 2. Представь, что волшебник заколдовал все предметы, они стали голубыми (жёлтыми, белыми, салатовыми). Какие игрушки у белки?

Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй предложенный цвет круга и открывающеюся картинку. Например, у белки голубая ёлка, голубой галстук, голубая зажигалка, голубая молния, голубая колбаса, голубая полка, голубые салфетки, голубой колпак.

Вариант 3. Герои посетили магазин игрушек. Сколько игрушек у слона? Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй предложенную цифру и открывающеюся картинку. Например, у слона две клубники, две клумбы, один шланг, две свёклы, пять фломастеров, пять плащей, одно облако, одно яблоко.

Вариант 4. Сколько и каких игрушек показал слон Платону? Крути вертушку и, чётко проговаривая звук [л], называй предложенную цифру, цвет круга и открывающеюся картинку. Например, у слона две голубые клубники, две голубые клумбы, один голубой шланг, две голубые свёклы, пять голубых фломастеров, пять голубых плащей, одно голубое облако, одно голубое яблоко.

Речевой материал:

– в начале слов: ландыш, лупа, ластик, лампочка, ложка, лотос, лак, лаванда, ландыш; луна, луноход, лопата, лось, лодка, лама, лампа, лук;
– в словах в интервокальной позиции: колобок, колос, молоток, мыло, шоколад, юла, голубика, жёлудь; пила, солонка, полотенце, рулон, салат, халат, холодильник, мышеловка;
– в середине слов: метёлка, заколка, точилка, скакалка, копилка, палка, подсолнух, мочалка; галстук, зажигалка, молния, колбаса, полка, салфетка, колпак, ёлка;
– в словах со стечением согласных звуков: клумба, клубника, шланг, свёкла, фломастер, плащ, облако, яблоко; баклажан, пазлы, платок, платье, планета, хлопушка, шашлык, болт;
– в конце слов: пенал, стол, штурвал, кинжал, сокол, стул, козёл, самосвал; дятел, журнал, узел, коралл, крокодил, факел, ангел, бокал.

 

Лого-фонарики

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах, словосочетаниях;
– развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Инструкция

Вариант 1. Перед тобой Клавины шкатулки. Посмотрим, что она хранит в шкатулках. Выбирай любую шкатулку, расположи её перед фонариком. Называй, чётко проговаривая звук [л], появившуюся картинку, которую увидел в шкатулке. Например, в шкатулке лампа, в шкатулке ложка.

Вариант 2. Что лежит в лукошке? Выбирай любое лукошко, расположи его перед фонариком. Называй, чётко проговаривая звук [л], появившуюся картинку, которую увидел в лукошке. Например, в лукошке лампочка, в лукошке ластик.

Вариант 3. Перед тобой палатки. Посмотрим, что внутри. Выбирай любую палатку, расположи её перед фонариком. Называй, чётко проговаривая звук [л], появившуюся картинку, которую увидел в палатке. Например, в палатке жёлудь, в палатке юла.

Вариант 4. Перед тобой блокноты. Посмотрим, что в блокноте написано. Выбирай любой блокнот, расположи его перед фонариком. Называй, чётко проговаривая звук [л], появившуюся картинку, которую увидел в блокноте. Например, в блокноте пластилин, в блокноте клоун.

Речевой материал:

– в начале слов: лампочка, ластик, лак, ласточка, лук, луна, лопата, лампа, лодка, ландыш, лошадь, лотос;
– в словах в интервокальной позиции: жёлудь, юла, шоколад, салат, полотенце, молоток, зеркало, пила, халат, мыло, сало, пчела;
– в середине слов: фиалка, булка, заколка, белка, ёлка, колбаса, колпак, галстук, вешалка, подсолнух, мочалка, метёлка;
– словах со стечением согласных звуков: пластилин, клоун, клубника, кукла, клубок, платье, свёкла, слон, флаг, яблоко, плащ, повидло.

 

Лого-ленты

Задачи:

– автоматизировать звук [л] в словах, предложениях;
– развивать умения употреблять существительные в именительном, винительном, творительном падеже;
– развивать мелкую моторику пальцев.

Инструкция

Вариант 1. Перед тобой игровое поле, где изображены клоун и его волшебный колпак. Хочешь узнать, что у клоуна в волшебном колпаке? Передвигай ленту пальчиками и называй предметную картинку, чётко произнося звук [л].

Например: а) У клоуна в волшебном колпаке платье, яблоко, платок; б) У клоуна в волшебном колпаке платье. У клоуна в волшебном колпаке яблоко.

Вариант 2. Перед тобой игровое поле, где на арене цирка выступает колдун. Он своей волшебной палочкой способен совершать чудеса. В кого (во что?) превратил колдун белку? Передвигай ленту пальчиками и называй предметную картинку, чётко произнося звук [л]. Например: а) Колдун превратил белку в салфетку, в солдата, в скакалку; б) Колдун превратил белку в салфетку. Колдун превратил белку в солдата.

Вариант 3. Перед тобой игровое поле, где изображена комната для балла. Хозяйка балла – Золушка. С кем пляшет Золушка на балу? Передвигай ленту пальчиками и называй предметную картинку, чётко произнося звук [л]. Например: а) Золушка пляшет на балу с колобком, с пчелой, с камбалой; б) Золушка пляшет на балу с колобком. Золушка пляшет на балу с пчелой.

Речевой материал:

– в словах со стечением согласных звуков: платье, яблоко, платок, пластилин, планета, облако, масло, клубника, глобус, свёкла, пазлы, слон, метла, глухарь, фломастеры, плащ;
– в середине слов: салфетка, солдат, скалка, алмаз, сушилка, колбаса, ползуны, желток, точилка, вешалка, полка, ёлка, шкатулка, футболка, галстук;
– в интервокальной позиции: колобок, пчела, камбала, малыш, пилот, акула, рыболов, болонка, антилопа, соловей, водолаз, галоши, юла, полотенце, голубика, шоколад;
– в начале слова: лак, ладонь, лампа, ластик, лампочка, ландыш, лыжи, лопата, лодка, лупа, лукошко, ложка, лотос, лавка, лаваш, лук.

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий